Исполняя пастырский долг

Протоиерей Алексий Попов относился к тем представителям вятского духовенства второй половины XIX – начала XX века, которые, родившись в семьях скромных причетников, смогли благодаря присущему им трудолюбию получить семинарское образование, стать священниками и принести добрый плод на духовной ниве.

Алексей Александрович Попов родился 9 марта 1849 года в семье дьячка Никольской церкви г. Слободского. Его дед и прадеды служили в Троицком соборе г. Яранска. В 1873 году Алексей Попов в числе лучших выпускников окончил Вятскую духовную семинарию. Трудился сельским учителем в Великореченском народном училище Яранского уезда, затем в Истобенском двухклассном училище Орловского уезда. В конце 1874 года Попов был назначен псаломщиком в Троицкий храм села Быстрицы Орловского уезда, а в январе следующего года епископ Вятский и Слободской Аполлос рукоположил его во священника в этой же церкви.

Молодой батюшка усердно исполнял обязанности учителя в Быстрицком мужском училище, а также законоучителя в женском и мужском народных училищах. Отец Алексий настолько любил крестьянских детей и заботился об их просвещении, что в 1877 году в своей квартире открыл церковно-приходскую школу и все затраты на её содержание взял на себя. Молодой священник также заботился о благоустройстве Троицкого храма: он возглавил церковно-приходское попечительство и исходатайствовал у епархиального начальства благословение на возведение вокруг церкви каменной ограды.

В 1878 году отца Алексия назначили настоятелем Трёхсвятительского храма села Бутырского Нолинского уезда и законоучителем местного народного училища. Снова батюшка открыл в своей квартире церковно-приходскую школу, в которой обучались 30 крестьянских мальчиков. Супруга отца Алексия Клавдия Алексеевна, окончившая Вятское епархиальное женское училище, тоже трудилась учительницей в народном училище и даже была его начальницей. За три года, которые иерей Алексий провёл на этом приходе, удалось переделать местный холодный храм в тёплый и возвести колокольню. Для этого батюшка неоднократно ездил по приходу, собирая средства, необходимые на осуществление работ по утеплению церкви. Обращался с просьбой о помощи к купцу Стахееву из Елабуги, который выделил 500 рублей. Из своих личных средств на нужды бутырского храма отец Алексий пожертвовал сто рублей, что свидетельствует о его бескорыстии и любви к дому Божьему.

В 1881 году Попова назначили помощником настоятеля Троицкой церкви в селе Даровском Котельничского уезда, где он прослужил следующие 25 лет, усердно трудясь на ниве духовной, о чём свидетельствует его послужной список. Так, начиная с 1884 года, отец Алексий исполнял обязанности катехизатора и регулярно проводил беседы с прихожанами. В 1888-м он стал заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в Даровском. Создание этих учебных заведений, а также школ грамоты в царствование императора Александра III являлось одним из наиболее важных направлений внутренней политики государства.

Иерей Алексий Попов, имевший опыт создания церковно-приходских школ и преподавания в народных школах и усердно трудившийся на этом поприще, был назначен наблюдателем церковно-приходских школ в 4-м Котельничском благочинии и исполнял эту должность почти десять лет. Если учесть, что благочиние простиралось на сто вёрст с севера на юг и на 60 с востока на запад, причём дороги весной и осенью были фактически непроезжими, можно представить, какие трудности приходилось преодолевать отцу Алексию, который ответственно относился к возложенным на него обязанностям.

Создание церковно-приходских школ было сопряжено с определёнными трудностями, например, не хватало средств и подходящих помещений. Так, в одном из своих рапортов в Вятский епархиальный училищный совет в 1887 году иерей Алексий Попов сообщал: «Даровская церковно-приходская школа помещением своим очень тесна. Становый пристав и земский врач при освидетельствовании её в гигиеническом отношении заметили, что в ней не может поместиться и десяти человек без ущерба для здоровья учащих и учащихся. Между тем учеников бывает от 25 до 27 человек. Другого помещения для школы в селе нет». Но в скором времени Господь вразумил благочестивую купчиху г. Котельнича А.А. Кардакову пожертвовать для нужд церковно-приходской школы принадлежащее ей в селе Даровском здание. Отец Алексий со своей стороны приложил немало усилий, чтобы перестроить этот дом под школу.

Успехи церковно-приходской школы в Даровском вскоре стали очевидны: из 40 учеников, обучавшихся в ней в 1888–1889 годах, окончили её со свидетельством 17 человек. При этом в земской школе из 120 учеников при четырёх учителях и затрате в 800 рублей успешно окончили курс обучения только 15 человек! «Местное население, — отмечал Попов, — с доверием относится к церковным школам потому, что учащиеся приучаются правдивости, дружелюбию, скромности, почтительности к старшим, услужливости, вежливости, приличию, опрятности и другим добрым навыкам, а усердная о том заботливость со стороны преподавателей, подающих собой пример, под руководством отцов-законоучителей всегда приносит добрые плоды в детях. Дисциплина поддерживается кротостью и любовью к учащимся. На исправление учеников преподаватели действуют не гневом и жестокостью, а лаской и кроткими внушениями».

* * *

В 1905 году в различных уездах Вятской губернии вспыхнули массовые волнения крестьян и рабочих, подстрекаемых социал-революционерами. Так, 22 октября в Вятке произошёл погром, в результате которого было немало пострадавших, в том числе убитых. Среди бунтовщиков — представители самых разных профессий, но большинство было из крестьян. В декабре Вятка вновь бурлила. 18 числа, в день открытия крестьянского съезда, вооружённые дружинники оказали сопротивление полиции. Более 90 человек было арестовано и привлечено к судебной ответственности. Именно в этот день отец Алексий сказал в даровской церкви поучение, в котором призывал народ к порядку и предостерегал от косвенной помощи врагам Отечества. Прихожане слушали своего пастыря очень внимательно, некоторые даже плакали.

В августе 1906 года епископ Вятский и Слободской Филарет перевёл иерея Алексия Попова в губернский город и назначил настоятелем Скорбяще-Богородицкой церкви при Вятском исправительном арестантском отделении. В 1906 году вятские тюрьмы массово пополнялись новыми заключёнными — бунтарями из простого народа, введённого в заблуждение революционными подстрекателями. Только по делу о вооружённом сопротивлении в Вятке 18 декабря в исправительное арестантское отделение было направлено более 50 человек. Кроме того, в вятских тюрьмах было неспокойно: нередко заключённые совершали побеги, нападали на охранников, что приводило к тяжким ранениям или смерти последних. Требовалось особо ревностное пастырское окормление осуждённых и подследственных, чем, скорее всего, и был вызван перевод отца Алексия из отдалённого вятского села в губернский город.

Попов получил ещё несколько ответственных назначений: стал членом епархиального ревизионного комитета и Вятского епархиального попечительства о бедных духовного звания, приводил к присяге в Вятском окружном суде. Батюшка не оставлял трудов по народному просвещению, занимаясь с 1906 по 1908 год с осуждёнными в церковно-приходской школе, в которой числилось до 40 учеников. Как тюремный священник отец Алексий по Уставу о содержании под стражей должен был совершать богослужения не менее трёх раз в неделю, по необходимости напутствовать больных, крестить, венчать и отпевать заключённых. Насколько велик труд пастыря по исполнению этих обязанностей, видно из следующих замечаний Устава: «Священник должен ознакомиться с нравственностью каждого из содержимых в тюремном замке, приобрести его доверенность к себе и основать действия в отношении к исправлению каждого соответственно обстоятельствам». Значит, недостаточно, чтобы батюшка вёл общие беседы с заключёнными; он должен был говорить с каждым отдельно, стараясь узнать о его жизни до поступления в тюрьму, о свойствах его души, чтобы сообразно с этим дать советы и наставления.

В мае 1908 года отцу Алексию пришлось столкнуться с преступником особого рода. В исправительное арестантское отделение поместили жителя Пермской губернии А.М. Лбова, которого называли революционером-экспроприатором. Этот бандит был очень хитрым, расчётливым и безжалостным. В годы первой русской революции пермские, вятские и нижегородские пределы содрогались от зверств его шайки. Так, в 1906 году в день Святой Пасхи в Перми по приказу Лбова был убит церковный староста Афанасий Руссков, который ранее неоднократно помогал Лбову материально. Убит за то, что отказался выдать бандитам большую сумму денег из церковной казны. Лбов был пойман в марте 1908 года в уездном городе Нолинске. При задержании он смертельно ранил стражника Селюнина. Суд приговорил убийцу к смертной казни через повешение. Отец Алексий был обязан сопровождать его на место казни и сказать ему напутственное слово в надежде на то, что сердце преступника смягчится и он покается в своих грехах. Сохранился документ, свидетельствующий о том, что батюшка действительно беседовал с Лбовым, призывая его к покаянию, но тот от исповеди и Причастия отказался, заявив, что совесть его чиста.

В 1912 году отец Алексий был возведён в сан протоиерея. Из клировых ведомостей известно, что в 1915-м он пожертвовал бедному облачениями Скорбященскому храму ризу жёлтого цвета. Её приобретение связано с одним очень важным решением, к которому пришёл в своей душе батюшка. Об этом известно из прошения отца Алексия, датированного 2 апреля 1918 года. В нём пастырь писал о том, что дал обещание до самой своей смерти служить надзирателям и арестантам. Кстати, надзиратели, в те годы по большей части люди верующие, выполняли очень тяжёлые обязанности, соблюдая порядок в арестантских ротах, постоянно имея дело с нравственно искалеченными людьми. Поэтому они тоже нуждались в духовном окормлении со стороны отца Алексия, который старался своим ревностным служением и благочестием являть пример не только заключённым, но и служащим тюрьмы.

* * *

Но вот наступили революционные годы страшных скорбей и испытаний для всей Русской земли и для Православной Церкви. Протоиерей Алексий Попов был арестован 9 декабря 1918 года. Сохранилось его следственное дело, состоящее из девяти страниц. Во время допроса отец Алексий сообщил следователю-чекисту о том, что он служил в церкви при арестантских ротах 12 лет вплоть до июня 1918-го. Что стоит за этой короткой фразой? С конца 1917 года арестантские роты стали большевистской тюрьмой — Вятским исправительным рабочим домом. Уже в феврале–марте следующего года тюрьма, в которой свирепствовали тиф и прочие инфекционные заболевания, была переполнена заключёнными. Их состав значительно изменился, появилось немало лиц, неугодных новой власти или выражавших недовольство ею: это чиновники, священники, крестьяне. Вместе с тем увеличилось и число уголовников, которых доставляли в Вятский исправдом из других уездов. На съезде вятских тюремных работников в мае 1918 года руководители ведомства отмечали, что преступность растёт в ужасающих пропорциях.

Эта новая советская тюрьма была переполнена узниками при отвратительном содержании. Комиссия коллегии народного комиссариата юстиции в конце 1918 года отмечала следующие «недопустимые дефекты»: «Пища больных заключённых крайне недостаточна и неудовлетворительна, из-за чего были случаи смерти от истощения. Совершенно не соблюдается изоляция заразных от других больных. Мастерские упорно не хотят ремонтировать водопроводные и канализационные трубы в старом корпусе, в результате чего все баки переполнены и вода, просачиваясь сквозь стены, попадает в соседние камеры». Отец Алексий не оставил свою паству, этих несчастных, ничего не понимающих в происходящих революционных событиях, унывающих или озлобленных людей. Он и в 1918 году продолжал служить в совершенно враждебном ему окружении, среди яростных безбожников.

На тот момент батюшка являлся одним из наиболее старых священников в Вятке. Он вполне мог уйти за штат. После 30-летней ревностной службы на сельских приходах и 12 лет служения в церкви при арестантских ротах навряд ли он отличался крепким здоровьем. Кроме того, пастырь знал о массовых арестах духовенства и расправах над ними. Так, 27 февраля 1918 года в Елабуге был казнён протоиерей Павел Дернов. Также в феврале был арестован, а затем расстрелян благочинный г. Вятки отец Феодор Нагорничных. Тогда же в г. Орлове домашнему аресту и суду подвергся протоиерей Михаил Тихоницкий. 4 марта того же года в Яранске схватили священника Серапиона Фаворского и церковного старосту Н. Быстренина, которые в тюрьме г. Котельнича были жестоко избиты. В конце апреля 1918 года в Вятке взяли под стражу сразу нескольких священнослужителей, так что многие храмы остались без пастырей. Зная всё это, протоиерей Алексий Попов продолжал служить в церкви при Вятском исправительном рабочем доме.

Поскольку тюремное начальство не препятствовало, батюшка, помимо совершения богослужений, исповедовал и причащал заключённых, посещал их в камерах. Сам живя на грани нищеты, заботился о храме при исправительном доме, обеспечивая его всем необходимым. До революции он был бесприходным священником и находился на казённом содержании. До мая 1918 года отец Алексий ещё получал мизерную плату за своё нелёгкое служение, но в июне ему в этом было отказано, так как Скорбященскую церковь закрыли. Но пастырь продолжал посещать тех заключённых, которые приглашали его, поскольку такая возможность была санкционирована отделом юстиции. Батюшка исполнял своё обещание служить арестантам и надзирателям до самой смерти. Правда, надзирателям он стал не нужен, так как тем из них, кто остался в большевистской тюрьме, необходимо было доказать свою преданность новой власти в том числе отречением от Бога.

В декабре 1918 года протоиерея Алексия Попова обвинили в том, что он присутствовал при казни «товарища» Лбова, который в действительности отрицал своё отношение к какой-либо революционной партии. Отец Алексий заявил, что «обязанность его как священника не позволила ему отказаться от напутственного слова приговорённому, но при самой казни он не присутствовал». Несмотря на это, батюшку без предоставления доказательств обвинили в грубом обращении с политическими заключёнными и приговорили к расстрелу как врага трудового народа. Священник не пытался оправдаться или заслужить себе снисхождение, выразив своё сочувствие новой власти. Отца Алексия расстреляли в ночь с 10 на 11 декабря 1918 года. Пересматривая в 1992 году дело протоиерея Алексия Попова, сотрудники прокуратуры пришли к выводу об отсутствии состава преступления. Вся вина батюшки состояла лишь в исполнении им своего пастырского долга.

Насельницы Пиксурского Владимирского монастыря

Просим откликнуться потомков протоиерея Алексия Попова. Телефон Владимирской обители: 8(8333) 65-42-48.

На фото:

— Троицкая церковь в Даровском. Фото начала XX века;

— Скорбященский храм при Вятском исправительном арестантском отделении.


По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться