До конца ноября в Доме-музее художника Н.Н. Хохрякова на выставке «Осенняя прогулка» будут представлены живописные произведения из фондов Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, где хранятся около трёхсот полотен мастера, и примерно шестая часть из них посвящена осени.
Все поэтические души любят осень, а художник Николай Хохряков поэтично писал её в своих картинах. В экспозиции выставки — около 50 больших и малых этюдов, написанных в Швейцарии, Италии, под Ялтой, Псковом и Петербургом, Тулой и Костромой, близ Истобенска, в Дымкове и Раковке. И всюду осень. Где-то снег лежит на склонах и вершинах гор… В Поволжье вызрели хлеба, крестьяне возят снопы на гумно… А вот осенние деревья, словно разноцветные фонарики, освещают палаты бояр Романовых в Костроме… Вечерним солнцем зажжён золотой ракитовый куст в окрестностях Тулы. «Старина-старинушка» — так ласково, по-родственному обращался к земляку Николаю Хохрякову владелец тульского имения Захарьино Александр Аркадьевич Машковцев, который часто приглашал художника к себе. На картине, которая хранилась у Машковцевых, а затем в орловском музее и в 1954 году вернулась в Вятку, — вековая мельница, строения, крытые соломой, дом хозяина…
Для вятчан особенно дороги родные места. Краеведы пытаются определить, где в Орловском уезде находилась Николина мельница. У слияния речек Большой и Малой Холуницы некогда располагалось имение Рязанцевых, куда ездили гостить Николай Хохряков с сестрой Юлией. Художник в 1899–1900 годах писал там этюды и делал фотоснимки. На одном из них — домик с террасой и его обитатели за самоваром; старый мельничный жёрнов лежит перед крылечком… Вот тебе и Николино имение, и мельница, только всё это в прошлом: на месте том ныне лишь два ручейка. А в осенних этюдах — золотой куст над водой, знатная рыбалка с сетью, а за шитьём на террасе старинного имения городская дама.
Лучший осенний пейзаж Николая Николаевича «Осень в саду» 1919 года находится в художественном музее имени братьев Васнецовых среди шедевров русских художников Серебряного века. На картине, которая вся словно в золоте, — сад в пору листопада: листья кружатся и падают на землю, устилая усадебные дорожки. Даже дворовые постройки не видны из-за листвы, чётко рисуется в золоте только ствол старой яблони. А вот на картине, написанной ранней осенью 1922 года, — любимая мастерская художника с распахнутым окном, куда заглядывает желтеющий сад.
В гостиной Дома-музея Н.Н. Хохрякова висит живописный холст, около которого вспоминаются строки А.С. Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой». Перед нами построенный в конце XVIII века по проекту губернского архитектора Филимона Рослякова особняк В.Б. Хохрякова с охристыми стенами, с белыми пилястрами и карнизами. Сейчас это старинная часть здания библиотеки имени А.И. Герцена. Прозрачен воздух, ни лучика солнца, ни листопада, примечательна лишь простая скамья для одинокого поэта, стоящая под вязами. Хохряков мыслил Вятку городом-музеем и старался наполнить пейзажи памятными местами. Остались в его картинах постройки горожан, например, дом первого вятского скульптора Зинаиды Дмитриевны Клобуковой, написанный осенью 1918 года, — двухэтажный, весь обсаженный деревьями. На переднем плане — берёзки с прозрачной листвой, а справа — вероятно, кусты сирени, ещё зеленеющие…
Впечатляла, несомненно, и усадьба Хохряковых, засаженная флоксами. Николай Николаевич не раз писал этот диковинный цветочный ковёр. Художник будто чувствовал себя самым богатым персидским царём, когда глядел на картины с изображением сада на стенах своей комнаты. Осенний шедевр, полный воздуха и света, и ныне висит над столом в Доме-музее, а значит, душа Николая Хохрякова счастлива и покойна.
На иллюстрациях:
— Портрет Н.Н. Хохрякова;
— Дом-музей Н.Н. Хохрякова;
— Имение Рязанцевых под Истобенском;
— Мастерская с распахнутым окном;
— Особняк В.Б.Хохрякова;
— Христорождественская церковь в Костроме.
Татьяна Малышева
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»






