Вопрос священнику

20.02.2013

Вопрос:

Благославите,батюшка! Нигде не найду ответ,а если и нахожу,то противоречивые. Может вы вразумите:известно-мытарства после смерти проходят в третий день и они страшны,во всех источниках написано.что души с трудом,но их проходят и идут на поклонение к Богу и т.д.,но нигде не указывается о задержанных душах-что с ними (?), неужели мглистая сила их может задержать и поместить в места мучений до 9 и 40 дня(?). Как написано у свт Игнатия(Брянчанинова)" в темницах невидения Бога")… Валерий 20.02.2013

Ответ:

Вообще говорить о загробной жизни души, что и как буквально с ней происходит, мы не можем. Там уже совсем другой мир, другие измерения, другое время, и выразить все это понятиями этого материального мира никакой человек не сможет. Апостол Павел был восхищен до третьего Неба и то, что он там увидел, выразил так: «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 послание к Коринфянам апостола Павла 12 глава 4 стих). Поэтому буквально никакой человек не сможет объяснить, что происходит с душами умерших. Но в то же самое время и из Священного Писания, и из трудов Святых Отцов наших мы точно знаем, что и мытарства там есть, что и бесы воочию уже являются, что и участь души предварительно уже определяется или на мучения, или на блаженства. Но так как выразить это все человеческим языком невозможною, то поэтому церковные писатели используют различные символы. Как же православное богословие говорит о загробной участи душ человеческих? О мытарствах? В первом своем послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что все дела человека подвергнутся огненной проверке, и добрые, и злые (1Кор. 3: 12-15). Прежде общего Страшного суда, который состоится после Второго пришествия Спасителя и определит уже окончательную участь души – рай или ад, душу каждого человека ожидает суд частный, подводящий итог временной его жизни. Человек получает по заслугам своим: блаженство за добрые дела и муки за злые. В своей книге «Современная практика православного благочестия» Пестов Н. Е. пишет: «Мытарства – это анализ состояния души, — работа по классификации, которую производят ангелы и темные духи после смерти тела. Они определяют степень развития в душе умершего всех положительных и отрицательных склонностей и по данным всех определений указывают соответствующее ей место». И далее он приводит высказывания преподобного Макария Великого, который говорит о том, что если душа окажется повинной в грехах, то приходят толпы демонов и эту душу забирают в свою область на истязаний. «Никто не должен удивляться этому, — говорит преподобный Макарий, — потому что если душа в этой жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась, и была их рабою, то тем более удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира». Поэтому мы видим, что бесы задерживают после смерти только те души, которые в этой временной жизни с ними связались, кто послушно принимал от них греховные помыслы и исполнял их волю, совершая грехи. О природе страданий задержанных на мытарствах душах очень хорошо опять же пишет Пестов в этой же книге. Он приводит в ней высказывание архимандрита Иоанна: «Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа переносит эту свою страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет эту страсть удовлетворять, отчего душа будет пребывать в непрестанном томлении самосгорания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности эту страсть удовлетворять. Гастроном, только и думавший в своей земной жизни, что о еде, несомненно будет мучиться после своей смерти, лишившись плотской пищи, но не лишившись душевной жажды к ней стремиться. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно удовлетворить, залив алкоголем, и тем успокоить на время мучащуюся душу. Блудник будет испытывать то же чувство. Деньголюбец тоже… Курильщик – то же». Из сказанного становится ясно, что ничего волшебного и сверхъособенного с душой после смерти ее происходить не будет. Будет лишь естественная расплата за свои грехи и страсти.

20.02.2013

Вопрос:

Благославите,батюшка! Нигде не найду ответ,а если и нахожу,то противоречивые. Может вы вразумите:известно-мытарства после смерти проходят в третий день и они страшны,во всех источниках написано.что души с трудом,но их проходят и идут на поклонение к Богу и т.д.,но нигде не указывается о задержанных душах-что с ними (?), неужели мглистая сила их может задержать и поместить в места мучений до 9 и 40 дня(?). Как написано у свт Игнатия(Брянчанинова)" в темницах невидения Бога")… Валерий 20.02.2013

Ответ:

Вообще говорить о загробной жизни души, что и как буквально с ней происходит, мы не можем. Там уже совсем другой мир, другие измерения, другое время, и выразить все это понятиями этого материального мира никакой человек не сможет. Апостол Павел был восхищен до третьего Неба и то, что он там увидел, выразил так: «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 послание к Коринфянам апостола Павла 12 глава 4 стих). Поэтому буквально никакой человек не сможет объяснить, что происходит с душами умерших. Но в то же самое время и из Священного Писания, и из трудов Святых Отцов наших мы точно знаем, что и мытарства там есть, что и бесы воочию уже являются, что и участь души предварительно уже определяется или на мучения, или на блаженства. Но так как выразить это все человеческим языком невозможною, то поэтому церковные писатели используют различные символы. Как же православное богословие говорит о загробной участи душ человеческих? О мытарствах? В первом своем послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что все дела человека подвергнутся огненной проверке, и добрые, и злые (1Кор. 3: 12-15). Прежде общего Страшного суда, который состоится после Второго пришествия Спасителя и определит уже окончательную участь души – рай или ад, душу каждого человека ожидает суд частный, подводящий итог временной его жизни. Человек получает по заслугам своим: блаженство за добрые дела и муки за злые. В своей книге «Современная практика православного благочестия» Пестов Н. Е. пишет: «Мытарства – это анализ состояния души, — работа по классификации, которую производят ангелы и темные духи после смерти тела. Они определяют степень развития в душе умершего всех положительных и отрицательных склонностей и по данным всех определений указывают соответствующее ей место». И далее он приводит высказывания преподобного Макария Великого, который говорит о том, что если душа окажется повинной в грехах, то приходят толпы демонов и эту душу забирают в свою область на истязаний. «Никто не должен удивляться этому, — говорит преподобный Макарий, — потому что если душа в этой жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась, и была их рабою, то тем более удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира». Поэтому мы видим, что бесы задерживают после смерти только те души, которые в этой временной жизни с ними связались, кто послушно принимал от них греховные помыслы и исполнял их волю, совершая грехи. О природе страданий задержанных на мытарствах душах очень хорошо опять же пишет Пестов в этой же книге. Он приводит в ней высказывание архимандрита Иоанна: «Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа переносит эту свою страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет эту страсть удовлетворять, отчего душа будет пребывать в непрестанном томлении самосгорания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности эту страсть удовлетворять. Гастроном, только и думавший в своей земной жизни, что о еде, несомненно будет мучиться после своей смерти, лишившись плотской пищи, но не лишившись душевной жажды к ней стремиться. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно удовлетворить, залив алкоголем, и тем успокоить на время мучащуюся душу. Блудник будет испытывать то же чувство. Деньголюбец тоже… Курильщик – то же». Из сказанного становится ясно, что ничего волшебного и сверхъособенного с душой после смерти ее происходить не будет. Будет лишь естественная расплата за свои грехи и страсти.

18.02.2013

Вопрос:

Романовых? Есть сведения, что святое семейство Николая 2 посещало наш город по пути следования к месту казни. Не собирается ли РПЦ как-то отметить это место? Екатерина 18.02.2013

Ответ:

Святой царь-мученик Николай II со своей венценосной семьей действительно останавливались в Вятке, когда их везли в Сибирь. Их поезд простоял всего только несколько часов. И  не на самой станции, а чуть подальше в сторону Нововятска. По преданию, во время стоянки императору разрешили выйти из вагона и погулять.     Кроме этого место, где гулял святой император Николай II, у нас в Вятке есть еще другое место, связанное с родом Романовых. Это дом купчихи Савинцевой на улице Вознесенской (сегодня дом, где располагается вечерняя школа напротив филармонии). В этом доме около месяца весной 1918 года жили Великий князь Сергий Михайлович, племянник Александра Второго, и князья Иоанн, Игорь и Константин Романовы – сыновья Великого князя Константина Константиновича (известного поэта, писавшего под псевдонимом «К.Р.»). А также князь Владимир Палей – сын Великого князя Павла Александровича. В конце апреля их из Вятки выслали в Екатеренбург, где, как известно, всех Романовых расстреляли и побросали в шахты.    Вот два исторических места Вятки, которые связаны с родом Романовых. У вятских верующих есть большое желание эти два  места отметить памятным знаком, об этом идут разговоры, обсуждения, но окончательного решения пока не принято.

18.02.2013

Вопрос:

Романовых? Есть сведения, что святое семейство Николая 2 посещало наш город по пути следования к месту казни. Не собирается ли РПЦ как-то отметить это место? Екатерина 18.02.2013

Ответ:

Святой царь-мученик Николай II со своей венценосной семьей действительно останавливались в Вятке, когда их везли в Сибирь. Их поезд простоял всего только несколько часов. И  не на самой станции, а чуть подальше в сторону Нововятска. По преданию, во время стоянки императору разрешили выйти из вагона и погулять.     Кроме этого место, где гулял святой император Николай II, у нас в Вятке есть еще другое место, связанное с родом Романовых. Это дом купчихи Савинцевой на улице Вознесенской (сегодня дом, где располагается вечерняя школа напротив филармонии). В этом доме около месяца весной 1918 года жили Великий князь Сергий Михайлович, племянник Александра Второго, и князья Иоанн, Игорь и Константин Романовы – сыновья Великого князя Константина Константиновича (известного поэта, писавшего под псевдонимом «К.Р.»). А также князь Владимир Палей – сын Великого князя Павла Александровича. В конце апреля их из Вятки выслали в Екатеренбург, где, как известно, всех Романовых расстреляли и побросали в шахты.    Вот два исторических места Вятки, которые связаны с родом Романовых. У вятских верующих есть большое желание эти два  места отметить памятным знаком, об этом идут разговоры, обсуждения, но окончательного решения пока не принято.

18.02.2013

Вопрос:

Романовых? Есть сведения, что святое семейство Николая 2 посещало наш город по пути следования к месту казни. Не собирается ли РПЦ как-то отметить это место? Екатерина 18.02.2013

Ответ:

Святой царь-мученик Николай II со своей венценосной семьей действительно останавливались в Вятке, когда их везли в Сибирь. Их поезд простоял всего только несколько часов. И  не на самой станции, а чуть подальше в сторону Нововятска. По преданию, во время стоянки императору разрешили выйти из вагона и погулять.     Кроме этого место, где гулял святой император Николай II, у нас в Вятке есть еще другое место, связанное с родом Романовых. Это дом купчихи Савинцевой на улице Вознесенской (сегодня дом, где располагается вечерняя школа напротив филармонии). В этом доме около месяца весной 1918 года жили Великий князь Сергий Михайлович, племянник Александра Второго, и князья Иоанн, Игорь и Константин Романовы – сыновья Великого князя Константина Константиновича (известного поэта, писавшего под псевдонимом «К.Р.»). А также князь Владимир Палей – сын Великого князя Павла Александровича. В конце апреля их из Вятки выслали в Екатеренбург, где, как известно, всех Романовых расстреляли и побросали в шахты.    Вот два исторических места Вятки, которые связаны с родом Романовых. У вятских верующих есть большое желание эти два  места отметить памятным знаком, об этом идут разговоры, обсуждения, но окончательного решения пока не принято.

01.02.2013

Вопрос:

Доброго времени суток. Могу ли я развенчаться с бывшим мужем? Официальный развод в ЗАГСе 14.12.2010 года. Причина развода — он живет с другой женщиной. От брака есть дочь 2008 года рождения. Заранее благодарю. Елена 01.02.2013

Ответ:

Такого понятия, как «развенчание» в Православной Церкви вообще не существует. Надо понимать, что Церковь – это не бюрократический какой-то там аппарат, который занимается только тем, что выписывает различные справки. И Венчание, соответственно, это не просто запись в церкви. Венчание – это таинство, в котором брачующимся Богом дается благодатная помощь для создания крепкой и благополучной семьи, для совершенствования в любви. Но при этом Господь эту Свою помощь никому не навязывает, человек может принять ее, а может и отвергнуть. Распад семьи – это признак того, что супруги пренебрегли даром Божиим, ради своих личных амбиций и желаний. Пренебрегли даром любви, пренебрегли, можно сказать, Самим Богом, потому что Бог есть Любовь (Ин. ). Поэтому разрушение венчанного брака – это не просто потеря любви, это и потеря Бога, а значит и потеря надежды на спасение. В епархии в таком случае выдается документ, в котором правящим архиереем подтверждается, что супруги утратили Божественный дар любви, оказались неспособными исполнить главную заповедь Божию о любви к ближнему.  Получив его, совсем не значит, что этим с прошлой семейной жизнью все покончено и теперь можно спокойно жить дальше. Им указывается на то, что разведенные супруг и супруга находятся в тяжелом духовном состоянии, в состоянии неспособности исполнять заповедь о любви, а значит и неспособными войти в Царство Божие, в Царство Любви. Поэтому получив свидетельство о разрушении церковного брака не надо успокаиваться, а надо серьезно обеспокоиться своим духовным состоянием, состоянием погибели. То, что причиной развода стал уход мужа к другой женщине, может навести на мысль о том, что жена сама здесь ни в чем невиновна. Но это скорей всего не так. В разрушении семьи практически всегда виноваты оба супруга, может быть в большей или меньшей степени. Поэтому необходимо начать ходить на исповедь, чтобы проанализировать свою жизнь, понять свои грехи, которые стали причиной убийства любви. Не надо обвинять при этом бывшего мужа, надо думать только себе, о своих недостатках. Это необходимо не кому-нибудь, а только Вам самим. Работая таким образом над собой, Вы исправите свои недостатки, те болячки души, которые не дают ей любить по-настоящему. С Божией помощью Вы будете духовно совершенствоваться, что в последующем Вам поможет еще раз попробовать, и на этот раз создать крепкую и счастливую семью. Для того, чтобы стать счастливым человеком, надо понять главное, что как благополучие, так и несчастие зависит единственно только от нас самих, исполняем ли мы заповеди Божии или же пренебрегаем ими и соответственно расплачиваемся за это различными скорбями и болезнями.

01.02.2013

Вопрос:

Доброго времени суток. Могу ли я развенчаться с бывшим мужем? Официальный развод в ЗАГСе 14.12.2010 года. Причина развода — он живет с другой женщиной. От брака есть дочь 2008 года рождения. Заранее благодарю. Елена 01.02.2013

Ответ:

Такого понятия, как «развенчание» в Православной Церкви вообще не существует. Надо понимать, что Церковь – это не бюрократический какой-то там аппарат, который занимается только тем, что выписывает различные справки. И Венчание, соответственно, это не просто запись в церкви. Венчание – это таинство, в котором брачующимся Богом дается благодатная помощь для создания крепкой и благополучной семьи, для совершенствования в любви. Но при этом Господь эту Свою помощь никому не навязывает, человек может принять ее, а может и отвергнуть. Распад семьи – это признак того, что супруги пренебрегли даром Божиим, ради своих личных амбиций и желаний. Пренебрегли даром любви, пренебрегли, можно сказать, Самим Богом, потому что Бог есть Любовь (Ин. ). Поэтому разрушение венчанного брака – это не просто потеря любви, это и потеря Бога, а значит и потеря надежды на спасение. В епархии в таком случае выдается документ, в котором правящим архиереем подтверждается, что супруги утратили Божественный дар любви, оказались неспособными исполнить главную заповедь Божию о любви к ближнему.  Получив его, совсем не значит, что этим с прошлой семейной жизнью все покончено и теперь можно спокойно жить дальше. Им указывается на то, что разведенные супруг и супруга находятся в тяжелом духовном состоянии, в состоянии неспособности исполнять заповедь о любви, а значит и неспособными войти в Царство Божие, в Царство Любви. Поэтому получив свидетельство о разрушении церковного брака не надо успокаиваться, а надо серьезно обеспокоиться своим духовным состоянием, состоянием погибели. То, что причиной развода стал уход мужа к другой женщине, может навести на мысль о том, что жена сама здесь ни в чем невиновна. Но это скорей всего не так. В разрушении семьи практически всегда виноваты оба супруга, может быть в большей или меньшей степени. Поэтому необходимо начать ходить на исповедь, чтобы проанализировать свою жизнь, понять свои грехи, которые стали причиной убийства любви. Не надо обвинять при этом бывшего мужа, надо думать только себе, о своих недостатках. Это необходимо не кому-нибудь, а только Вам самим. Работая таким образом над собой, Вы исправите свои недостатки, те болячки души, которые не дают ей любить по-настоящему. С Божией помощью Вы будете духовно совершенствоваться, что в последующем Вам поможет еще раз попробовать, и на этот раз создать крепкую и счастливую семью. Для того, чтобы стать счастливым человеком, надо понять главное, что как благополучие, так и несчастие зависит единственно только от нас самих, исполняем ли мы заповеди Божии или же пренебрегаем ими и соответственно расплачиваемся за это различными скорбями и болезнями.

01.02.2013

Вопрос:

Доброго времени суток. Могу ли я развенчаться с бывшим мужем? Официальный развод в ЗАГСе 14.12.2010 года. Причина развода — он живет с другой женщиной. От брака есть дочь 2008 года рождения. Заранее благодарю. Елена 01.02.2013

Ответ:

Такого понятия, как «развенчание» в Православной Церкви вообще не существует. Надо понимать, что Церковь – это не бюрократический какой-то там аппарат, который занимается только тем, что выписывает различные справки. И Венчание, соответственно, это не просто запись в церкви. Венчание – это таинство, в котором брачующимся Богом дается благодатная помощь для создания крепкой и благополучной семьи, для совершенствования в любви. Но при этом Господь эту Свою помощь никому не навязывает, человек может принять ее, а может и отвергнуть. Распад семьи – это признак того, что супруги пренебрегли даром Божиим, ради своих личных амбиций и желаний. Пренебрегли даром любви, пренебрегли, можно сказать, Самим Богом, потому что Бог есть Любовь (Ин. ). Поэтому разрушение венчанного брака – это не просто потеря любви, это и потеря Бога, а значит и потеря надежды на спасение. В епархии в таком случае выдается документ, в котором правящим архиереем подтверждается, что супруги утратили Божественный дар любви, оказались неспособными исполнить главную заповедь Божию о любви к ближнему.  Получив его, совсем не значит, что этим с прошлой семейной жизнью все покончено и теперь можно спокойно жить дальше. Им указывается на то, что разведенные супруг и супруга находятся в тяжелом духовном состоянии, в состоянии неспособности исполнять заповедь о любви, а значит и неспособными войти в Царство Божие, в Царство Любви. Поэтому получив свидетельство о разрушении церковного брака не надо успокаиваться, а надо серьезно обеспокоиться своим духовным состоянием, состоянием погибели. То, что причиной развода стал уход мужа к другой женщине, может навести на мысль о том, что жена сама здесь ни в чем невиновна. Но это скорей всего не так. В разрушении семьи практически всегда виноваты оба супруга, может быть в большей или меньшей степени. Поэтому необходимо начать ходить на исповедь, чтобы проанализировать свою жизнь, понять свои грехи, которые стали причиной убийства любви. Не надо обвинять при этом бывшего мужа, надо думать только себе, о своих недостатках. Это необходимо не кому-нибудь, а только Вам самим. Работая таким образом над собой, Вы исправите свои недостатки, те болячки души, которые не дают ей любить по-настоящему. С Божией помощью Вы будете духовно совершенствоваться, что в последующем Вам поможет еще раз попробовать, и на этот раз создать крепкую и счастливую семью. Для того, чтобы стать счастливым человеком, надо понять главное, что как благополучие, так и несчастие зависит единственно только от нас самих, исполняем ли мы заповеди Божии или же пренебрегаем ими и соответственно расплачиваемся за это различными скорбями и болезнями.

16.01.2013

Вопрос:

Скажите пожалуйста в течении какого времени (сколько дней) после освещения воды в Крещение можно купаться? Андрей К. 16.01.2013

Ответ:

Так-то целый год можно купаться в том источнике, который ежегодно освящают на Крещение Господне. Только при условии, что его не будут осквернять ни физически, ни духовно. Поэтому такие источники православные всегда огораживали и соответствующе обустраивали: ставили поклонный крест, вешали иконы, чтобы люди, приходя на святое место вели себя благоговейно и прилично. Если же придя к освященной купели начать ругаться и сквернословить, то это оскверняет воду в нем, она теряет свои благодатные силы. А если с молитвой приходят на это место, то оно надолго остается благодатным.    Если же кто стал свидетелем того, что купель осквернилась, может туда что-нибудь бросили непотребное или кто-то вел себя там неприлично, то надо тогда подойти к местному священнику и все ему объяснит. Он обследует внешне купель, приведет в порядок и заново освятит, и тогда снова можно будет там купаться.

16.01.2013

Вопрос:

Скажите пожалуйста в течении какого времени (сколько дней) после освещения воды в Крещение можно купаться? Андрей К. 16.01.2013

Ответ:

Так-то целый год можно купаться в том источнике, который ежегодно освящают на Крещение Господне. Только при условии, что его не будут осквернять ни физически, ни духовно. Поэтому такие источники православные всегда огораживали и соответствующе обустраивали: ставили поклонный крест, вешали иконы, чтобы люди, приходя на святое место вели себя благоговейно и прилично. Если же придя к освященной купели начать ругаться и сквернословить, то это оскверняет воду в нем, она теряет свои благодатные силы. А если с молитвой приходят на это место, то оно надолго остается благодатным.    Если же кто стал свидетелем того, что купель осквернилась, может туда что-нибудь бросили непотребное или кто-то вел себя там неприлично, то надо тогда подойти к местному священнику и все ему объяснит. Он обследует внешне купель, приведет в порядок и заново освятит, и тогда снова можно будет там купаться.

16.01.2013

Вопрос:

Скажите пожалуйста в течении какого времени (сколько дней) после освещения воды в Крещение можно купаться? Андрей К. 16.01.2013

Ответ:

Так-то целый год можно купаться в том источнике, который ежегодно освящают на Крещение Господне. Только при условии, что его не будут осквернять ни физически, ни духовно. Поэтому такие источники православные всегда огораживали и соответствующе обустраивали: ставили поклонный крест, вешали иконы, чтобы люди, приходя на святое место вели себя благоговейно и прилично. Если же придя к освященной купели начать ругаться и сквернословить, то это оскверняет воду в нем, она теряет свои благодатные силы. А если с молитвой приходят на это место, то оно надолго остается благодатным.    Если же кто стал свидетелем того, что купель осквернилась, может туда что-нибудь бросили непотребное или кто-то вел себя там неприлично, то надо тогда подойти к местному священнику и все ему объяснит. Он обследует внешне купель, приведет в порядок и заново освятит, и тогда снова можно будет там купаться.

14.01.2013

Вопрос:

А правда ли, что все крупные реки освящают на крещение? Если да, то зачем тогда ходить за святой водой в церковь? Михаил 14.01.2013

Ответ:

На праздник Крещение Господне освящается вся водная стихия, все воды. Освящается вода в том плане, чтобы служила человеку, была, как бы, «дружелюбной» к нему, спокойной, не враждебной, не бушующей. Дело в том, что окружающая природа, и вода в частности, способна воспринимать духовную энергию человека. Если люди злы, то и окружающая природа становится агрессивной по отношению к человеку, и наоборот, если люди живут по заповедям Божиим, они находятся и в гармонии с природой, и природа тогда «дружелюбна» человеку. Поэтому, когда говорят, что все воды освящаются, это значит, что верующие люди молятся Богу, чтобы Он Своей Божественной энергией очистил водную стихию от накопившейся в ней по нашим грехам силы зла и, чтобы она, вода, не была к нам людям агрессивна и враждебна. Не приносила бы вреда, а только пользу.   А та вода, что освящается на праздник Крещения в храмах, становится особенной, она становится носительницей самой благодати Божией – Великой Агиасмой. Т. е., не просто очищается от всякой злобной силы, но и наполняется благодатью Божией. Поэтому можно так сказать, что во всех реках вода освящена – в смысле очищена от силы зла, а та вода, что в храмах раздается, еще и наполнена Божественной силой в помощь нашим немощам.