У городских ворот

Так называется выставка акварельных картин художника Т.В. Коршуновой в выставочном зале Областной библиотеки имени А.И. Герцена.

После окончания Кировского художественного училища в 1993 году Татьяна Владимировна поступила в Московский государственный университет печати. Она не перестаёт учиться до сих пор, не умея отказаться от какой-либо работы. Надо идти в кукольный театр делать костюмы и декорации для спектакля — пойдёт с радостью и подружится с героиней Дуняшкой. Нужно оформить книгу про архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина — будет внимательно изучать наследие вятского зодчего. Не может она проявить равнодушие ни к дымковской игрушке, ни к другим промыслам Вятки. С 1997 года Татьяна Коршунова как полиграфист-дизайнер и соавтор многих изданий регулярно награждалась дипломами выставки «Вятская книга года», а также становилась лауреатом различных всероссийских и международных конкурсов в Москве, Петербурге, Ашхабаде, Якутии.

В 2017 году в Петербурге в «Музее СССР. Мир детства» прошла персональная книжная выставка Т.В. Коршуновой «Ветер с Вятки», которая подтвердила, что на самом высоком уровне продолжаются вятские традиции в оформлении детской книги, заложенные художниками Ю.А. Васнецовым и Е.И. Чарушиным, побеждавшими в 1960-х годах на выставках в Москве и Ленинграде. Кстати, с 2005 года Татьяна Владимировна преподаёт дизайн в Вятском художественном училище имени А.А. Рылова. Аркадий Рылов — вятский ученик А.И. Куинджи, окончил Академию художеств в Петербурге, в которой потом учились Юрий Васнецов и Евгений Чарушин. Все трое вятчанина были замечательными книжниками и акварелистами.

Каждые год-два Т.В. Коршунова преодолевает ступеньку за ступенькой. В 2004-м она художник-дизайнер Кировской областной типографии, с 2005 года — заведующая отделением дизайна Вятского художественного училища, с 2006-го — художник издательства «О-Краткое». Татьяна Коршунова в 2016 году принята в члены Союза художников России, в 2018-м — Союза дизайнеров России, в 2020 году — Вятского союза акварелистов. В августе прошлого года у Татьяны Владимировны состоялась экспресс-выставка «Преображение», на которой были показаны избранные станковые произведения акварелистки. А недавно в выставочном зале Областной научной библиотеки имени А.И. Герцена открылась расширенная персональная экспозиция «У городских ворот», на которой представлены работы, выполненные во время поездок по старинным Ростову Великому и Борисоглебску, Владимиру и Суздалю, Коломне, Кургану и Далматову. Средневековый город с величественными соборами и монастырями, как правило, на въезде и выезде также имел храмы, эти духовные врата города. Например, Вятка ограждалась Макарьевской, Хлыновской, Филейской церквями, а по Старомосковскому тракту — Всехсвятским храмом, видным издалека.

Акварельные листы Татьяны Коршуновой, представленные на выставке, привезены с пленэров, работая на которых нельзя терять ни одного дня, ни одного мгновения. Поэтому на картинах мы видим влажное небо с тучами и дождём, текучее, серое или с синими просветами. Ритм затёков свободен и естественен. Под этим небом храмовая архитектура живёт в повседневности с соседними домиками, с узорными решётками, с покосившимся фонарным столбом, с перекидным мостиком. Погружение в жизнь осторожное: где-то монахи беседуют в воротах, где-то женщина едет на велосипеде, где-то коза «позирует» художнику…

Веками стоят православные твердыни духа, на них держится небо над Россией. Татьяна Владимировна лёгкими мазками подчёркивает гармонию земли и небес. Она пользуется такими оптическими приёмами, как фокус и расфокус. То и другое встречается в одной композиции, поэтому листы не кажутся скучными и монотонными. Например, храм чётко выявлен акварелью. Мы можем определить, какой он по архитектуре, в честь кого из святых возведён, если знаем, где находится. Окружение церкви тает, как в тумане. Художник может что-то подчеркнуть, чётко нарисовав кистью, а где-то дать место «вкусному» живописному месиву. Приёмы акварельного письма у Коршуновой изобретательны. Татьяна Владимировна часто украшает подножие церкви, закрепляет ярким тоновым пятном. Есть цветы белые, лиловые, жёлтые, малиновые, синие, кстати, для эксперимента написанные масляной пастелью. Мы не согласны жить в серых буднях, и эта композиционная находка художника радует глаз.

Не обязательно ехать за тридевять земель, хотя это интересно и познавательно. Можно запечатлеть голубые маковки Екатерининской церкви в Слободском, на академическом пленэре в Яранске пописать бирюзовые стены и купола Троицкого храма или часовню прп. Матфея Яранского. Можно и в Вятке в воскресный пленэр ощутить свободу творчества, порадовать себя и близких. Вокруг так много красоты, и вполне закономерно, что станковые работы акварелистки Татьяны Коршуновой служат украшением вятских выставок. Независимо от размера листа они запоминаются смелостью письма, культурой мазка и щедростью колорита. Выставка «У городских ворот» продлится до конца августа, и все желающие смогут познакомиться с работами художника Татьяны Коршуновой в выставочном зале библиотеки имени А.И. Герцена.

Татьяна Малышева
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться