История в пейзажах

Заслуженный художник России А.М. Широков готовится к своему шестидесятилетию: пишет портреты, натюрморты, интерьеры и пейзажи. Богатство цветового тона делает каждый его холст эмоционально воспринимаемым, подлинно живописным. Являясь сторонником натурного этюда, Андрей Михайлович много путешествует. Недавно он вернулся с пленэра в древнем Великом Устюге.

К этому северному соседу вятчане сначала ходили воевать, а потом уж торговать. На реке Сухоне сохранился Троице-Гледенский монастырь, который первоначально был крепостью, но её разрушили и сожгли вятчане в 1483 году. Украшают Устюг и две церкви в Дымкове, заречной части города. Особенно хорош храм вмч. Димитрия Солунского XVII века с шатровой колокольней. В нём можно интерьер пописать. К сожалению, многие церкви посещаются только летом, зимой их трудно протопить. По берегу Сухоны в ряд стоит Соборное дворище: Успенский собор с колокольней, храм блж. Иоанна Устюжского, Богоявленская церковь и другие. В честь блаженного Прокопия на месте погребения тоже построен храм.

Андрей Михайлович уже не первый раз в Великом Устюге. На других его этюдах изображены деревянный домик, проглядывающий сквозь деревья, купеческие ворота, каменный особняк с резиденцией Деда Мороза. Хозяйка этого особняка подарила картину художника с интерьером Прокопьевского собора Патриарху Кириллу.

Вообще, устюжанам не надо вновь строить храмы, старые бы возродить, их здесь 15. Причём самый «молодой» относится к ХIХ веку — Стефановский, посвящённый местному уроженцу святителю Стефану Пермскому, рождение которого около 1340 года было предсказано праведным Прокопием. Поименован святой Стефан Пермским по месту своих миссионерских трудов.

Устюг Великим повелел называть царь Иван Грозный в конце XVI века, когда город стал важным торговым центром государства. Купцы строили здесь каменные дома и возводили величественные храмы. Более десятка больших и малых этюдов привезены Андреем Михайловичем с устюжской земли, а на них в основном — церкви. На этот раз художник поработал на подворье Михаило-Архангельского мужского монастыря: поражают мощные стены, галереи, стройные шатровые колокольни.

Вообще, и зимой, и летом Великий Устюг — белый город: стены его домов и церквей как бы отражают солнечный свет. «Важно только, — говорит Андрей Михайлович, — чтобы солнце было». Красиво запечатлён храм Вознесения Господня, построенный в 1648 году, где теперь находится музейная экспозиция древнерусского искусства с иконами изящного устюжского письма. Выразительна своим колоритом более поздняя церковь прп. Симеона Столпника с её барочной архитектурой. Конечно, не только солнечный пленэр задуман художником; есть среди его работ храмы, написанные в морозное утро, на закате, освещённые в ночи светом прожектора и даже в звёздном сиянии…

Мы увидим это разнообразие полотен на большой юбилейной выставке в 2020 году. Сейчас же в Доме-музее художника Н.Н. Хохрякова г. Вятки проходит выставка двух авторов, путешествовавших по Европе в разные века Хохрякова и Широкова. Экспозиция начинается с изображения замка Мальборк в Польше, который находится недалеко от побережья Балтийского моря на реке Ногат, так что над ним кружат чайки и вихрятся облака. Можно вообразить, какая жизнь шла за этими стенами, когда на рубеже XIV–ХV веков замок являлся настоящей крепостью для крестоносцев, воевавших с Польшей. Романтический настрой рыцарской эпохи дорог художнику.

С картинами Широкова можно путешествовать по странам и эпохам. Раннее Средневековье: в романском стиле изображён мрачный замок германского короля Фридриха I по прозвищу Барбаросса (Рыжебородый), завоевателя, бесславно утонувшего в горной речке. Готика — вершина в развитии средневекового европейского искусства. Знаменитый собор Нотр-Дам, посвящённый Богородице, но от полотна Андрея Михайловича ощущение необычное: ни фасадных витражей в виде розы, ни знакомых контрфорсов… Храм написан со стороны переулочка и живёт в особом освещённом пространстве: солнечное пятно вибрирует на стене собора, а рядом мерно течёт Сена. Перед нами пейзаж тонкого лирика, не любящего парадных впечатлений.

В Италии Андрей Широков и его спутники долго колесили по горным дорогам отнюдь не туристических маршрутов. Нашли средневековую деревню в первозданном облике. Удобства цивилизации в ней существуют скрытно, а внешний вид сохранён неизменно. Мощно раскинулось на склоне селение Кусано Мутри, вдали — горы и облака…

Греческая деревенька с красными крышами домов расположилась в долине, где сразу бросаются в глаза громадные метеоры — парящие в воздухе скалы. Они неприступны, на их вершинах возводились монастыри. Это тоже история: в XV веке турки захватили Грецию. Почти четыре столетия православные иноки вымаливали свободу для своей Отчизны. Это большая картина, но и в маленьком ландшафтном этюде, также представленном на выставке, передана красота этой страны, где неутомимое греческое солнце заглядывает в каждую узкую улочку или привольно освещает зелёные долины, хорошо видные с высоты предгорий. Греция, по словам Андрея Широкова, — самая солнечная страна Европы, где множество островов, которые он как художник бесстрашно исследует.

Большой остров Самотраки в северной части Эгейского моря. На острове находятся руины античного святилища с колоннадой на фоне моря и неба, зелени и цветов. Такой пейзажный мотив свойственен только живописцу-романтику. А вот белый храм монастыря Калопетра, построенный в XVIII веке греческим принцем Дмитриосом Юпсилантесом во время своего изгнания на остров Родос. Андрей Широков прилагает к пейзажу с каждого места его предание, знает о нём самое интересное, и оказывается, что он пишет историю.

Как бы мы ни стремились жить сегодняшним днём, картины Андрея Михайловича возвращают нас в прошлое. Как будто благородные рыцари, которых он рисовал в детстве, ожидают нас в христианском Средневековье, особенно любимой художником эпохе, полной символизма и красивых преданий. Широков редко пишет интерьеры, но древнегреческая святыня — икона Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела», написанная апостолом Лукой — вдохновила художника, запечатлевшего интерьер храма на склоне горы в деревне Кастанис. Подкупольное пространство церкви, паруса, конхи, нефы — это лишь элементы византийской архитектуры, но есть ещё Дух, присутствующий в храме в свете небесном, и Андрей Михайлович отображает его на живописном холсте…

Приобщиться к красоте пейзажей Андрея Широкова можно на выставке «Путешествия по Европе», работающей в Доме-музее художника Н.Н. Хохрякова до июня.

Татьяна Малышева, искусствовед

Поделиться