Жемчужина Золотого Кольца

С Костромой я впервые познакомилась в 1986 году, когда мне досталась путёвка в престижный молодёжный лагерь «Волгарь», куда приезжали ребята со всего Советского Союза. Через несколько лет в свадебное путешествие с супругом отправились опять же в Кострому, эту жемчужину Золотого Кольца. Тогда же состоялось знакомство с православной историей города. Уже позднее узнала имена костромских святых: преподобных Пахомия Нерехтского, Иакова Железноборовского, Макария Писемского, Павла Обнорского, Геннадия и Никиты Костромских, Макария Унженского и многих других.

Под покровом Богородицы

В течение последних лет мы всё чаще включаем Кострому в паломнические поездки службы «С Вятки». Вот и недавно вернулись из очередного путешествия очарованные красотой отреставрированных улочек древнего города. В его старой части удалось сохранить колорит XVIII–XIX веков. А ведь совсем недавно прекрасные образцы архитектуры везде «поновляли» так, что они либо совершенно уничтожались, либо теряли свою неповторимость. А Костроме повезло: главный архитектор, волевая женщина, не позволила современным веяниям уничтожить настоящую красоту, чему гости города и его жители несказанно рады. Наверное, это произошло ещё и потому, что Пресвятая Богородица Своим Феодоровским образом хранит Кострому.

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой и хранилась в Городце, древнем поселении на Средней Волге. В 1238 году он был сожжён монголо-татарами. Думали, что и образ сгорел, но 15 августа 1263 года жители Костромы увидели воина, похожего на вмч. Феодора Стратилата, с иконой Божией Матери в руках, мчавшегося на коне по улицам города. На следующий день князь Василий Ярославич, младший брат Александра Невского, нашёл образ Богородицы на берегу реки Запрудни. Когда он попытался снять икону с ветвей дерева, она поднялась в воздух. Костромичи пошли к месту явления святыни крестным ходом, отслужили молебен и только тогда смогли взять её.

Сегодня образ хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре, который был основан преподобным Никитой Костромским, учеником прп. Сергия Радонежского, в начале XV века. Все постройки обители были деревянными, и только в 1559 году братия приступила к возведению первого каменного храма. Главным жертвователем монастыря стал двоюродный брат царя Иоанна Грозного Владимир Старицкий, который вскоре впал в немилость и был убит. Обитель, оказывавшая Старицкому тёплый приём, попала в опалу. В 1570 году игумена Исаию и большую часть насельников казнили.

Начало XVII века стало для Руси Смутным временем. В 1608 году войска Лжедмитрия II вошли в Кострому. Монахов, оказавшихся верными присяге, данной царю Василию IV, убили, а Богоявленскую обитель разграбили. Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился новый придел в Богоявленском соборе, возвели звонницу и каменную ограду с башнями. В 60–70-е годы XVII века артель изографов под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина украсила храм фресками.

Осенью 1847 года насельников обители ждало испытание — очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, так что обитель даже пришлось закрыть, а монахов перевести в Богородицкий Игрицкий монастырь, расположенный неподалёку от Костромы. Лишь спустя 16 лет обитель решили восстановить, но уже как женскую. Первой настоятельницей стала игуменья Мария (Давыдова). Монастырь фактически отстроили заново. В начале XX века в нём открыли курсы для сестёр милосердия и больницу, где оказывали помощь сельским жителям.

В 1918 году советская власть закрыла обитель, но её главный храм, Богоявленский собор, ещё шесть лет действовал, став приходской церковью. В эти непростые годы здесь служил священник Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году расстреляли. После закрытия в соборе разместили областной архив. Храм без должного ухода ветшал и разрушался, но самый сильный урон ему был нанесён пожаром, который случился в архиве в 1982 году.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году. Её первыми насельницами стали монахини знаменитой Пюхтицкой обители в Эстонии. Богоявленский собор получил статус кафедрального, и сюда перенесли Феодоровскую икону. Неспешные монастырские службы, красивое пение сестёр, благообразие восстановленной обители — всё располагает к молитве и богомыслию.

Колыбель династии Романовых

Обычно знакомство с Костромой начинается с Ипатьевского монастыря, на территории которого располагается паломническая служба. Это святое место связано с особыми событиями в жизни России. История обители берёт своё начало в XIV веке. По одной из версии, её основал в 1330 году ордынский мурза Чет. Он поехал в Москву на службу к царю Ивану Калите, но по дороге заболел и остановился на месте слияния Волги и Костромы. Ночью в видении к нему пришли Божия Матерь и сщмч. Ипатий Гангрский и велели принять христианство. Став православным, Чет сразу же пошёл на поправку и в благодарность за духовное и телесное исцеление основал на этом месте монастырь. От Чета, в крещении Захарии, произошли знаменитые роды Сабуровых и Годуновых, многие представители которых отличались глубокой набожностью, приезжали в обитель доживать свой век, желая быть здесь погребёнными. Некоторые из них принимали монашеский постриг.

Сначала в обители была возведена деревянная церковь Живоначальной Троицы. С середины XVI столетия в течение полувека в монастыре шло каменное строительство. В 1560 году был возведён пятиглавый Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. С наступлением Смутного времени для обители начались трудные дни. В 1608 году она была захвачена одним из отрядов Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение освободило монастырь. Правда, во время штурма была взорвана стена, и значительно пострадали две надвратные церкви и Троицкий собор.

Бог ведёт русский народ то путём славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию, то тернистой дорогой испытаний за грехи наши. Как только приносилось искреннее покаяние, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре». После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для освобождения страны от польского засилья. Вскоре в столице собрался Земский Собор, избравший на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. Сам избранник пребывал в костромской вотчине — селе Домнине. Из Москвы в Кострому было отправлено посольство для изъявления воли народа новому монарху. Поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его, но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя. Послы преподнесли Михаилу Романову в Ипатьевском монастыре грамоты Собора, но избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. Только после шестичасового увещеванья Михаил отринул сомнения, положившись на праведные и непостижимые судьбы Божии. Представ пред чудотворным Феодоровским образом, он был благословлён на царство, а эта икона на протяжении трёх веков считалась покровительницей Дома Романовых.

В 1913 году, когда отмечалось 300-летие царственной династии, одним из главных мест проведения торжеств стала Кострома. На празднование в Ипатьевскую обитель прибыл император Николай II со всей семьёй. После Литургии в Троицком соборе государь осмотрел экспозицию древнехранилища Церковно-исторического общества, где были представлены икона-складень, посох и другие реликвии, принадлежавшие Михаилу Романову. Ничего подобного торжествам 19 мая 1913 года в истории обители не было. В каком-то смысле они стали апофеозом славы древнего монастыря и в то же время как бы прощанием с уходящей царской Россией перед грядущим лихолетьем революционных событий… Лишь в 1994 году Костромской епархии для размещения монашеской общины была передана часть зданий Ипатьевской обители. Так и до сего времени сосуществуют здесь музей и монастырь.

На круги своя

Рядом с обителью находится старинный каменный храм в честь апостола Иоанна Богослова, в котором служит протоиерей Андрей Логвинов, замечательный священник и поэт, чей духовный путь начался на нашей Вятской земле. Некоторые стихи отца Андрея переложены на музыку и имеют большой успех у слушателей. Обязательно посмотрите белорусский фильм «Два Андрея» о жизни и служении священников Андрея Лемешонка из Минска и Андрея Логвинова из Костромы. Мы же познакомились с батюшкой, когда он ещё служил в старинном храме Воскресения на Дебрях на берегу Волги, где, что очень радостно для вятских паломников, есть придел в честь Великорецкого образа святителя Николая с древним списком чудотворной иконы.

Очень люблю прогулки по Костроме с её круглой центральной площадью, в народе получившей прозвание «Сковородка», от которой улицы, как лучи солнца, расходятся в разные стороны. По преданию, Екатерина Великая бросила на план города свой раскрытый веер, и архитекторам ничего не оставалось, как расположить улицы таким образом. Недалеко видна пожарная каланча. Рядом расположились знаменитые торговые ряды с храмом Спасителя, построенном в XVIII веке. Здесь находился самый большой костромской колокол. Ни одна церковь не имела права начать звон прежде Спасской. Голос колокола был слышен за 10–15 километров от Костромы. К сожалению, он не сохранился: в советские годы его изъяли и переплавили. Тогда же была уничтожена почти половина городских церквей.

Самая тяжёлая доля выпала Костромскому Кремлю, от которого практически ничего не осталось. В 1934 году его Успенский и Богоявленский соборы с 64-метровой колокольней сровняли с землёй, а на живописном месте на берегу Волги устроили парк имени В.И. Ленина. В 1913 году император Николай II участвовал в закладке монумента в честь 300-летия Дома Романовых со скульптурами и барельефами, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Но революция помешала осуществить задуманное. На постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую вождя пролетариата.

Слава Богу, что у проекта «Восстановление Костромского Кремля» появился главный меценат — президент ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкин. Виктор Иванович, кстати, родился в Фалёнском районе Кировской области. Важное направление деятельности В.И. Тырышкина — благотворительная помощь Русской Церкви в строительстве и реконструкции храмов. Список и география возведённых и отреставрированных святынь впечатляют. Среди последних проектов — возведение Успенского кафедрального собора в Ярославле. Как говорит Виктор Иванович, Кострома — «это великое, сакральное, священное место в России, неразрывно связанное со становлением российской государственности. Исключительной красоты архитектурный ансамбль Костромского Кремля с его соборами, колокольней, стеной и Святыми вратами — уникальное по красоте место, которое необходимо восстановить таким, каким оно было при зодчем Степане Воротилове». Полностью воссоздать Костромской Кремль планируется к 2020 году, и каждый раз, приезжая в Кострому, мы радуемся тому, как успешно идёт строительство, и мечтаем: «Вот бы и нам на Вятку такого мецената, чтобы воссоздать Александро-Невский собор».

Великие имена

Прогулявшись по тихим улочкам Костромы с её деревянными домами в красивых наличниках, вышли на набережную Волги, к тому месту, куда пришвартовывалась знаменитая «Ласточка» из фильма «Жестокий романс» Эльдара Рязанова по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Кстати, и до настоящего времени в этом старинном городе снимают кинокартины на сюжеты, связанные с прошлым, так как не нужно утруждать себя изготовлением декораций. С Костромским краем связана жизнь знаменитого режиссёра Андрея Тарковского, известного фильмами с глубоким философским смыслом. Побывали мы и в «Беседке Островского». Драматург, приезжая в Кострому из усадьбы Щелыково, любил смотреть отсюда вдаль: здесь действительно прекрасный вид на Волгу. Александр Николаевич очень ценил Костромскую землю, её природу и людей, вдохновивших его на создание пьес. Драматург писал: «Для того чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине: любовь даёт только энергию, чувство, а содержания не даёт. Надобно ещё хорошо знать свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться». Судя по его дневникам, по воспоминаниям современников, по его произведениям, Александр Николаевич смог понять характер народа.

А ещё с Костромой, с селом Завражье, где родился Андрей Тарковский, связано имя священника Павла Флоренского, выдающегося богослова, религиозного философа и учёного. В Завражье жили и служили в местной церкви предки Флоренского, и сам он приезжал сюда, чтобы изучить свою родословную. Отец Павел, расстрелянный в 1937 году, оставил детям удивительное по силе духа завещание: «Самое главное, о чём я прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное… Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи и дома. Собирайте портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мёртвого, вещного, неодухотворённого… Не ищите власти, богатства, влияния. Нам не свойственно всё это. В малой же доле, в мере нужной оно само придёт, а иначе станет вам скучно и тягостно жить».

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты "Вятский Епархиальный Вестник"

Поделиться