И вновь о воспитании души

Точнее, о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. И никуда от этого не деться, потому что наши дети — это действительно наше будущее. Говорить буду, отталкиваясь от опыта работы воскресной школы при Преображенском женском монастыре г. Вятки.

О средствах воспитания души

Вообще-то слово «школа» не совсем про нас: учениц всего 12, и мы один класс. Это первая особенность нашей «воскрески». Ещё одна состоит в том, что матушка София (Розанова) в летние каникулы нам отдыхать не благословляла. Разве могут быть перерывы в духовной жизни? А как это отразится на душах детей? Свято место бывает ли пусто? Так что и летом мы занятия не прекращаем. Главное, конечно же, участие в Литургии, на которой девочки поют. А ещё мы читаем, рисуем, рукодельничаем, кулинарничаем. А ещё с особого благословения матушки путешествуем по святым местам. Игуменье Софии хотелось, чтобы через паломничество девочки углубились в Православие, историю Отечества, русскую культуру и при всём этом друг друга получше узнали. Начинали мы, конечно же, с Вятской земли. Потом побывали в Москве, а нынче в августе — в Петербурге.

Почему были выбраны именно столицы? После посещения нашего монастыря протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем храма Бутовского полигона, игуменья София сразу сказала, что девочкам полезно будет в Бутово побывать. Пока нас, педагогов, всякие сомнения одолевали, девочки подрастали. И когда мы всё-таки побывали на том страшном, но одновременно и святом месте, то ещё раз оценили, каким мудрым воспитателем была наша матушка. Детской душе тоже иногда встряска нужна. А столицы — это со всех сторон потрясение: великие угодники Божии, вселенского масштаба святыни, грандиозные храмы, великолепие архитектуры, обилие музеев и памятников… И в то же время возможность углубления в трудные и сложные темы: Бутовский полигон — новомученики и исповедники Российские, Пискарёвское кладбище — война… Когда ты оказался на месте, где погребены полмиллиона человек, погибших во время блокады, цифры воспринимаются совсем по-другому. Это ж всё население нашего города! Информация уже не просто в одно ухо влетает, из другого вылетает, она до сердца доходит, отзывается болью в душе.

А когда попадаешь на богослужение в Исаакиевский собор, четвёртый в мире по размерам храм, построенный как главный в Санкт-Петербурге и во всей Российской империи, слова Священного Писания «обрастают плотью». «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят, великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса твоя поведят» (Пс. 144:3–6). И всё вокруг — и масштаб храма, и невиданные колонны из мрамора, малахита, лазурита, и роскошные росписи — помогает понять торжественные слова про «великолепие славы». И тот самый запрестольный витраж «Воскресший Христос», образ высотой 9,5 метров, общей площадью 28,5 квадратных метров, помогает величие Божие ощутить, особенно когда священнослужители находятся в алтаре, у Его ног… А когда взгляд Спасителя вдруг изменяется (потому что солнце садится и витраж освещается уже иначе), на ум вновь приходят слова: «Не знаем, где мы были — на земле или на небе».

Каждый храм — это и рассказ о Боге, и образец хвалы, воздаваемой Творцу. И в то же время у каждой церкви есть что-то своё, какая-то особенность. Спасо-Преображенский собор, например, захлестнул волной патриотизма. История этого храма — просто учебник по истории воинской славы России. Поэтому хочется рассказать об этой церкви поподробнее.

«Всей гвардии собор»

Когда Петербург стал столицей Российской империи, он стал и военной столицей государства. В новой резиденции Петра I для защиты трона появилась гвардия. Тот район, где ныне находится Спасо-Преображенский собор, в екатерининские времена застроили деревянными казармами, и лейб-гвардии Преображенский полк получил здесь квартиры. В XVIII веке служба в русской армии была бессрочной. Солдаты жили вместе с семьями, «дабы с вящею выгодою с женами своими быть, а дети их при полковых школах обучены и воспитаны быть могли». А на том самом месте, где ныне возвышается храм, располагался штабной двор. Это место историческое: именно здесь начались события 1741 года, в результате которых на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

Время это было непростое, даже мрачное. После смерти Екатерины I власть оказалась в руках немцев: Бирон, Анна Леопольдовна… Немецкое правление вызывало возмущение в народе, особенно в русской армии. Поэтому Елизавета Петровна и обратилась в Преображенский полк с просьбой помочь ей вернуть престол: «Не столько мне себя жаль, как Отечество, управляемое чужими головами». Преображенцы Елизавету хорошо знали и любили. У многих она была восприемницей на крестинах детей. Солдаты поклялись служить ей. Тогда цесаревна надела на голову каску и повела гвардейцев к Зимнему дворцу. Переворот свершился. В благодарность Богу Елизавета Петровна повелела построить собор на том самом месте, где располагался Преображенский полк. Так у гвардейцев появился свой одноимённый храм.

Первый камень в основание собора императрица заложила собственноручно, самолично утвердила «план и фосат». Впервые в новой столице церковь строилась в стиле старой столицы: «о пяти деревянных главах позлащенных». Елизавета Петровна указала архитектору на главы Успенского собора Московского кремля в качестве образца. На плане иконостаса своей рукой она сделала пометки, где и какие разместить иконы. Распорядилась, чтобы храм имел три престола: главный — в честь Преображения Господня, второй — во имя прп. Сергия Радонежского, покровителя царствующего дома, третий — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, так как день воцарения Елизаветы Петровны был днём памяти этих святых.

«Всей гвардии собор» — такое наименование храм получил по указу Павла I, потому что Преображенский полк был первым и старейшим полком русской гвардии, главной опоры державы на всём протяжении истории. Все российские императоры являлись полковниками Преображенского полка. В нём начинали государеву службу А.Д. Кантемир, Г.Р. Державин, А.В. Суворов… В XIX веке преображенцы участвовали во всех решающих битвах с армией Наполеона. Во время войны с Турцией именно они дважды «перемахнули» через балканские снега. Гвардейцы весьма гордились тем, что имели свой храм, и готовы были за него даже жизнь отдать. Так и случилось в 1825 году, когда в соборе бушевал пожар: спасая святые образы, погиб офицер. После этого пожара от собора остались одни стены, и Александр I сразу же приказал храм возобновить. Император поручил это дело архитектору Василию Петровичу Стасову. Почему именно ему? Ответ в словах царя: «У меня нет других художников, опричь Стасова». Это имя, безусловно, звезда на небосклоне русской культуры и архитектуры.

Несравненный архитектор

«Его жизненные правила, его энергия добра, неподкупной никем честности, его великодушие и доброжелательность ко всем были несравненны», — такие слова сказал о Василии Петровиче его сын. Ну да, так уж повелось на Руси: чтоб настоящую икону написать, надо сперва святым стать; будешь храм возводить — старайся святым быть. Кстати, сын архитектора — известный критик В.В. Стасов, а род их — из древних. По семейному преданию, один из предков архитектора в день Куликовской битвы был телохранителем князя Дмитрия Донского.

Как градостроитель Василий Петрович следовал собственному принципу: «вырвавшись из оков предубеждения света, принять за правила простые формы древних». Его архитектурные творения отличает «суровая красота»: величие и сдержанность, строгость и торжественность. Пятиглавый Преображенский собор, который Стасов возвёл примерно за год, сохранился до наших дней. Интересно, что по проекту предполагалось золотить купола, но денег не хватило, и архитектор изобрёл уникальный состав красок, отсвечивающих воронёным металлом. За это простое и неожиданное решение император наградил Стасова бриллиантовым перстнем. Вот только, к сожалению, чудо-рецепт красок позднее был утрачен.

Вокруг собора Василий Петрович спроектировал сквер с необыкновенной оградой: 34 гранитных основания соединил между собой железной решёткой, а на эти основания поставил 102 турецкие пушки дулами вниз. На орудиях до сих пор видна чеканная символика Османской империи. У каждой пушки своё «имя», которое даже сегодня можно прочитать: «Гнев Аллаха», «Дарю лишь смерть», «Гром низвергающий»… Орудия эти были захвачены в Русско-турецкую войну 1828–1829 годов. О чём думал архитектор, создавая такую ограду? Только ли о красоте собора? Оказывается, Василий Петрович хотел «знаменовать в потомстве вкус, просвещение, могущество и славу государства». Великий зодчий даже ограду заставил рассказывать о боевой славе русского воинства и Преображенского полка.

Внутренне Стасов обустроил собор так же величественно и просто. Главный алтарь архитектор спроектировал как триумфальную арку в память русских побед. Над царскими вратами в облаке и сиянии он поместил позолоченный круг, на котором написано имя Божие. Для чего? Чтоб все знали, Кого нужно за победы благодарить.

Святыни храма и Отечества

Когда мы входим в Преображенский собор, его главные святыни сразу обращают на себя внимание: они находятся на особом месте. Перед царскими вратами справа на аналое лежит личная икона Петра I «Спас Нерукотворный». Перед этим образом царь преклонял колени, молясь об основании Петербурга. Этот образ был с Петром во время Полтавской битвы, когда император чудом остался жив. На долю царя достались три пули: одна пробила шляпу, другая угодила в седло, а третья ударила прямо в грудь, но попала в крест! Кто же императора от смерти уберёг? Пётр знал — Бог. Поэтому и в последующих походах образ Спаса всегда был с царём.

Откуда же у него появилась такая икона? От матери Наталии Кирилловны. Это была родительская святыня. А написана она, как предполагают историки, в 1676 году для второго царя из рода Романовых Алексея Михайловича. Писал икону известный московский мастер Симон Ушаков. Образ необычный. Рассмотрим его. Капли крови как будто только что скатились из-под тернового венца. На лике Спасителя отразились страдания, скорбь, печаль. И вместе с тем лик Его сияет неземным спокойствием. «Взор Христа устремлён в какую-то бесконечную даль, но в то же время вы чувствуете, что этот кроткий взор проникает и в вашу душу» — это слова из описания прошлого века. Образ заставляет вспомнить о страстях Христовых, над их причиной задуматься…

С родительской святыней царь Пётр не расстался и на смертном одре: икона стояла у него в изголовье. К Спасителю были обращены последние слова государя пред кончиной: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Позже Нерукотворный Спас был помещён в домике Петра Великого, где для хранения царского образа столовую переоборудовали в часовню. Петербуржцы так про эту часовню и говорили: «Идём к Спасителю». И даже указатель такой стоял на набережной: «К Спасителю». Императрица Елизавета, дочь Петра I, собственноручно написала молитву, которую читали на молебнах перед этой иконой. Она же указом 1842 года повелела в день празднования Спасу Нерукотворному «никаких казённых работ не производить», то есть давать народу особый выходной. В этот день в Петербурге был крестный ход с Нерукотворным образом Спасителя.

Вторая святыня собора — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — находится слева от царских врат в особом киоте. Образ привезла из Москвы сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна как благословение новой столице. Икона была в рядах русского войска во время войны с турками. Перед ней молились члены царствующего дома, поэтому святыня была богато украшена дарами царевны Наталии, императрицы Екатерины II, графа Шереметева… В Преображенском соборе прежде были собраны и другие православные святыни, иконы, драгоценные облачения и дары. К примеру, Великим постом в храме подавался особый кубок с теплотой для причастников, украшенный надписью «За Богом молитва, а за царём служба не пропадает».

Из истории воинской славы России

В 1700 году шведский король Карл XII со смехом заявлял: «Нам ли бояться мужиков московских?» Что он имел в виду? Оказывается, смешило короля происхождение русской гвардии. История тут такая: молодой Пётр после Стрелецкого бунта 1682 года мучительно размышлял о том, кто будет его, нового правителя, защищать. В летописи Преображенского полка записано: «Денег не было, значит, нельзя было и думать о наборе людей со стороны, которых нужно поить и кормить, обуть и одеть. Оставалось одно средство: пригласить в своё войско охотников из разного рода служителей придворного ведомства». Вот в 1683 году Пётр и предложил им поступить «в потешную службу» как будто для военных игр.

Первым явился конюх Сергей Леонтьев Бухвостов: 30 ноября он стал солдатом № 1 Преображенского полка. Спустя годы император Пётр I велел Растрелли вылить из металла статую Бухвостова — ведь «за царём служба не пропадает». Через четыре года в полку числилось уже около тысячи человек. Вслед за придворными служителями потянулась в полки знать. Но начиналась наша гвардия с «мужиков московских». По названиям подмосковных сёл, в которых располагались потешные царские полки, они и получили наименования Преображенский и Семёновский. Их шефом и полковником стал сам император. Преображенцев одели в зелёные мундиры с красным отворотом, зелёные чулки и башмаки. На шляпах у рядовых красовался оловянный, а у офицеров серебряный герб России.

И в учении, и в бою жизнь гвардейцев определял православный уклад. Летописец полка упоминает об их особых паролях: обращаясь к часовому, воины выкликали: «Благодарим Тебя!» — и получали ответ: «Боже!» Или «Никто» – «как Бог!», или «Со Святым Духом» – «совершаем». Гвардейцы хорошо знали, что «за Богом молитва не пропадает».

Карл XII посмеялся над «мужиками московскими» незадолго до легендарной Нарвы. А там шведский король увидел, что именно эти мужики спасли русскую армию от разгрома. Когда командиры-иностранцы предали наших солдат, сдавшись в плен в самом начале боя, нашей армии пришлось отступать. Лишь преображенцы с семёновцами удерживали позиции у единственной переправы через реку. Наконец и сами гвардейцы оказались в окружении. Гибель была неминуемой. Но они сражались так, что Северный Лев — так называли современники Карла XII — пришёл в восхищение от их мужества и приказал пропустить их через переправу. Русские гвардейцы ушли непобеждёнными. А через девять лет, в день Полтавской битвы, преображенцы под личной командой Петра войска Карла XII разгромили. Королю едва удалось спастись бегством.

Со множеством военных побед у преображенцев появились и особые традиции. Боевые трофеи они стали приносить в храм Божий: ключи и замки от побеждённых крепостей, знамёна, коих насчитывалось до шести сотен, располагались по правую сторону от входа, если были захвачены в Европе, по левую — если в Азии. В храме висела бронзовая позолоченная доска с именами офицеров, погибших в сражениях с 1702 по 1917 год. Хранились в соборе и преображенские мундиры русских императоров. Для чего всё это было нужно? Летописец полка заметил: «Зрелище сие возвышает душу всякого русского и служит живой историей отечественной славы».

* * *

Посещение Спасо-Преображенского собора — просто роскошный урок! Это интереснейшее погружение в историю Отечества, «возвышающее душу всякого русского» и дающее возможность почувствовать русский дух. Хорошо бы каждому побывать в этом храме и напитать свою душу! Но кто-то, может быть, вздохнув, скажет: «А мы-то на Вятке живём. Нам не по средствам…» Но я не для того делюсь впечатлениями, чтобы заставить кого-то унывать. Да, паломничество — одно из средств воспитания души, но ведь не единственное. И на столицах свет клином не сошёлся. Хотя масштаб у нас не столичный, но и мы «не лыком шиты», и «село без праведника не стоит»: у нас тоже есть свои изумительные святыни и великие угодники Божии. Заметьте: когда Петербурга ещё в помине не было, Вятка уже славилась, к примеру, чудотворной Великорецкой иконой.

В нынешнем году мы отмечаем 640-летие её обретения. В честь этого события и в помощь родителям, воспитателям и начинающим паломникам у нас появилась на свет «Книжка детская про чудо Великорецкое», в которой описана история обретения святого образа и возникновения крестного хода, через клейма иконы раскрыто житие святителя Николая. Текст лёгкий; язык автора знаком читателю по книгам для детей «Старая Вятка», «Рассказы о вятских святых», «Истобенск. История старинного села». Украшение нового издания — прекрасные рисунки Татьяны Павловны Дедовой. Если эту книжку прочитать, то и самому можно запросто детям великорецкую историю пересказать, а потом и на Великую с ребятами отправиться. Ведь «родное пепелище» — место, где «обретает сердце пищу». Река начинается с ручейка, а большой путь — с малого шага.

На фото:

— Нерукотворный образ Спасителя из Преображенского собора;

— Преображенский собор;

— Обложка;

— Воспитанницы воскресной школы Преображенского монастыря в Санкт-Петербурге;

— Архитектор В.П. Стасов.

Надежда Демидова
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться