Одним из выдающихся русских учёных, оставившим крупный след в различных отраслях гуманитарного знания, прежде всего в этнографии, фольклористике и диалектологии, был Дмитрий Константинович Зеленин.
Будущий профессор, член-корреспондент Академии наук появился на свет 21 октября 1878 года в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне в Удмуртии). Глава большого семейства Зелениных был дьячком в местной церкви, поэтому неудивительно, что он решил направить своего сына по стезе служения Богу. Окончив духовное училище в Сарапуле и семинарию в Вятке, Дмитрий Константинович, вопреки изначальным планам, поступил не в Казанскую духовную академию, а на историко-филологический факультет Юрьевского (ныне Тартуского в Эстонии) университета. Уже в годы учёбы он громко заявил о себе многочисленными статьями и отдельными изданиями своих трудов в Санкт-Петербурге, Москве, Юрьеве, Ярославле, Воронеже, Вятке… Особенно любезным ему было всё, что связано с жизнью и бытом населения родного края, который он не раз посещал с научными экспедициями. Вятские реалии отразились более чем в 120 сочинениях Д.К. Зеленина, причём во многих из них присутствует близкая его сердцу религиозная тематика.
Находим мы её даже в такой, казалось бы, специфической статье, как «Новые веяния в народной поэзии». Изначально напечатанная в восьмом номере журнала «Вестник воспитания» за 1901 год, она в том же году вышла в Москве отдельным оттиском. Посвящённая защите частушки как равноправного фольклорного жанра от тех, кто считал её «извращением народного творчества», небольшая статья неизвестного научной общественности студента-второкурсника «оказалась необычайно злободневной… неожиданно вызвала довольно много откликов». Так писала об этой «первой научной работе начинающего учёного» в биографическом очерке о Д.К. Зеленине один из ведущих фольклористов современности Татьяна Григорьевна Иванова.
Наряду с прочим «серьёзное идейное содержание» нового вида народной поэзии подтверждают упоминания о Боге и Церкви. Частушки приведены Дмитрием Константиновичем среди текстов, характеризующих «взаимные отношения “милки” и “милёночка”». При этом, как замечал автор, «брак почти всегда представляется в частушках конечной целью… ухаживания молодёжи». Здесь молодая пара уговаривается:
— Давай, миленька, помолимся
На церкву, на собор,
И попросим мы священника
Обрачить нас с тобой.
Там милой говорит:
— Чернобровая шамайка,
Молись Богу за меня;
От солдатства Бог избавит,
Возьму замуж за себя.
Диалектное слово «шамайка», бытовавшее в Яранском уезде Вятской губернии, Д.К. Зеленин пояснял в примечании: «То же, что милка».
Окончив Юрьевский университет, Д.К. Зеленин, где бы ни находился, никогда не забывал о родном крае. Он был активным членом Вятской учёной архивной комиссии и автором издаваемых ею «Трудов», часто печатался в «Приложении к “Вятским губернским ведомостям”», газете «Вятский вестник», «Памятной книжке и календаре Вятской губернии». В Вятке вышло множество отдельных изданий его трудов. Не стало «Зеленина кропотливого», как называли его студенты, в 1954 году.

