Моя жизнь — это школа

В 1999 году к 120-летию со дня рождения Аполлинарии Николаевны Тепляшиной в знак глубокой признательности своей первой учительнице основатель и председатель Российского детского фонда, известный писатель и общественный деятель Альберт Анатольевич Лиханов инициировал учреждение ежегодной премии имени А.Н. Тепляшиной для учителей начальных классов г. Кирова, а позднее и области. В 2012 году на здании бывшей школы № 9 по адресу: ул. Пятницкая, д. 9, в которой Аполлинария Николаевна работала с 1903 по 1961 год, была установлена новая мемориальная доска.

Дом на Пятницкой

«Это был храм, имя которому — школа. Здесь нас учили любви к Отчизне, преклонению пред гением Пушкина и Лермонтова, Чайковского и Шопена, любви к книге, к театру, наконец, любви к ближнему, состраданию, человеческой порядочности. Дорогие имена Аполлинарии Николаевны Тепляшиной и Юлии Николаевны Россихиной — это то светлое и чистое, святое, что сопровождало нас всю нашу жизнь», — вспоминала о школе № 9 В.И. Романова, выпускница 1936 года. Но история этого учебного заведения началась намного раньше. Она отражена в двух больших альбомах, хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области, с фотографиями и описанием событий, охватывающим период с 1898 по 1958 год. Один из альбомов оформила сама А.Н. Тепляшина.

Эта школа была основана по благословению епископа Алексия (Опоцкого) ещё в 1898 году в слободе Халкидоново (ныне — район площади Лепсе). Здесь находилось архиерейское подворье с деревянным храмом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Школа занимала часть дома, принадлежавшего архиерею, а первой учительницей была Александра Павловна Бехтерева. На собрании духовенства и старост храмов г. Вятки в декабре 1900 года в благодарность Богу, «даровавшему государю Николаю II исцеление от тяжёлой болезни», было решено построить рядом с Предтеченским храмом здание двухклассной церковно-приходской школы, которой предстояло готовить девочек к поступлению в гимназию и учительниц для деревенских школ грамоты.

Выполнение заказа взял на себя архитектор Иван Аполлонович Чарушин. При разработке проекта он опирался на типовые предложения, но вносил свои коррективы. Кроме соблюдения нормативных правил министерства народного просвещения, регламентирующих перечень необходимых помещений, их параметры и вместимость, архитектор должен был учитывать конкретную градостроительную ситуацию, характер ландшафта и окружающей застройки. Требование «избежать близости школы от всего, что может мешать занятиям, угрожать здоровью учащихся или дурно влиять на их нравственность» было выполнено: предполагалось построить здание в непосредственной близости к храму.

В сентябре 1901 года проект Чарушина был одобрен Вятским губернским правлением, подписан губернатором для исполнения и получил благословение епископа Алексия (Опоцкого). Строительство велось очень быстро, и 31 августа 1903 года состоялось освящение новой церковно-приходской школы. В советское время в этом здании размещалась начальная школа № 9, которая просуществовала до 1960-х годов. Впоследствии здесь располагались различные учебные заведения, находилась детская спортивная школа, а 1 сентября 1998 года в ней начался учебный год для учащихся только что созданной Вятской православной гимназии. В 2006 году в связи с увеличением числа учеников гимназии предоставили другое помещение на улице Московской, дом 35, где раньше располагалась Мариинская женская гимназия. В здании на Пятницкой находилось муниципальное учреждение «Архитектура». В декабре 2016 года согласно федеральному закону бывшую церковно-приходскую школу передали в собственность приходу Предтеченской церкви, и в нём разместилась воскресная школа.

По стопам отца

Аполлинария Николаевна родилась 29 ноября 1879 года в селе Лудяно-Ясашное Нолинского уезда, где семья Тепляшиных проживала с 1876 по 1893 год. В метрической книге Казанской церкви, где 1 декабря новорождённую крестили, есть запись о родителях: «наставник двухклассного училища Николай Ферапонтович Тепляшин и его законная жена Анна Степановна». Папа был учителем, а мама — акушеркой, два дяди по отцовской и материнской линиям служили в Церкви. В шестилетнем возрасте Аполлинария осталась без матери: Анна Степановна умерла «от неправильных родов», и дочку воспитывали отец и его новая жена Юлия Платоновна, дочь священника Платона Вечтомова. В семье Тепляшиных росло восемь детей, по четыре от каждого брака отца.

Сначала Аполлинарию отдали учиться в сельское начальное училище, а в 1890 году она поступила в Нолинскую женскую прогимназию. Через четыре года её дядя, священник Всехсвятской церкви г. Вятки Николай Степанович Серебреников, хлопотал о переводе племянницы в Вятскую Мариинскую женскую гимназию, где Аполлинария Николаевна обучалась до 1898 года. Аттестат, выданный ей по окончании восьмого дополнительного педагогического класса, свидетельствует, что «ученица Тепляшина слушала русский язык, педагогику и дидактику, а также упражнялась в педагогической практике и показала хорошие успехи… ей предоставляется право на получение звания домашней учительницы».

Аполлинария Николаевна осознанно выбрала педагогическую стезю, понимая всю важность и благородство этого служения. Большое влияние на сделанный выбор оказал личный пример её отца Николая Ферапонтовича: пять дочерей продолжили его дело, став учительницами. Протоиерей Пётр Порфирьев, преподававший в Мариинской гимназии Закон Божий, подарил выпускнице Аполлинарии Тепляшиной небольшое Евангелие с напутственной надписью, в которой выражалась надежда, что Слово Божие станет её путеводной звездой до конца жизни.

Профессиональная добросовестность

С сентября 1900 года по направлению уездного отдела народного образования три года А.Н. Тепляшина работала в школе грамоты села Чистяково Вятского уезда, а в октябре 1903 года её перевели в Вятку в церковно-приходскую школу при Предтеченском храме, которая в 1918-м была переименована в начальное училище, а затем — в начальную школу № 9. Почти десять лет, до апреля 1928 года, Аполлинария Николаевна выполняла обязанности начальника училища, а затем — заведующей школой. Трудное и неспокойное это было время: гражданская война, голод, разруха. Требовались большие организаторские способности, воля и настойчивость, полная самоотдача, чтобы обеспечить нормальную работу школы.

После уроков Тепляшина шла в различные учреждения, где ей помогали найти дрова для отопления школы, одежду и обувь для особо нуждающихся учеников, бумагу и карандаши. Во время эпидемии тифа она сумела организовать завтраки для детей. И пусть это всего лишь овсяный суп или картофельная похлёбка, но уже спокойнее на душе за здоровье маленьких учеников, выводящих неровные строчки на серой обёрточной бумаге. Когда в городе свирепствовала «испанка» и многие учителя заболели, Аполлинария Николаевна занималась одна с несколькими классами, лишь бы дети учились. В 1928 году Тепляшина по собственному желанию ушла с должности заведующей, оставшись учителем начальных классов. В этот период жизни она содержала престарелых родителей.

С годами накапливался педагогический опыт Аполлинарии Николаевны. Несмотря на это, она никогда не переставала учиться, оканчивала различные курсы. Несомненно, большое значение имело общение с переехавшим в 1936 году из Ленинграда в Киров дядей Виталием Степановичем Серебрениковым (1862–1942), в прошлом профессором Санкт-Петербургской духовной академии, психологом и философом, автором книг о Лейбнице. Скупые строчки архивных документов того времени так говорят об учительнице А.Н. Тепляшиной: «Ни один учащийся не выпадает из поля зрения педагога: она видит каждого и вовлекает в коллективную работу. Особенная черта — профессиональная добросовестность. Несмотря на свой опыт и эрудицию, Аполлинария Николаевна тщательно готовится к каждому уроку. Загляните в её рабочую тетрадь. Там всё продумано до мельчайших деталей: записаны полностью рассказы, которые она готовит для сообщения учащимся, подобраны тексты письменных работ, составлены вопросы. Кропотливо и с большим умением собирает она дополнительный материал к уроку, а в этих целях систематически следит за детской и методической литературой, журналами и газетами. А.Н. Тепляшина живёт не только интересами своего класса, но и всей школы. Свободное время она посвящает воспитанию детей. Как сильный методист делится своим опытом с другими учителями. В школе руководит драматическим кружком».

По воспоминаниям Альберта Анатольевича Лиханова, двойки Аполлинария Николаевна ставила очень редко. Когда видела, что ребёнок «не тянет», оставалась с ним после уроков и занималась до тех пор, пока он не догонял остальных. Она никогда не приходила с жалобой на плохое поведение ученика к нему домой. Как бы случайно встречая родителей на улице или в школе, обладая большим чувством такта, Тепляшина сначала хвалила ребёнка, а потом как бы между прочим говорила о том, что с помощью родителей ей бы хотелось исправить в поведении ученика. Она была воплощением добра, мудрости, скромности и справедливости, а потому пользовалась огромным авторитетом среди педагогов, учащихся и их родителей. Заведующая школой № 9 Ф.В. Лютина рассказывала, что каждый год при зачислении новых учеников ей приходится сдерживать напор родителей, которые когда-то учились у Аполлинарии Николаевны. В каком бы районе города они ни жили, добивались, чтобы их дети занимались именно у Тепляшиной.

Аполлинария Николаевна всегда была занята делом. У неё не было времени для отдыха даже дома. Здесь она проверяла тетради или шила на швейной машинке вещи для Дома малютки. Рядом был небольшой огород, и Тепляшина что-то там выращивала. Варила варенье из яблок, пекла пирожки для учеников. На летних каникулах она обычно читала новые детские книги, занималась с двоечниками, а за две недели до начала нового учебного года проводила дополнительные занятия с детьми, которые переходили в старшие классы других школ. Всё делала совершенно бесплатно, а ребята из неблагополучных семей часто находили у неё приют: некоторые ученики жили у неё по неделе, она шила им одежду. В гости к ней приходили просто так, учительница всем была рада, для всех у неё находилось время.

С материнской заботой

22 июня 1941 года началась война. Аполлинария Николаевна скрашивала, чем могла, тяжесть военного лихолетья для своих учеников. В суровые годы Великой Отечественной многим детям она давала ощущение материнской заботы, семейного тепла. Отцы были на фронте, матери — на тяжёлой тыловой работе, а её ученики видели каждый день, общались с ней в школе, часто приходили к учительнице домой. Из своего пайка Тепляшина часть отдавала детям, не афишируя это. Тихо подойдёт к парте, положит кусочек хлеба и ведёт урок дальше…

Учившийся во время войны Альберт Лиханов вспоминал: «Урок начинался двумя действиями сразу: кто-то отвечал у доски, а учительница шла между рядами. В одной руке у Аполлинарии Николаевны была серебряная ложечка, а в другой — коричневая коробочка с витамином «С», который она покупала на свои деньги. Каждый получал витаминку с ложечки прямо в рот и должен был этот шарик обязательно раскусить. Когда аптечные витамины заканчивались, Аполлинария Николаевна выходила вместе с нами во двор, и самые ловкие залезали на невысокие вятские сосенки, чтобы надрать хвои. Её заваривали, и учительница заставляла выпить хотя бы по полкружечки этого горького отвара. И так каждое утро, каждую зиму, всю войну. Она спасала нас от цинги».

В декабре 1944 года А.Н. Тепляшина «за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей» была удостоена ордена Ленина, высшей государственной награды СССР. На следующий год её наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а в 1949 году Аполлинария Николаевна вновь получила орден Ленина. Исключительная скромность отличала Тепляшину. В доме, где она жила, никто не знал, что Аполлинария Николаевна дважды награждена орденом, потому что она не рассказывала об этом.

По воспоминаниям художницы О.Л. Рязанцевой, супруги вятского скульптора В.С. Рязанцева, трое детей которой учились в школе № 9, у Тепляшиной был удивительно красивый голос, входивший в душу, и необыкновенные глаза. Походка лёгкая, неслышная, а сама она спокойная, уравновешенная, собранная, очень застенчивая, скромная и в то же время ласковая. Однажды она пришла побеседовать об учениках домой к Рязанцевым. Вадима Сергеевича поразил образ Аполлинарии Николаевны, и он предложил сделать её скульптурный портрет. «Да я пришла по другому вопросу», — отказывалась Тепляшина, но потом всё-таки согласилась. Так появился скульптурный портрет Аполлинарии Николаевны, который хранится в Кировском областном краеведческом музее.

Когда Тепляшину спрашивали про её биографию, она отвечала: «Моя жизнь — это школа». Сознание важности педагогического служения, отношение к ней как к любимому делу всей жизни, творческий подход к работе, ответственность за судьбы вверенных ей детей давали духовные и физические силы. «На уроках Аполлинарии Николаевны поражает тот темп, в котором она их проводит. Тепляшина ведёт занятия настолько увлекательно, что ни один из учеников не занимается ничем посторонним. Время урока чётко распределено, — писали о ней в прессе. — Это действительно мастер педагогического дела. Она охотно делится опытом и помогает молодым учителям. Всегда отзывчивая, любит своё дело, работает с большим усердием. Ей чуждо формальное отношение как к детям, так и к школе».

В 1955 году Научно-исследовательский институт методов обучения объявил А.Н. Тепляшиной благодарность за проведённую работу по проверке программ и учебника арифметики для четвёртого класса. В 1957 году Аполлинария Николаевна закончила педагогическую деятельность, но не ушла из школы, работая в библиотеке вплоть до 1961 года.

За свою долгую жизнь А.Н. Тепляшина воспитала несколько поколений учеников. Она помнила всех выпускников, и они не забывали свою первую учительницу. До самой смерти они постоянно навещали Аполлинарию Николаевну. Писали ей письма из Москвы и Ленинграда, Баку и Архангельска, с Сахалина и Камчатки. Делились с ней своими успехами и радостями, доверяли горести, обращались за советом. Каждый вспоминал о своей учительнице с благодарностью и любовью. Одного она подкармливала, зная о бедственном положении его семьи. Другому писала на фронт, ободряя и поддерживая. Третий чтил её как мать и ей первой представил свою будущую жену.

До самой смерти Аполлинария Николаевна стремилась приносить пользу людям. Например, она подклеивала детские книги, которые ей приносили из библиотек. Скончалась А.Н. Тепляшина на 97-м году жизни 19 мая 1976 года, похоронена на Новомакарьевском кладбище. Аполлинария Николаевна вела во всех отношениях подвижнический образ жизни. Об этом свидетельствуют все, кому посчастливилось учиться у неё или быть её коллегой. Творческая индивидуальность, высокая образованность в сочетании с беззаветной преданностью служению учителя и с христианским отношением ко всем окружающим — вот те черты, которые отличали А.Н. Тепляшину, ставшую нравственным идеалом для учащихся. Обладая огромным педагогическим и человеческим талантом, она не только обучала их русскому языку, но и воспитывала, формировала их характер. Не всякий учитель оставляет такой глубокий след в сердцах своих учеников. Не каждому выпадает на долю такое счастье.

На фото:
— Аполлинария Николаевна Тепляшина;
— А.Н. Тепляшина с детьми;
— Церковно-приходская школа при Предтечинском храме.

Ирина Завойчинская
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться