Главной архитектурной достопримечательностью и доминантой села Каксинвай Малмыжского района является деревянная Рождество-Богородицкая церковь. Построенная и освящённая в октябре 2004 года на месте старой, сгоревшей, она лишь отчасти напоминает своим видом прежнюю, о которой можно судить разве что по единственной известной фотографии.
Первым, кто напомнил людям об этом храме, был уроженец Кильмези писатель Владимир Николаевич Крупин. В 1981 году на страницах московского журнала «Наш современник» появилась его повесть «Сороковой день». В ней наряду с прочим приведён рассказ отца автора, жившего в Каксинвае перед Великой Отечественной войной и работавшего лесничим. Собираясь писать воспоминания, Николай Яковлевич рассказал своему сыну о том, как в селе «в Новый год, на 38-й, загорелась церковь пятиглавая. Установили небрежность и неисправность дымоходов. Попа и дьякона посадили. <…> Люди, особенно бабы, стали кидаться и спасать иконы, вытаскивать, а предсельсовета Чугунов велел участковому не пускать. Сутки горела. Потом бабы ходили, пепел разгребали. Кресты находили, металл скорченный».
Как видим, в воспоминаниях единственной деталью, касающейся архитектуры храма, является то, что был он пятиглавым. Более обстоятельно о церкви в 1991 году по просьбе автора этих строк впервые написал вятский краевед Олег Николаевич Виноградов (1929–2018). Под рубрикой «История сёл и деревень» в областной газете «Кировская правда» появилась небольшая статья «Каксинвай», где, в частности, отмечалось: «Деревянная Рождество-Богородицкая церковь была построена на каменном фундаменте в 1899 году. В одном комплексе с ней находилась и деревянная колокольня. Крышу храма покрыли железом, стены обшили тёсом, покрасив снаружи и изнутри масляной краской. Внутреннее убранство было небогатое, не хватало подсвечников». Текст был сопровождён фотографией храма, которая с тех пор неоднократно иллюстрировала различные публикации.
Об архитектурных особенностях утраченного памятника можно судить по сведениям о церквях, построенных по тому же проекту и сохранившихся до наших дней в сёлах Беляево и Потняк Кикнурского района. В первом из них деревянный однопрестольный храм освящён во имя святителя Николая Чудотворца в марте 1893 года. Вот как начинается его описание в книге авторитетных исследователей Ирины Валентиновны Беровой и Евгения Львовича Скопина «Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы», изданной в Вятке в 1999 году: «Сруб, поставленный на кирпичный цоколь, имеет тесовую обшивку. Покрытие кровли и кресты — металлические. Высота храма — около 18 метров, колокольни — около 26 метров. <…> Объёмно-планировочная компоновка церкви, выполненная по принципу продольно-осевого размещения составляющих частей и получившая название «корабля», наиболее распространена среди приходских храмов».
Описывая памятник церковной архитектуры, авторы обращают внимание на то, что «его своеобразный облик стилизован в основном под старорусские формы, присущие каменным храмам. Вместе с тем здесь встречаются элементы модерна и детали, характерные для народной деревянной архитектуры». А вывод такой: «Церковь Николая Чудотворца принадлежит к немногочисленной группе сохранившихся деревянных культовых памятников области, выделяясь среди них выразительностью силуэта, оригинальностью архитектурно-декоративного и художественного решения».
Конечно, храмы в Беляево и Каксинвае не близнецы-братья. Особенно это касается внутреннего убранства и иконостаса, богатство которых зависело от потраченных средств и отчасти от вкусов благодетелей, на средства которых церковные здания возводились. Беляево в данном случае полностью опекал богатый яранский купец-лесопромышленник Василий Степанович Беляев, а Каксинвай, где деньги собирали с шапкой по кругу, лишь отчасти находился на попечении елабужских купцов Стахеевых и Черновых.
Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1895 году в селе Потняк по тому же, что и в Беляево, проекту, имеет тем не менее некоторые особенности, что делает её ещё более похожей на каксинвайскую. Роднит их прежде всего состоящий из двух ярусов четверик. «Верхний четверик, — читаем в книге И.В. Беровой и Е.Л. Скопина, — по ширине равный трапезной, нависает над боковыми уширениями церкви, опираясь на тонкие металлические колонны. Он перекрыт деревянным сводом оригинальной конструкции, напоминающей по форме усечённую пирамиду. Прямоугольная апсида имеет симметричные прирубы жертвенника и диаконника.
Декоративное убранство фасадов составляют рамочные оформления окон с треугольным повышением по центру, «рамки-ширинки», узкие ленты пропильных подзоров под скатами кровли, угловые пилястры. <…> Лотки свода расписаны сценами страстей Христовых. На узких гранях помещены фигуры евангелистов, в тромпах — херувимы. Крестовоздвиженская церковь является одним их образцов псевдорусского стиля в деревянном исполнении».
Кто же разработал проекты трёх деревянных храмов-кораблей? По убедительному предположению Е.Л. Скопина, которому автор этих строк выражает глубокую благодарность за помощь при работе над статьёй, создателем типового проекта мог быть инженер-архитектор Александр Степанович Андреев (1829 – после 1908). Уроженец города Ярославля, выпускник Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге, он, как сообщается в биографической справке, в июле 1851 года поступил в Вятскую строительную и дорожную комиссию. Потом был «начальником стола по искусственной части. В течение 1859–1860 годов исполнял обязанности епархиального архитектора, а затем архитектора для производства работ в Вятской строительной и дорожной комиссии. После её реорганизации в 1865 году А.С. Андреев поступил на должность младшего архитектора строительного отделения Вятского губернского правления».
Проведя год в Полтаве в качестве губернского архитектора, в июле 1876 года Александр Степанович возвращается в Вятку, где до выхода в отставку в 1894 году трудится губернским инженером. Но и потом он «как опытный специалист периодически привлекался к выполнению разовых заказов». Среди объектов, к которым причастен архитектор Андреев, выделим следующие: здание Вятской духовной консистории, Спасо-Преображенский монастырь в Вятке с домовым храмом, не сохранившаяся до наших дней Воскресенская церковь в Белой Холунице, колокольня и Никольский храм в Вятских Полянах и Крестовоздвиженская церковь в селе Кулыги Вятскополянского района. Несмотря на некоторые утраты, деревянные и каменные «корабли» А.С. Андреева и ныне плывут по просторам вечности.
На фото:
— А.С. Андреев;
— Крестовоздвиженская церковь в Потняке;
— Никольский храм в селе Беляево. Фото Е.Л. Скопина;
— Рождество-Богородицкая церковь в Каксинвае.




