В экспозиции Уржумского краеведческого музея представлен портрет участника Великой Отечественной войны, кинооператора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, дважды лауреата Государственной премии СССР Аркадия Александровича Климова.
Родился Аркадий Климов 19 июля 1914 года в городе Яранске в семье служащего. Детство и юность прошли в Уржуме. В школе он увлёкся фотографией, под руководством учителя рисования Ф.Л. Ларионова занимался живописью. В связи с тяжёлым материальным положением семьи уже с 12 лет Аркадий стал подрабатывать. Трудился художником рекламы в городском кинотеатре, затем был учеником киномеханика, а последние два года до завершения обучения в школе самостоятельно работал киномехаником. Это дало юноше возможность просмотреть множество художественных и документальных фильмов, познакомиться с кинотехникой. Его интересовало всё, что относилось к кино, но больше всего привлекала работа оператора.
После окончания в 1932 году девяти классов Климов поступил на операторское отделение Московского всесоюзного государственного института кинематографии. Приходилось и учиться, и работать, чтобы купить себе продукты или одежду, ведь из дома, кроме писем с рассказом об уржумской жизни, ничего не приходило. Через пять лет, получив диплом с отличием, Аркадий Александрович начал свой творческий путь на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, куда попал по распределению. Городу на Неве он посвятил почти всю свою жизнь и талант кинооператора. До начала Великой Отечественной войны А.А. Климов снял более десяти фильмов, получивших высокую оценку зрителей.
С первых дней войны Аркадий Александрович работал кинооператором на фронте, много раз участвовал в боевых операциях армии и флота, шёл в атаку с кинокамерой в руках. Было отснято несколько десятков километров плёнки. Часть этого материала использовалась в документальных лентах, а также в журналах военной кинохроники. Находясь в блокадном Ленинграде, Аркадий Климов участвовал в создании уникальных фильмов «Лётчики-гвардейцы» и «Ладога». Работа над картиной «Ленинград в борьбе» шла в самый трудный и страшный период блокады зимой 1941–1942 годов. В голодном, холодном, вымирающем городе операторы под бомбёжками фиксировали на плёнку всю неприглядность войны, понимая, какое значение эти кадры будут иметь для истории.
Вместе с нашими воинами, ополченцами, тружениками предприятий, жителями Ленинграда Аркадий Александрович делал всё, чтобы приблизить прорыв блокады. Главным его оружием была кинокамера. Благодаря его труду мы можем увидеть страшные документальные кадры о том, как под ударами вражеской авиации и дальнобойных орудий рушатся здания, как окоченевшие трупы умерших горожан складывают штабелями у зданий. Мы видим, как блокадники по карточкам получают крохотные кусочки хлеба, как, оскальзываясь на обледенелых ступеньках, берут воду из Невы, как, шатаясь от голода, еле-еле передвигаются по опустевшим улицам…
Но вот сюжет меняется: наши бойцы идут в атаку, орудия бьют по врагу, с которым сражаются и партизаны, по льду Ладожского озера проложена «дорога жизни». Везде успевают кинодокументалисты, порой рискуя своей жизнью. Они создали самую сильную и достоверную страницу кинолетописи Великой Отечественной войны, потому что жизнь осаждённого города на Неве проходила у них на глазах, и они снимали страшную правду войны, документальное свидетельство зверств фашизма. Неслучайно лента «Ленинград в борьбе» демонстрировалась в 1945 году в качестве обвинительных доказательств на Нюрнбергском процессе.
А.А. Климов в числе боевых офицеров неоднократно был представлен командованием к награждению орденами и медалями. Он был дважды удостоен ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени, нескольких медалей. Вот выдержка из представления о награждении Аркадия Климова, военного кинооператора политуправления Балтийского флота: «Техник-лейтенант А.А. Климов вступил в ряды флота в июле 1942 года. Будучи квалифицированным кинооператором, честным и смелым воином, он, как правило, находится на ответственных боевых съёмках, в самых сложных условиях хорошо справляясь с заданиями командования.
Так, в 1942 году товарищ Климов был направлен для съёмок проводки первого каравана Ладожской военной флотилии с продовольствием и боезапасом. Тяжёлые условия этого похода, налёты вражеской авиации не помешали ему выполнить порученное задание. В июне 1943 года А.А. Климов участвовал в боевой операции над г. Нарвой на стратегическом бомбардировщике с экипажем гвардии капитана Побелякина, а в июне 1944 года — в походе морского бронекатера к острову Бьёрке для разведки боем огневых точек противника. На этом же катере принимал участие в высадке десанта на остров Пейсаари. Затем снимал боевую операцию по высадке десантной группы на остров Тейкарсаари». 16 августа 1944 года оператор киногруппы политуправления Балтийского флота Аркадий Климов был направлен для съёмок на бронекатере. Задание выполнил хорошо и снял два налёта вражеской авиации. Затем во время боя вынес из-под обстрела двух раненых бойцов и оказал им первую медицинскую помощь. По мнению врачей, только благодаря этим своевременным действиям воины остались живы.
Многие эпизоды из съёмок Климова нашли место в документальной ленте «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944). За 45 минут — именно столько длится этот фильм — творческая группа полностью отразила тему непростых советско-финских отношений конца тридцатых – начала сороковых годов прошлого века. Панорамные и близкие съёмки боёв велись с самолётов и танков, с бронекатеров Балтийского флота, с позиций артиллеристов и миномётчиков. Кинооператоры вместе с наступающей пехотой продвигались за танками, шедшими на прорыв линии обороны врага. Автоматчики резали колючую проволоку, бросали гранаты, посылали очереди в сторону противника. Всё это с угрозой для собственной жизни фиксировали на плёнку военные операторы. На других кадрах мы видим, как идут колонны пленных финских солдат и офицеров. Заканчивается кинолента актом подписания перемирия между СССР и Финляндией.
Отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но для части фронтовиков боевые действия не закончились. Вместе с товарищами по Балтике в 1945 году А.А. Климов отправляется на Дальний Восток для съёмки сражений нашей армии с японцами. Аркадий Александрович участвовал в боевых операциях десантников и лётчиков, познакомился с жизнью подводников, прошагал с пехотинцами многие километры. Кадры, снятые военными операторами, легли в основу фильма «Разгром Японии», который вышел на экраны кинотеатров в конце 1945 года.
Более часа длится эта документальная лента. Вот мы видим, как наши воины идут на штурм японских позиций. Бьёт артиллерия и знаменитые «катюши». Рвутся мины, снаряды и авиабомбы, разнося неприятельские укрепления. С кораблей Тихоокеанского флота и бронекатеров Амурской военной флотилии на вражеский берег высаживается десант. С большим трудом наши войска переправляются через быстрые реки, продвигаются по непроходимым лесам, горным кручам и безводным степям. Показан в фильме 300-километровый переход наших частей через перевал Хинган. Вместе с бойцами шёл пешком, ехал на попутной полуторке или на броне танка военный оператор Климов. Кадры кинохроники запечатлели, как наши войска с боем берут город. Кругом пожарища, дым. Борьба идёт за каждый дом, но наши солдаты одерживают верх. Вот появляются пленные японцы, которые идут, понуро опустив головы, и складывают своё оружие. В завершении фильма представители союзных государств и японского правительства подписывают акт о капитуляции Японии.
Закончилась война. В 1946 году Аркадий Александрович демобилизовался и возвратился на Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Почти за четверть века он снял более пятидесяти различных фильмов. Многие из них посвящены искусству: полнометражные «А.М. Горький», «Выставка Дрезденской картинной галереи», «Приглашение к танцу», короткометражные «Золотые руки», «Кружевницы», «Искусство резьбы по кости», «Ансамбли России», «Петродворец», «Живопись Федотова», «Советская батальная живопись», «Сикстинская мадонна», «Скульптор Шубин», «Античное искусство», «Боевой карандаш», «Художник неизвестен» и «Гусли звончатые». А ещё были киноленты «Ленинградский порт», «Вблизи России» и многие другие. Из научно-фантастических фильмов зрителям наиболее запомнились картины «Луна», «Марс» и особенно приключенческий фильм «Планета бурь», снятый в 1961 году по повести Александра Казанцева. Некоторые киноленты, над которыми как оператор работал А.А. Климов, были отмечены дипломами на международных кинофестивалях.
Свои приезды в город детства Аркадий Александрович старался приурочить к традиционной августовской встрече выпускников школы № 1. С огромной благодарностью вспоминал он своих учителей Владимира Ивановича Журавлёва, Владислава Павловича Спасского, Фёдора Логиновича Ларионова и других. Малая родина, как магнитом, притягивала его к себе. Выступая перед уржумцами, Аркадий Климов говорил о том, что он горячо любит свою школу и родной город и всегда рад навестить Уржум.
12 октября 1970 года Аркадий Александрович Климов в возрасте пятидесяти шести лет скоропостижно скончался в Ленинграде от инфаркта. На его могиле на простом памятнике из красного гранита начертана лаконичная надпись: «Кинооператор Аркадий Климов».

