«Преподобный Матфей Яранский: неудавшаяся попытка уничтожения честных останков»

21 августа 2015 года состоялось обретение мощей преподобного Матфея Яранского. Накануне 5-летия со дня этого события предлагаем вниманию читателей выдержки из статьи человека, занимавшегося их исследованием – доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Виктора Николаевича Звягина.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Не подлежит сомнению, что погребальный обряд, характеризующий отношение людей к смерти, сложившийся в далеком историческом прошлом, является неотъемлемой частью мировой культуры.

В статье представлены результаты опознание мощей преподобного Матфея Яранского (1885-1927) и впервые приводятся научные доказательства архивных данных о факте глумления властей над его захоронением.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Преподобный Матфей (Митрофан Кузьмич Швецов) родился 1855 в городе Вятке. В 1891 году стал послушником Филейского Александро-Невского монастыря. В том же году рукоположен в иеродиакона, а в 1897 году – в иеромонаха.

В 1899 году отправлен в Анно-Пророчицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Яранска. В 1902 году утвержден благочинным и духовником обители.

После упразднения этого монастыря в 1918 году находил приют в разных селах Яранского уезда. Последнее пристанище обрел в д. Ершово.

За советом и помощью к нему всегда шли жители многих окрестных губерний. Сохранилось множество свидетельств об его исцелении немощных.

По воспоминаниям современников отец Матфей был ниже среднего роста, бледен и худ, но, несмотря на это, «лицо его в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза умные и проницательные, пронзали душу человека насквозь».

Скончался преподобный в 1927 году и похоронен на Вознесенском кладбище г. Яранска внутри ограды родовой усыпальницы купцов Беляевых. Позднее над его могилой поставлена часовня с иконостасом и надгробием.

Почитание могилы отца Матфея вскоре приобрело массовый характер, что вызвало противодействие местных органов власти. Была сделана попытка по вскрытию захоронения и изъятию останков, но она, как будто, не удалась. Имеется информация о том, что «могила преподобного Матфея в 1950-е годы засыпалась известью» (Письмо епископа Яранского и Лузского Паисия № 346 от 01.10.2015 г.). Правда, архивных сведений на этот счет пока не найдено.

В конце 80-х годов почитание отца Матфея стало открытым. В 1991 году на кладбище в молитвенной обстановке был совершен чин освящения часовни над его могилой.

23 ноября 1997 года отец Матфей прославлен в лике Вятских святых (Рис.4). А в 2006 году по благословлению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был учрежден крестный ход в честь преподобного Матфея, Яранского Чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово (на месте праведной кончины), а заканчивается 29 мая молебном в часовне на городском кладбище города Яранска (на месте упокоения).

Вскрытие захоронения и обретение мощей преподобного Матфея Яранского проведены в августе 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГРЕБЕНИЯ

Археологические работы по обследованию и поиску мощей преподобного Матфея (Швецова), проходили в конце августа 2015 года по договору между «Научно-производственным центром по охране объектов культурного наследия Кировской области» и Яранской Епархией Русской Православно Церкви.

Погребение преподобного Матфея обнаружено на глубине 2 м от пола часовни.

Крышка гроба провалилась. Под ней обнаружен костяк, соотносимый с останками преподобного Матфея Яранского: сохранились монашеская мантия, погребальный крест и икона, епитрахиль, монашеские пояс и четки, нательный и параманный кресты. Голова погребенного была покрыта воздухом[1]. Под головой была обнаружена монета номиналом «2 коп» 1926 г. выпуска, что совпадает с датой погребения преподобного Матфея Яранского (1927 г.).

На заключительном этапе археологических исследований при обретении мощей преподобного Матфея 21 августа 2015 года присутствовали епископ Яранский и Лузский Паисий и представители Синодальной комиссии по канонизации святых, включая игумена Дамаскина (Орловский), клирика О. Митрова и проф. В.Н. Звягина.

СОСТОЯНИЕ МОЩЕЙ

Мощи преподобного Матфея Яранского сохранились в виде отдельных фрагментов скелета. Все они отличаются крайней хрупкостью, темно-коричневым и серо-коричневым цветом поверхности и резкой деформацией.

Все кости, включая и череп разрыхлены белыми однородными включениями, похожими на гашеную известь. На своде черепа и нижней челюсти определяются наложения седых волос длиной от 5 до 53 мм.

РАСОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

По результатам краниометрического исследования 8 признаков оценены как вероятно европеоидные, 1 – как достоверно европеоидный, 18 признаков имели неопределенное отнесение. В соответствии с решающим правилом диагностики расовой принадлежности преподобный Матфей Яранский достоверно имел европеоидное происхождение.

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ


По методике, разработанной автором статьи применительно к размерам черепа, преподобный Матфей Яранский обладал грудным соматотипом, который по В.В. Бунаку характерен для мужчин с ростом чуть ниже среднего и невысокой массой тела. Обхваты груди и конечностей малы, что говорит о слабом развитии мускулатуры. Содержание жира в организме и подкожные жироотложения невелики. Мужчины с подобным строением тела имеют абсолютно и относительно узкие плечи и таз, плоскую грудную клетку, впалый живот и, как правило, сутулую спину. Длина корпуса немного ниже средней, но по отношению к длине тела находится в пределах средних значений.

В целом приведенные данные соответствуют облику преподобного Матфея Яранского по воспоминаниям современников («о. Матфей был ниже среднего роста, бледен и худ»).

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЧЕРЕП – ПОРТРЕТ»

Целью исследования было сравнение категорий одноименных измерительных признаков на изображениях: прижизненном портрете преподобного Матфея Яранского и фотоснимке реставрированного черепа в положении анфас. Для оценки использовали специальную компьютерную программу «Количественного словесного портрета»VERBAL 2.0, разработанную в РЦСМЭ [13,14].

Полученные результаты указывают на значительное пропорциональное сходство (30 признаков из 34) размерных характеристик лица, изображенного на прижизненном портрете преподобного Матфея Яранского и исследуемого черепа, что допускает вывод об их принадлежности одному человеку, т.е. преподобному Матфею Яранскому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного медико-криминалистического исследования подтверждают археологическое заключение о том, что мощи, обретенные на Вознесенском кладбище г. Яранска 21 августа 2015 г., достоверно принадлежали преподобному Матфею Яранскому (1855 – 1927).

Преподобный Матфей имел внешность, характерную для восточноевропейского облика, обладал ниже средней длиной тела (157,1 – 160 см), грудным типом телосложения, для которого характерны невысокая масса тела, узкие плечи и узкий таз, плоская грудная клетка, впалый живот и, как правило, сутулая спина.

Половой диморфизм размерных характеристик головы, сохранных отделов верхней и нижней конечностей выражен хорошо — по мужскому типу.

Компьютерное сопоставление количественных и пропорциональных особенностей прижизненного фотопортрета преподобного Матфея Яранского и реставрированного черепа свидетельствует об их принадлежности одному человеку.

Состояние костной ткани, зафиксированное методом инфракрасной спектрофотометрии, подтверждает версию о попытке уничтожения мощей преподобного Матфея Яранского с помощью негашеной извести. В процессе превращения извести в гашеную происходило разрушение костных останков вследствие: 1) термического воздействия (300 — 350°С); 2) химического воздействия едкой щелочи; 3) разрывного воздействия, связанного с увеличением объема известковой массы в костных полостях.

И как не вспомнить в этой связи пророческие слова преподобного «… Там положите мое тело, а на кресте подпишите, что здесь похоронен Матфей-кочегар…».

Но не удались обкомовским Геростратам попытки уничтожения мощей преподобного Матфея Яранского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прозоровский В.И., Алисевич В.И., КантерЭ.И. ,Рубцов А.Ф. Исследование останков царя Ивана IV его сыновей и князя Скопина Шуйского – Судебно-медицинская экспертиза. – 1969. — №1. – С.19-21.

Звягин Н.В., Нарина Н.В. Опознание честных останков. Архиепископ Никифор (Феотокис). — Даниловские чтения. Материалы первой и второй научных конференций, посвященных 25-летию возрождения Даниловского монастыря. М.: Инэс. 2010. С. 78 – 85.

Звягин В.Н, Волков А.В., Школьников Б.В. Преподобный Павел Таганрогский: дополнительное медико-криминалистическое исследование – 26 с. (в печати).

Михайлов В.С., Сапожников М.А., Шафранский Л.Л. Судебно-медицинское значение исследования зубов человека методом инфракрасной спектрофотометрии. (Учебное пособие). Алма-Ата, 1987, стр. 9-16.

Звягин В.Н. Диагностические исследования в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности // В кн. Медико-криминалистическая идентификация. Под общей редакцией В.В. Томилина. – М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000, с. 275 – 285.

Звягин В.Н. Методика краниоскопической диагностики пола человека. // Судебно-медицинская экспертиза. – М.,1983, № 3, с.15 – 17.

Звягин В.Н.Судебно-медицинские критерии краниологической идентификации личности. // Идентификация объектов и процессов судебной медицины (под ред. Г.А. Пашиняна), — М., 1991, с. 57 – 59.

Бунак В.В. Антропометрия, М.: Учпедгиз, 1941, с. 253-258.

Звягин В.Н., Замятина А.О. Определение длины тела взрослого человека по костям кисти // Судебно-медицинская экспертиза, 2008, № 6, с. 24-26.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978, 3-изд., с.60.

Günter – цит.по Grimm H. Grundriẞ der Konstitutionsbiologie undAntropometrie. Berlin: 1961, s.66.

Sjovold T. Tables of the combined method for determination of age death given by Nemeskeri, Harsanyi and Acsadi // Anthrop. Kozl., 19, p. 9-22.

Звягин В.Н., Иванов Н.В., Нарина Н.В. Компьютерное исследование черепно-лицевых размеров с помощью методики количественного словесного портрета//Судебно-медицинская экспертиза, 2000, № 1, с.19-26.

Нарина Н.В., Иванов Н.В., Звягин В.Н. Новая версия методики «Количественного словесного портрета» Verbal 2.0. Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики на современном этапе. М.: 2006. с. 208 – 213.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1]воздух – покров, большой матерчатый плат.

[2]https:// ru.wikipedia.org/wiki/

[3]Нативная – неизмененная, сохранившая структуру и состав, присущие костной ткани живого организма.

[4]Некоторые авторы пик 880 см-1 относят к биофосфату натрия (деформационные колебания связи HPO43-в группе Na2HPO4

[5] Полосы поглощения (в см-1): 570, 610, 1050, 1120, 1430 и 1460 – характеризуют кристаллическую решетку аппарата кости [Ca10 (PO4)6(OH)2].

[6]Известь, окись кальция (CaO), приготовляется в промышленности путем обжигания известняков и называется негашеной. Она бела, едка, сильно щелочна. Если облить обожжённую известь небольшим количеством воды, то ее температура резко возрастает (достаточно для воспламенения пороха), увеличивается объём массы и она превращается в порошок. Известь, обработанная таким образом называется гашеной, водной и едкой (Всероссийский «Словарь-толкователь». – СПб.: Издание А.А.Каспари, 1893, с.657.

[7]Точка воспламенения пороха равна 300° — https:// ru.wikipedia.org/wiki/Порох

По материалам сайта Яранской епархии

Поделиться