16 мая 2023 года на заседании Священного Синода было принято решение включить в Собор вятских святых имена нескольких новомучеников и исповедников Церкви Русской. Среди них — священномученик Евгений (Зёрнов), управлявший Вятской епархией в 1930 годы. День его памяти — 20 сентября.
Священномученик Евгений (в миру Семён Алексеевич Зёрнов) родился 18 января 1877 года в Москве в семье диакона. Окончил Заиконоспасское духовное училище и Московскую семинарию. В 1900 году, во время учёбы в духовной академии, принял монашество с именем Евгений. 5 апреля того же года состоялась его диаконская хиротония, 25 марта 1902 года — священническая. По окончании академии кандидат богословия иеромонах Евгений преподавал сектоведение в Черниговской духовной семинарии, читал лекции по обличительному богословию, истории русского раскола и местных сект. Отец Евгений являлся активным членом Братства во имя святого князя Михаила Черниговского, заведовал библиотекой-читальней, проводил религиозно-нравственные чтения для народа. В 1904 году его назначили инспектором Черниговской семинарии.
С 1906 года архимандрит Евгений — ректор Иркутской духовной семинарии. Он сумел успокоить жизнь студентов, в крайнем раздражении выступавших против начальства этой духовной школы, и привести учебно-воспитательный процесс в порядок, действуя без применения репрессивных мер. Отец Евгений был внимательным и тактичным руководителем и одним из лучших преподавателей семинарии, заслужил любовь и уважение как студентов и преподавателей, так и духовенства и прихожан Иркутска. Он имел замечательный дар проповедника. Проводимые им по воскресным дням внебогослужебные собеседования посещали, кроме семинаристов, иркутская интеллигенция и простой народ. Батюшка также являлся редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», членом Российского географического общества, Иркутского комитета Православного миссионерского общества и Братства во имя свт. Иннокентия. В 1909 году участвовал в освидетельствовании останков святителя Софрония (Кристалевского).
20 января 1913 года архимандрит Евгений был хиротонисан во епископа Киренского и назначен викарием Иркутской епархии, а летом 1914 года стал епископом Приамурским и Благовещенским. 18 сентября, уже после начала Первой мировой войны, он прибыл в Благовещенск. Первым шагом нового правящего архиерея стало «Обращение к пастырям и пасомым Благовещенской епархии», в котором владыка Евгений предложил образовать в каждом приходе попечительские советы, которые будут заботиться о семьях лиц, находящихся на фронте, установить во всех церквях кружки для сбора пожертвований на «Красный Крест» и ежемесячно отчислять на нужды войны 2% от приходских доходов.
* * *
Епископ Евгений участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. В феврале 1918 года он возвратился в Благовещенск и сообщил в письме Патриарху Тихону (Белавину) о том, что приход к власти большевиков сопровождался захватом и разграблением красногвардейцами Благовещенской духовной семинарии и её церкви, арестами преподавателей. В связи с тем, что здания духовного училища и семинарии были заняты солдатами, владыка Евгений организовал учёбу оставшихся в Благовещенске учащихся в помещениях женского епархиального училища. В ноябре 1919 года он отдал распоряжение о сборе в церквях пожертвований в пользу жителей казачьих станиц, лишившихся имущества из-за нападений красных партизан, убивших десять местных священнослужителей.
В период существования формально независимой Дальневосточной республики епископ Евгений продолжал деятельное устроение церковной жизни в епархии. В марте 1921 года в Благовещенске было учреждено Иннокентиевское общество трезвости. Летом 1922 года были приняты меры по возрождению церковной жизни в низовьях Амура, находившихся под контролем японских войск, по организации там миссионерской и противосектантской работы, по достройке храма в Николаевске. Владыка поддерживал среди клира и прихожан верность Патриарху Тихону, находившемуся тогда под следствием.
С окончательным установлением на Дальнем Востоке советской власти положение Церкви резко ухудшилось. При поддержке большевиков активизировалось обновленчество. В марте 1923 года раскольническим Высшим церковным управлением был уволен на покой и выслан из Владивостока не признавший ВЦУ управляющий Владивостокской епархией епископ Павел (Введенский). По просьбе здешнего клира владыка Евгений (Зёрнов) взял на себя временное управление Владивостокской епархией. В письме от 9 июля он сообщал Патриарху Тихону, что на Дальнем Востоке остаётся на кафедре только он, но и ему угрожает насильственное удаление: «ВЦУ меня увольняет на покой, но я не признаю сего учреждения и его распоряжений, посему должна начаться борьба, которая, наверно, окончится моим поражением, ибо среди духовенства есть предатели. В общем, я борюсь давно, но в этой борьбе одинок: соседние кафедры праздны, нет православного епископа во Владивостоке, Чите, Иркутске, Якутске и на Камчатке».
В августе этого года после прибытия в Благовещенск обновленческого «епископа» в городской газете появилась заметка об увольнении владыки Евгения на покой решением обновленческого Высшего церковного управления. В ответ епископ Евгений составил письмо епархиальному совету, в котором заявил, что «распоряжения ВЦУ для меня никакого канонического значения не имеют, ибо я ВЦУ как самочинную организацию, пытающуюся захватить в свои руки церковную власть, не признаю… Святейший Патриарх Тихон является единственным законным управителем Церкви Российской, власти которого я по долгу пастырскому подчиняюсь и призываю к этому вверенную моему духовному водительству благовещенскую паству».
13 августа епископ Евгений (Зёрнов) был вызван на допрос в Амурский губотдел ГПУ. В тот же день было начато следствие по факту «использования религиозных предрассудков и малокультурности части населения в целях оказания хотя бы пассивного сопротивления распоряжениям власти путём публичного моления о бывшем патриархе». Одновременно владыка был привлечён к суду за якобы нарушение им трудовых прав служащих архиерейской дачи. После всенощной накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы епископ Евгений был арестован, что вызвало возмущение прихожан. 30 августа они собрались около здания ОГПУ, 2 сентября — у губернского суда, требуя встречи с прокурором. Людей разогнали, поливая водой из пожарной машины. В городе были проведены новые аресты. Несколько священников проходили впоследствии по делу епископа Евгения. Но прихожане продолжали оказывать своему архипастырю поддержку. По улицам Благовещенска ежедневно ездила повозка с надписью «В тюрьму для епископа хлеб». Продуктов собирали столько, что их хватало и для других заключённых.
На допросе владыка Евгений отказался признать себя виновным, отрицал «участие в укреплении власти правительства Колчака» во время гражданской войны. Следствие пришло к выводу о недостаточности и неубедительности собранных против епископа Евгения обвинительных материалов, однако освобождение архиерея было признано «совершенно недопустимым для охранения власти и революционного порядка». В октябре 1923 года владыку этапировали в Читу, а затем в Москву.
* * *
В феврале 1924 года Комиссией по административным высылкам НКВД архиепископ Евгений был приговорён к трём годам заключения за «проведение под видом церковных дел мероприятий контрреволюционного характера». Исповедник отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Был избран старшим среди находившихся здесь архиереев, активно участвовал в составлении «Памятной записки соловецких епископов» к правительству СССР с призывом нормализовать отношения между государством и Церковью на основе невмешательства в дела друг друга. Владыка запомнился соузникам как строгий постник, который, невзирая на тяжёлые условия лагерной жизни, никогда не вкушал ни мяса, ни рыбы в постные дни.
С мая 1927 года архиепископ Евгений находился в ссылке в Усть-Куломском уезде Автономной области Коми (Зырян). После освобождения с октября 1929 года владыка проживал в вятском городе Котельниче. В 1931 году он стал архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, которой руководил в отсутствие правящего архиерея. В 1933 году владыка Евгений был утверждён архиепископом Вятским и Слободским.
В мае 1934 года его перевели на Горьковскую кафедру с возведением в сан митрополита. Богослужения владыки отличались особой торжественностью и благоговением. Он обладал притягательной силой духовной власти и пользовался огромным авторитетом среди прихожан. В Пасху 1935 года, пришедшуюся на 1 мая, архиерей не стал ждать, пока пройдёт демонстрация, а поехал после службы домой в митрополичьем клобуке. «Кого нам бояться? — сказал владыка в ответ на уговоры повременить, чтобы не привлекать к себе внимания. — Надо только Бога бояться». Такие действия власть восприняла как вызов, и уже 3 мая архиерей вместе с пятью священниками был арестован. Его обвинили в том, что он «использовал в контрреволюционных целях церковный амвон, произнося в церквях города Горького и прилегающих районов проповеди антисоветского содержания». На допросах владыка отверг эти обвинения, заявив, что все его проповеди были исключительно религиозно-нравственного содержания.
4 ноября 1935 года митрополит Евгений был приговорён Особым совещанием НКВД к трём годам концлагерей. Заключение отбывал в Бидаикском отделении Карагандинского исправительно-трудового лагеря в Казахстане. 16 сентября 1937 года здесь его снова арестовали и обвинили «в контрреволюционной религиозной агитации монархического направления», в проведении нелегальных молений, в распространении акафистов и в служении панихид по расстрелянным, что «разлагательно действовало на трудовую дисциплину». Виновным себя владыка Евгений не признал. 20 сентября Тройка НКВД по Карагандинской области приговорила его к расстрелу, и в этот же день страдалец за веру Христову был казнён.
В 2000 году на Архиерейском Соборе священномученик Евгений (Зёрнов) был причислен к лику
Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На фото:
— Архимандрит Евгений (Зёрнов);
— Архиепископ Евгений (Зёрнов);
— Митрополит Горьковский Евгений.
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»



