В последнее время всё больше интереса проявляется к творчеству Виктора Михайловича Васнецова, великого русского художника, нашего земляка. В статьях о нём у некоторых авторов встречаются ссылки на то, что, по данным краеведа Н.Н. Арбузовой, в церкви села Пустополья Уржумского уезда хранились первые варианты росписей Владимирского собора в Киеве: иконы В.М. Васнецова «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель». Наталия Николаевна полагала, что они состояли на учёте в Областном художественном музее, но бесследно исчезли в 1930-х годах, когда в стране шло массовое закрытие и разграбление храмов, уничтожение икон и других церковных ценностей.
Арбузова считала, что в 1871 году двадцатитрёхлетний студент Петербургской академии художеств Виктор Васнецов приехал в Вятку, чтобы поправить здоровье. Навещая старшего брата Николая в селе Лопьяле, художник побывал в соседнем Пустополье, где в новой церкви работали иконописцы. Здесь он якобы оставил свои образы Спасителя и Божией Матери. Быль это или легенда, придуманная местными жителями? Нисколько не умаляя заслуг краеведа Н.Н. Арбузовой, попробуем разобраться в этой истории.
Действительно, в августе 1871 года Виктор Васнецов, студент Петербургской академии художеств, приезжал в Вятку. Гостил и у родных в селе Рябове. В письме он сообщал: «Наконец я добрался до Вятки и здесь намерен остаться на целый год для поправки своего здоровья». В Петербурге у него открылся кашель, а в Киеве, куда Виктор Михайлович поехал вместе с художником В.М. Максимовым для работы над иллюстрациями к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», он очень тяжело заболел холерой. Поэтому, не заезжая в Петербург, Васнецов направился в Вятскую губернию, где проживал до конца лета 1872 года. В это время работал над иллюстрациями к «Народной азбуке» Н.П. Столпянского, к «Русской азбуке для детей» В.И. Водовозова и для художественного альбома «Складчина гелиогравюр Скамони». Лучшие его рисунки того времени хранятся в Третьяковской галерее г. Москвы. Весной 1872 года Виктор Васнецов начинает работу над давно задуманной картиной «Нищие певцы», для написания которой масляные краски ему прислали из Петербурга. Художник трудился над её созданием в Рябове и Вятке и к августу завершил. Именно рябовская церковь изображена на картине, да и натурщики почти все были местными.
В сборнике, изданном к 100-летию со дня рождения Аполлинария Васнецова, находим его воспоминания относительно этого периода времени. Осенью 1872 года Аполлинарий Михайлович вместе с братом Виктором отправляются из Рябова через Вятку и Казань в Петербург «для продолжения художественного и научного образования». А.М. Васнецов писал: «После незначительных переездов из Вятки в Рябово и обратно и поездок к родственникам по сёлам это было целое путешествие». Заезжали к старшему брату Николаю, который с недавних пор преподавал в Шурме. Конечно, Виктор Михайлович мог посетить Николая Михайловича и раньше, когда тот жил в Лопьяле, побывать в соседнем Пустополье и увидеть его новую церковь, но об этом в воспоминаниях Аполлинария Васнецова не говорится.
Пустополький храм построили в 1871 году и освятили 27 марта. «Для росписи церкви были приглашены лучшие художники», — писал вятский краевед Дмитрий Казаков. Кто в артели допустит к своему делу чужого человека, да ещё и не мастера? Да, Виктор Васнецов учился в Вятском духовном училище, а затем в семинарии, которую не закончил, после чего три года обучался в Петербурге. Для них, профессиональных богомазов, он был неизвестным начинающим художником.
А мог ли Виктор Михайлович вообще написать икону в то время? На этот вопрос ответим положительно. Сын потомственного священнослужителя Виктор Васнецов с самого раннего детства был окружён церковной живописью. Это домашние и храмовые иконы, росписи церкви, где служил его отец. Да и в учебных заведениях, где он учился несколько лет, иконописи уделялось большое внимание. По предмету «Церковная живопись и архитектура» в духовной семинарии Васнецов имел оценку «весьма хорошо». Образы, которые он написал во время обучения в Вятке, пользовались большим успехом. В 15-м выпуске альманаха «Герценка: Вятские записки» искусствовед Г.Г. Киселёва, автор статьи «Известный и неизвестный Виктор Васнецов», приводит интересные факты из жизни великого русского художника. Виктор Михайлович, будучи учеником низшего отделения семинарии, в 14 лет написал икону «Благословение детей», которая была помещена в комнате правления духовного училища.
Первой значительной работой В.М. Васнецова на библейскую тему стал рисунок «Христос и Пилат перед народом» (1870). За него он был удостоен большой серебряной медали Академии художеств. В 1871 году Виктор Васнецов сделал (уж не на Вятской ли земле?) рисунок Богоматери с Младенцем. Как считают исследователи, это память о счастливом детстве и рано ушедшей из жизни матери Аполлинарии Ивановне. Этот рисунок похож на роспись во Владимирском храме г. Киева. В его верхнем правом углу имеется дарственная надпись: «Ивану Евменьевичу (Цветкову). В. Васнецов. 1893 г. 18 апреля». Цветкову рисунок был передан после окончания росписи киевского собора. Были и другие похожие работы, например, две иконы Богоматери, находящиеся в Абрамцеве и в экспозиции дома-музея В.М. Васнецова в Москве. Известно, что в 1874 году художник написал маслом на холсте образ Богородицы, который находился в Слободском Крестовоздвиженском мужском монастыре в резиденции епископа Вятского и Слободского Аполлоса. Более основательно Виктор Михайлович занялся иконописью с начала 1880-х годов. Он собрал коллекцию из нескольких десятков старинных образов.
Но в том далёком 1871 году Виктору Васнецову никто бы не доверил написать главные иконы храма — лики Христа и Богородицы. Да и где бы он мог это сделать? В Вятке или в Рябове? Там, скорее всего, у него даже не было необходимых инструментов и материалов, красок и готовых досок для образов пустопольского иконостаса, размеры которых он не знал. Можно предположить, что Васнецова в самом Пустополье снабдили всем необходимым и там он писал иконы. Но тогда художник должен был прожить в селе несколько недель, и об этом нашлись бы упоминания в воспоминаниях самого Виктора Михайловича или брата Аполлинария.
Н.Н. Арбузова предполагала, что в пустопольской церкви находились первые варианты росписей Спасителя и Богородицы с Младенцем во Владимирском соборе Киева. Но этот храм был заложен в 1863 году, достраивался в 1875–1886 годах. В 1871-м никто бы не попросил неизвестного художника-студента подумать о росписи большой и пока ещё неоконченной церкви в Киеве. Такое предложение Васнецов получил от Адриана Викторовича Прахова, председателя комиссии по внутренней отделке собора, только в начале 1885 года, поскольку к тому времени Виктор Михайлович зарекомендовал себя состоявшимся мастером. В ответном письме художник сообщил: «Дело требовало с моей стороны очень серьёзного размышления по огромности своей задачи и по тем исключительным условиям, в которых оно лично для меня поставилось. Поразмысливши, хотя с некоторым страхом я решаюсь принять на себя серьёзную задачу исполнить предлагаемый Вами труд…» Более десяти лет В.М. Васнецов работал над росписями Владимирского храма.
Н.А. Прахов в книге «Страницы прошлого» вспоминал, как у Виктора Михайловича возник образ Богоматери и Младенца для киевского собора: «Однажды весной Александра Владимировна, супруга художника, вынесла в первый раз на воздух младенца Мишу, и он, увидев плывущие по голубому небу облачка и летящих птичек, от радости всплеснул обеими ручонками, точно хотел захватить, прижать к сердцу всё, что увидел в первый раз в своей жизни. Вот так и представилось ясно, что так надо просто сделать…» Михаил Васнецов появился на свет 14 октября 1884 года. Первые наброски и эскизы росписей Богородицы с Младенцем и Спасителя для Владимирского собора относятся к 1885 году.
Работа В.М. Васнецова в Киеве увенчалась огромным успехом. Современники живописца видели в ней возрождение русского религиозного искусства. Росписи Владимирского храма приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце ХIХ – начале ХХ века во множестве церквей России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. Однако существовала и обратная сторона медали. Живописец и искусствовед И.Э. Грабарь считал, что «с Владимирского собора пошли все те бесчисленные вариации на васнецовские темы различных богомазов, которыми в 1890–1900-х годах были заполнены стены большинства русских церквей и которые отравили своим ядом и самый прообраз».
Г.Г. Киселёва писала, что в 1960-х годах она «побывала в 32 действовавших в то время храмах и почти всюду слышала одно и то же утверждение, что данную церковь расписывал сам художник Васнецов. Иногда виделись знакомые образы и стиль исполнения, но эта живопись конца XIX – начала XX века — восхищение церковных мастеров, подражавших росписям киевского собора при украшении вятских храмов, талантом знаменитого земляка». Подтверждением её мнения мог служить иконостас 50-х годов ХХ века Введенской церкви г. Уржума, в настоящее время демонтированный, где образ Богородицы с Младенцем был очень похож на васнецовский.
Пустопольская Крестовоздвиженская церковь была закрыта 17 марта 1938 года. Краевед Д.Н. Казаков писал, что всё имущество из неё «было увезено в неизвестном направлении. Старожилы рассказывали, что только иконы заняли несколько подвод». Были ли среди них «те самые», мы не знаем. Возможно, они оказались в Уржуме, но их могли просто сжечь где-нибудь в овраге. Такие тогда были времена. Если же какие-либо образы из Пустополья состояли на учёте в Областном художественном музее, как писала Н.Н. Арбузова, то почему их не доставили в Вятку? В.М. Васнецов в 20–30-е годы прошлого века был признанным художником с мировым именем, и почти все его живописные работы и даже рисунки были известны и учтены. А в Вятке была создана комиссия по учёту памятников старины, и работники художественного музея объезжали церкви области. Если бы те пустопольские иконы являлись подлинными работами Виктора Михайловича, то их должны были в первую очередь изъять как бесценные произведения искусства великого мастера. Этого же не произошло, и ни в одном музее в последующие годы они не появились.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предположение Н.Н. Арбузовой о том, что два образа в иконостасе храма в Пустополье принадлежали кисти В.М. Васнецова и являлись первыми вариантами росписей Владимирского собора в Киеве, нужно считать неточным. Скорее всего, те иконы — поздние копии оригинальных киевских росписей. Их авторство ошибочно приписывалось великому русскому живописцу. А Крестовоздвиженская церковь в Пустополье давно стоит запущенной. Некому служить в разграбленном и разрушающемся храме. Ветром сорваны листы железа с его крыши и купола. В разбитых окнах гуляют сквозняки. Из стен выкрашивается кирпич, но церковь, видимая издалека, по-прежнему нерушимо стоит в центре села…
Иллюстрации:
— Богоматерь. Рисунок В.М. Васнецова;
— В.М. Васнецов. Автопортрет. 1873 г.


