Поездки были организованны паломнической службой Трифонова монастыря.
Ранним утром 24 апреля паломники выехали из Вятки в город Зуевку. За 2 часа пути паломники узнали историю города Зуевка и его храмов. История Зуевки берёт своё начало в конце ХIХ века, когда в России была построена железная дорога Пермь — Котлас. 21 октября 1898 года на участке Вятка — Глазов проследовал первый состав. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898 году безымянная станция впервые была названа Зуевкой по названию близлежащей деревни Зуи. В 1924 году произошло укрупнение волостей, и Зуевка становится центром волости, а в 1929 году, когда в стране проводилась новая государственная реформа управления, она стала центром района. Во время Великой Отечественной войны население резко увеличилось, так как в Зуевку приехали эвакуированные жители Ленинградской, Великолукской и других областей Советского Союза. В марте 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому Зуевка получила статус города.
Во время пребывания в Зуевке паломники посетили храм Архангела Михаила.
В Лазареву субботу верующие из Вятки вместе с прихожанами храма молились на Божественной литургии. Богослужение совершал клирик храма протоиерей Виктор Дитятьев. По окончании Литургии по благословению благочинного Зуевского благочиния и настоятеля храма Архангела Михаила протоиерея Стефана Бугринец для паломников была организована трапеза. За душевной беседой на трапезе отец Виктор рассказал, что освящение храма Михаила Архангела состоялось 8 декабря 2005 года. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа чин освящения возглавил благочинный Кирово-Чепецкого округа и настоятель Всехсвятской церкви города Кирово-Чепецк протоиерей Николай Федько.
В прежние времена в Зуевке была ещё одна церковь — деревянная Спасская, построенная на высоком кирпичном фундаменте.
Престол храма был освящен 11 июля 1905 года в честь Нерукотворного образа Спасителя, св. пророка Осии и преподобного Андрея Критского. В штате был священник и псаломщик. Приход состоял из 10 селений и имел две школы: одна железнодорожная, в которой учились дети служащих на железной дороге, другая земская в деревне Черноусах в 2 верстах. Главным занятием прихожан являлось хлебопашество и заработки на станции. Богослужения в храме шли до 1938 года. 14 мая 1939 года здание церкви передали под пионерский клуб. После окончания Великой Отечественной войны церковь разрушили. Кирпич использовали для строительства школы. Много храмовых икон сожгли, а церковные облачения священников отдали в музей. Прихожанам удалось сохранить несколько икон и церковных облачений. В 1989 году музей передал хранившееся у них церковное облачение вновь образованной общине. Под церковь отдали деревянный четырехквартирный дом, который отремонтировали и переоборудовали: пристроили алтарь и колокольню. В 1995 году церковь освятили во имя Нерукотворного Образа Спасителя.
Из Зуевки вятские паломники отправились в село Рябово.
Жизнь села началась в середине XVIII века с подписания грамоты на построение деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтече при деревне Чугаевской. Храм срубили и освятили в 1757 году, вокруг храма построили дома для служителей церкви, а близ речушки Рябовки родилось село Рябово. Через годы вместо обветшавшей деревянной церкви был построен каменный храм. Проект нового храма подготовил архитектор Ф.М.Росляков. В 1795 году строительство самой церкви было завершено, но весь ансамбль храмовой застройки строился ещё несколько десятилетий. В него входила высокая каменная колокольня и ограда вокруг церкви. Окончательный облик храм обрел только в 1840 году и простоял более ста лет.
В январе 1850 года в Рябово приехал переведенный из села Лопьял Уржумского уезда, священник Михаил Васильевич Васнецов со своей семьей – женой Аполлинарией Ивановной и двумя мальчиками – Николаем и Виктором. Новый большой дом на каменном фундаменте, с мезонином и в пять окон для семьи священника построили в 1854 году, и он очень отличался от прежних строений в селе. В Рябово в семье Васнецовых родилось еще четыре мальчика и одна девочка, но она умерла еще в младенчестве. В селе семья прожила более двадцати лет. Дети, получив первоначальное образование по чтению и математике у своего отца, покидали родительский дом один за другим в возрасте 8-9 лет, чтобы продолжить обучение в Вятке. У мальчиков рано закончилось детство – в 1866 году умерла мать, а менее чем через 5 лет и отец. Старший брат принял на себя всю заботу и ответственность за младших братьев. В 1877 году было решено продать дом, но Васнецовы никогда не забывали место, где прошло их детство, посещали вятскую землю и могилы своих родителей и деда. После отъезда Васнецовых в их бывшем доме было училище и школа, позже решено было создать здесь музей.
Сотрудники музея провели для нашей группы интересную и познавательную экскурсию по усадьбе Васнецовых, где воссоздан быт деревенской избы второй половины XIX века с русской печью, бревенчатыми стенами, самоткаными ковриками и полотенцами, мебелью и кухонной утварью, иконами на стенах и церковными книгами. Среди работ, выполненных художником Аполлинарием Васнецовым, в музее находится портрет отца, написанный по памяти через много лет после его смерти, в котором многие находят сильное сходство с изображением Христа. Специалисты утверждают, что сын очень точно передал все черты отца Михаила Васильевича.
В музее много рисунков Аполлинария, на которых изображения храмов и пейзажи, портреты самых обычных людей, которых он видел в селе – купцов, ремесленников, прихожан церкви. Среди работ Виктора Михайловича Васнецова представлена картина «Нищие певцы», которая показывает то, что видел мальчик много раз, будучи ребенком. Виктор Васнецов писал картины на религиозную тему и достиг в этой области высочайшего мастерства, самая масштабная его работа – роспись Владимирского собора в Киеве.
Семья Васнецовых известна не только двумя выдающимися художниками. Все дети священника Михаила Васильевича были очень талантливыми, каждый добился определенных достижений в той или иной просветительской деятельности: Николай, окончив Вятскую духовную семинарию, был наставником начального училища, преподавал много разных предметов, не был лишен художественного таланта, создавал модели крестьянских изб и церквей, его труд, изданный в 1908 году «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», уникален; Петр был учителем и агрономом, Аркадий – учителем, а позже достиг поста городского главы, Александр так же был народным учителем и автором сборника «Песни Северо-Восточной России». На почетном месте в одной из комнат дома-музея находится икона, церковные книги и облачение священника. На одной из стен висит картина – генеалогическое древо родословной Васнецовых, включающих потомков всех детей священника
Наша группа посетила место, где находился каменный храм, разрушенный во второй половине XX века, в котором служил отец Михаил Васнецов.
От разрушенного храма остался вросший в землю огромный по площади фундамент, напоминающий о былой масштабной застройке. По благословению благочинного Зуевского благочиния протоиерея Стефана Бугринец для паломников был открыт вновь построенный деревянный храм в честь Рождества св.Иоанна Предтечи. Помолились паломники и на могиле отца Михаила и матушки Апполинарии.
В музее для нашей группы было организовано чаепитие с мастер-классом по изготовлению пряника, во время которого мы узнали о традициях чаепития и отведали изготовленный по старинным рецептам пряник.
На следующий день, в Вербное воскресенье 25 апреля, для другой группы паломников была организована поездка в Великорецкое подворье Трифонова монастыря.
В праздник Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим Преображенский храм села Великорецкого был полон. Богослужение возглавил наместник Великорецкого Подворья Трифонова монастыря архимандрит Феодор (Рулёв). Таинство исповеди совершал клирик Подворья Свято-Успенского Трифонова монастыря иеромонах Николай (Белев).
За богослужением молились многочисленные жители села Великорецкого и паломники из Кирова. Боголепно под сводами храма звучали церковные песнопения. В воскресный день в храме было много желающих исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
По окончании Литургии проповедь о Входе Господа в Иерусалим и смысле праздника произнёс архимандрит Феодор (Рулёв).
После Литургии для паломников была организована трапеза и обзорная экскурсия по храмам Великорецкого подворья. В ходе экскурсии гости познакомились с историей обретения Великорецкого образа святителя Николая и крестного хода, узнали о новообретённой в 2016 году иконе святого и чтимых святынях обители, приложились к ковчегу с частицей мощей святого, пропели тропарь и величание. На берегу реки Великой, где в 1383 году была явлена икона святителя Николая, паломники поднялись к иконе святого и поклонному Кресту, набрали воды в святом источнике.
После села Великорецкого паломники посетили Крестовоздвиженский храм в Мурыгино и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Вятке.
Фотиния Вотинцева.




















