Иван Шишкин и Николай Хохряков

Вятский художник Николай Николаевич Хохряков в искусствоведческой литературе иногда упоминается как ученик великого русского пейзажиста, живописца и гравёра Ивана Ивановича Шишкина, 190-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Иван Шишкин происходил из древнего вятского рода. Он родился 13 января 1832 года в г. Елабуге Вятской губернии в семье купца И.В. Шишкина, несколько лет подряд бывшего городским головой. Николай Хохряков — внук купца Ильи Васильевича Хохрякова, служившего городским головой Вятки. Шишкин и Хохряков, имея одинаковое сословное происхождение, не стали продолжателями вятских купеческих традиций, а посвятили свою жизнь искусству, живописи.

Несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте, оба вятчанина ориентировались на главу Товарищества передвижников Ивана Николаевича Крамского, который оказывал благотворное влияние на того и на другого. Оба выставлялись у передвижников: Шишкин — до самой свой смерти в 1898 году, Хохряков — до смерти Крамского в 1887 году и только через 13 лет опять показал свои работы на выставке Товарищества. Ещё в 1872 году И.Н. Крамской, наблюдая за работой Ивана Шишкина, писал: «Он всё-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе. Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа, но живая школа». Непосредственное наблюдение за природой, достоверность и тщательная проработка деталей характерны для шишкинских пейзажей. В них присутствует «душа» природы, поэтический реализм, изящная простота.

Для нас пейзаж так привычен, что мы не задумываемся над историей этого достаточно молодого жанра. Начало реалистическому пейзажу положили барбизонцы, группа французских живописцев, работавших в 1830–1860-х годах во Франции. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон недалеко от Парижа. Кстати, Николай Хохряков был поклонником их творчества всю жизнь. А за Шишкиным, который считал, что «пейзажист — это истинный художник, он чувствует глубже, чище», навсегда закрепилась слава «царя русского леса».

Когда Аполлинарий Васнецов в 1880 году вызвал своего друга Николая Хохрякова в северную столицу, И.И. Шишкин взялся бесплатно обучать рисунку и гравюре своего молодого земляка. Благодаря этому со временем в собрание Вятского художественного музея попало около тридцати гравюр, созданных Иваном Шишкиным до 1887 года и подаренных Николаю Хохрякову.

Художников объединяла любовь к природе родного края. После заграничной поездки по окончании академии художеств Шишкин отправился в Елабугу и потом неоднократно приезжал из Петербурга на родину. Самые известные его картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Корабельная роща» созданы по вятским мотивам. Николай Хохряков дольше чем на три года не уезжал из Вятки, а с 1913-го и вовсе не покидал родные места, чаще всего работая в своей усадьбе.

В постоянной экспозиции Вятского художественного музея со дня его основания находится незаконченная картина И.И. Шишкина «Пикник в сосновом лесу», подаренная Николаем Хохряковым. В этом произведении Иван Иванович изобразил густую чащу хвойного леса. На полянке помещено около десяти человеческих фигур, что нехарактерно для шишкинских полотен. И хотя работа не была закончена, но и в таком виде она производит большое впечатление на зрителей. Скорее всего, холст был вывезен из Петербурга после смерти мастера. На обороте — надпись чернилами: «Картину признаю подлинной работой И.И. Шишкина. Виктор Васнецов. 29 мая 1899 года».

Хохряков писал коллекционеру И.С. Остроухову: «Картину Шишкина мы с Аполлинарием Михайловичем Васнецовым привели в порядок: она теперь в раме, вымыта, покрыта лаком и выглядит совсем другою вещью. Стоит она у Аполлинария Михайловича в мастерской на мольберте и вполне удобна для осмотра». Сам же Хохряков в это время поспешил в Вятку к больному отцу. И хотя картина учителя Николаю Николаевичу была очень дорога, испытывая острую нужду в средствах, он попытался продать её через Московское общество любителей художеств, в котором состоял. Генерал Фабрициус из Петербурга решил приобрести «Пикник в сосновом лесу». В октябре 1899 года глава общества Д.В. Грушецкий прислал в Вятку телеграмму: «За лес Шишкина дают пятьсот. Отвечайте». Николаю Николаевичу и его сёстрам жалко было продавать шишкинский холст, но очень требовались деньги: болезнь отца продолжалась, а Хохрякова исключили из фотографического общества Москвы за неуплату взносов. Поэтому на телеграмму последовал ответ: «Согласен отдать картину за пятьсот». Но и в Московском обществе любителей художеств случилась перемена: Грушецкого обвинили в финансовых махинациях, многие художники покинули общество, купля-продажа не состоялась.

В письме Аполлинарию Васнецову, приезжавшему в Вятку в 1900 году, Хохряков упомянул шишкинский холст: «Около Слободского места интересные. Этюд с далями, который я тебе подарил перед отъездом, писал там недалеко от мельницы. Заказал, и уже готовы три подрамка; один большой — величина картины Ивана Ивановича «Пикник в лесу». Храбрость какая! Холст есть и краски, там же какой-нибудь широкий мотив и катну…». По размеру из хохряковских работ в собрании Вятского художественного музея подходит только картина «Тишина» с вечерним закатом. Природа диктует пейзажу своё настроение, так что палитра произведения будто позаимствована у Архипа Куинджи. Кстати, мастерская А.И. Куинджи в академии художеств в Петербурге находилась по соседству с шишкинской, и Архип Иванович любил художников-вятчан.

По прошествии десяти лет Хохряков подарил работу И.И. Шишкина «Пикник в сосновом лесу» музею, создаваемому тогда в Вятке. В каталоге Первой выставки картин Вятского художественного кружка 1910 года рядом с названием холста указано, что «фигуры намечены К.А. Савицким». Очевидно, по аналогии с медведями, действительно написанными Константином Аполлоновичем в знаменитой картине своего друга Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Подтверждением свидетельства В.М. Васнецова об авторе «Пикника в сосновом лесу» стали результаты недавнего музейного исследования с использованием рентгеновских лучей. Стало очевидным, что и деревья, и фигуры людей выполнены кистью одного художника — И.И. Шишкина. Нужно отметить, что, подарив картину Ивана Ивановича, свои личные работы Н.Н. Хохряков в отличие от Алексея Деньшина, Аполлинария Васнецова и Алексея Исупова не передал в экспозицию музея. В этом проявилась всегдашняя скромность Хохрякова, считавшего, что его полотна не достойны висеть в одних залах с картинами настоящих художников. Тем не менее Николай Николаевич, как и остальные дарители, стал почётным членом Вятского художественного кружка, занимавшегося созданием музея.

На выставке, открывающейся 18 февраля в Доме-музее художника Николая Хохрякова (г. Вятка, Копанский переулок, 4), планируется показать лучшие гравюры И.И. Шишкина из хохряковской коллекции, а также собственные рисунки и гравюры Николая Николаевича. Будут представлены прежде не экспонированные подготовительные листы цинкографий, клише и печатные оттиски — результат изобретения Иваном Шишкиным в 1875 году выпуклого офорта. Хохряков пользовался им в течение 25 лет, зарабатывая на жизнь семьи. Посетители выставки увидят отличия классического офорта от выпуклого, который выполняется на цинковой пластине. У Хохрякова сохранились сотни цинкографий, украшавших газету «Московский листок» в течение двадцати лет. Из живописного наследия художников будут представлены три произведения Ивана Шишкина и ранние этюды Николая Хохрякова из фондов Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. Объективность изображения, точность мазка в следовании природной форме роднят произведения учителя и ученика.

На иллюстрациях:
— И.И. Шишкин;
— Н.Н. Хохряков;
— И.И. Шишкин. «Пикник в сосновом лесу»;
— И.И. Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
— Н.Н. Хохряков. «Деревня Шмели»

Татьяна Малышева
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться