Господь рядом

В преддверии Дня святителя Николая Чудотворца мы пообщались с настоятелем Никольского храма села Бобино клириком Спасского собора города Кирова иереем Владимиром Попывановым.

— Отец Владимир, как пришли к вере? Ваше детство проходило в советское время, кто и когда привел Вас в Церковь?

— В детстве в основном моим воспитанием занималась бабушка Анна Федоровна. Родители работали и в основном были заняты. И у мамы, и у папы была тяжелая работа, рабочий день ненормированный, и я их видел рано утром и поздно вечером. Бабушка отводила меня в садик и забирала оттуда домой. И часто мы ездили в Серафимовский собор, куда бабушка меня возила на Причастие.

Такой вот случай из детства запомнился, в середине 1970-х. Был Ильин день, праздник Илии Пророка. После Причастия я в храме потерялся. Вместе с народом вышел на улицу, на площадь Серафимовского собора. И я, будучи шестилетним ребенком, заревел. Вокруг меня столпились люди, отзывчивые, заботливые, это было поколение бабушек «в белых платочках», которые перенесли войну. Одна из них меня спросила – почему ревешь – и отвела в центр прихрамовой площади, угостила конфетой. Вскоре возле меня столпилось множество «белых платочков», а к моменту, когда меня нашла бабушка, я уже стоял с ворохом конфет.

Серафимовский собор в советские годы был центром духовного притяжения верующих, он являлся одним из немногих действующих в городе храмов, поэтому в праздники здесь всегда молилось множество прихожан, а после Литургии, когда люди выходили из храма, вся площадь была усыпана народом. В Пасху было вообще в эту церковь сложно попасть, поэтому мы старались на большие праздники также съездить в Кстинино или в Волково, ездили и по другим городам и селам, где храмы не закрывались, и можно было спокойно помолиться.

Помню поколение бабушек «в белых платочках», которые были чуткие и отзывчивые. Однажды одна женщина, она была воспитательницей, работала в детском саду, поделилась, что на работе у нее были давления со стороны администрации, когда узнали, что она верующая. Но при этом она отметила, что за нее всегда заступались люди верующие, которые в советские годы водили в детский сад своих детей. Но время было сложное. Мои родители, когда венчались, также испытывали насмешки со стороны окружающих на работе.

— При каких обстоятельствах и почему был выбран путь священнического служения?

— Это произошло спустя время. После школы я закончил в Кирове педагогический университет, получив специальность «Общетехнические дисциплины и трудовое обучение», то есть отучился на учителя труда и черчения. После чего 13 лет посвятил работе в школе.

При этом была внутренняя тяга к церкви – хотелось послужить в храме. Какое-то время помогал отцу Анатолию Березину на приходе Покрова Божией Матери на Новомакарьевском кладбище. Алтарничал, иногда оставался за сторожа. Ездил туда на автобусе. Прикипел тогда к батюшке сердцем. И так сложилось, что тогда, работая учителем, по благословению священника поступил в Вятское Духовное училище. Мне уже было за тридцать, когда я пришел к Владыке Хрисанфу. Архиерей меня тепло встретил, выслушал, попросил спеть ектению «Паки и паки». Я спел. И говорит: «Иди с Богом». Я продолжал работать в школе, на двух ставках была серьезная нагрузка. И вдруг мне поступил звонок от секретаря епархии: «Владыка решил Вас рукополагать, нужно исповедоваться у духовника епархии, заполнить документы, в выходной уже состоится хиротония». С той поры я служу Господу.

В диаконовском сане я служил три года. Недели две проходил практику в Успенском кафедральном соборе, а затем был направлен во вновь открывшийся храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где и служил первые десять лет. А затем был переведен в Спасский. Очень благодарен Владыке Марку за то, что архипастырь меня сюда направил, поскольку храм расположен не так далеко от дома, а у меня болела мамочка, ей нужен был уход. Была возможность уделить ей внимание, скрасить своим присутствием последние годы жизни.

— На данный момент Вы также окормляете приход храма в честь Николая Чудотворца в Бобино?

— Да, совмещаю служения клирика в Спасском и как настоятель окормляю храм в селе Бобино Второго Вятского благочиния.

— Отец Владимир, значит, Вам знакома не только жизнь городского священника, но и сельского. Можете ли вкратце в сравнении описать особенности жизни прихода, служения батюшки на селе?

— Когда послужишь в сельском храме, начинаешь ценить всех работников храма, которые здесь трудятся, потому что там очень многое приходится делать самому. Конечно, есть костяк людей, которые помогут, когда обращаешься. В основном это активные люди из прихожан и некоторые приезжают из города. Благодарен им за то, что они помогают, поддерживают храм.

Что касается жизни людей на селе, она трудная. Не у каждой семьи есть возможность подключить газ, не везде он проведен. И есть бабушки, которым по восемьдесят лет, а они дважды в день топят печь. Жизнь у них порой очень тяжелая. Весной, осенью, летом их быт связан с огородом, это их хлеб. Очень трудолюбивые и отзывчивые люди.

Много прихожан, которые находятся в приличном возрасте, при этом с оптимизмом смотрят в будущее. Они привыкли к труду, трудностям, жизнь их закалила, на старости лет продолжают не унывать. Один есть прихожанин, которому уже за восемьдесят лет, подошел ко мне и говорит: «Отец Владимир, мне нужно освятить колесницу». С удивлением слушаю его, мол, восемьдесят лет, какая колесница… «Мотоблок себе в хозяйство что ли, Владимир Иванович, приобрели?» – спрашиваю. «Нет, я купил Daewoo Matiz, мне пенсию прибавили, у меня стали оставаться деньги, и я накопил на машину, а права у меня были давно». Так удивительно. «Как же Вы на это решились?» – изумляюсь. Отвечает: «Машина хорошая, сто–сто двадцать держит свободно». У меня глаза округляются. Это бывший директор музыкальной школы, мне часто советом помогал, выращивает виноград на участке, одним словом, несмотря на свой солидный возраст, живет полной жизнью. Раиса Васильевна – местный краевед – выпускает для прихода брошюры. Последние были посвящены теме «О бобинских ветеранах».

Эти люди – неутомимые труженики, их отличает особая житейская хватка. Они никогда не жалуются ни на что. Делают свое дело, содержат дом в порядке, огород и о храме не забывают, молятся, приходят на службы. Рад, что местные жители не забывают Бога, и благодарен им, что всегда откликаются, приходят на субботники, когда нужна помощь.

— А местных жителей много проживает?

— Около семисот–девятисот, а летом за счет дачников эта цифра утраивается. Кто-то из них также приходит в храм. Летом в селе, конечно, особенно красиво и за отопление приходу платить не надо.

— Каким образом сейчас поддерживаете в храме тепло?

— Инфракрасными обогревателями и с помощью газовой пушки. Постоянно топить нецелесообразно. Приезжаю за день накануне перед службой и стараюсь включить обогревающие приборы. Прохладно, но молиться можно. Я служу в валенках зимой, это надежная обувь. Службы совершаются каждую субботу: Часы, Литургия и водосвятный молебен. Молебен служу Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Целителю, Божией Матери перед Ее образом «Неупиваемая Чаша». Скоро в храме престольный праздник, поэтому вновь помолимся святителю Николаю. Литургия начинается в 10.30, поскольку к этому времени съезжаются автобусы со всей округи. Пробовали служить рано, но уже несколько лет остановились на этом времени, чтобы всем было удобно. Правда, теперь колокольный звон в Бобино звучит редко.

— Среди местных жителей никто не освоил звонарное искусство?

— Была одна девушка. Вообще вера без дел мертва, говорят, а когда трудишься – Господь не оставляет. Так вот, расскажу историю. Девчонка местная, бобинская. Хотела очень замуж выйти. Пришла как-то к нам на приход, спросила, чем помочь. Рассказал ей, что звонаря нет, но ведь это дело в основном мужское. Она ответила, что пойдет учиться. И взяла уроки у звонаря Свято-Успенского кафедрального собора Александра Максимова. Выучилась и начала звонить. Каждую службу у нас предварял колокольный звон. И тут она стала реже и реже приходить на службы. Потом куда-то пропала. А при встрече рассказала мне, что познакомилась с молодым человеком, женимся, он увез в пригород Кирова, и добираться в Бобино стало далеко, не на чем. Так я лишился звонаря. Зато девушка семью обрела. Потрудилась, попросила Господа, и Он ей дал супруга, сейчас у них уже детки подрастают.

— Вероятно, как настоятелю Никольского храма в Бобино, который расположен на пути Великорецкого крестного хода, Вам доводилось слышать много различных историй о чуде по молитвам святителю Николаю? Поделитесь с читателями еще некоторыми из них.

— Чудо, что крестный ход состоялся в этом году, пусть и в необычном формате. Кто хотел помолиться – приехали, помолились, поклонились иконе, хоть и на расстоянии. Не было столпотворения, при этом в течение всего вечера звучало на улице возле храма чтение акафиста святителю Николаю Чудотворцу, молебны на открытом воздухе служили очень долго. Все проходило спокойно, благоговейно.

Что касается историй, есть много разных. На Великорецкий крестный ход приезжает один мужчина каждый год. Сейчас он, правда, уже в силу возраста не может ходить по всему маршруту, поэтому ездит на места стоянок на машинах, договариваясь с кем-либо, или на такси, чтобы помолиться. И он снова нынче приехал поблагодарить святителя Николая. У него две дочки, и он поделился, что как на Великорецкий крестный ход съездит, у него сразу появляется внук или внучка. Теперь у него уже пятеро внуков, и говорит, что снова приехал молиться, чтобы Господь не оставил нас.

Вообще до этого года вечер и ночь с 3 на 4 июня обстановка в Бобино всегда была особая: столько палаток вокруг храма, икона находится в церкви, верующие в течение всего этого времени идут поклониться и попросить о своем чем-то.

— Святителя Николая многие почитают как заступника обездоленных, «верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие…» – слова в молитве есть. А Вам или Вашим знакомым приходилось в жизни сталкиваться с этим явлением?

— Один человек нарушил закон, при этом злостным преступником не являлся. Однако на него завели административное дело. Он пошел в крестный ход помолиться о предстательстве за него Николаю Чудотворцу. Дошел только до Макарья, ему звонят из следствия и сообщают: дело закрываем, нужны подписи. Съездил, расписался в бумагах, к Бобино уже добрался окрыленный и рассказывает, какое чудо совершилось. Не сильно и виновен был, но с судами, штрафами пришлось бы человеку непросто. Говорю, смотри, по молитвам святителя Николая какое чудо сотворилось, как тебе Господь помог.

Люди также делились, что когда потрудились на приходе в Бобино, потом что-то хорошее в их жизни происходило, и они это связывают с этим деланием. На самом деле такое бывает. Один человек пришел – инциденты были неприятные в жизни, связанные также со следствием. Спрашивает меня как священника, что же делать? Отвечаю: молись, исповедуйся, причастись. Он все сделал и по своей инициативе выкосил траву на прихрамовой территории. Потом приходит и делится: «Батюшка, все разрешилось». Так бывает.

— И в то же время говорят, что нельзя с Богом заключить договорные отношения: к иконе свечу поставить и ждать, что в ответ что-то произойдет, или вычитать определенные молитвы, и Бог ответит на просьбу…

— Нет. Так не работает. Нужно подражать жизни святого, что-то в жизни своей изменить. Если этого не будет, то мы будем просто «лбом таранить раки», что толку от этого. Господу нужно наше сердце чистое, чтобы мы стремились изменить свою жизнь в лучшую сторону. Конечно же, Господь все равно ждет, чтобы человек какой-то плод принес Господу, душу свою очистил. А не просто пришел в храм, увидел на иконе святого, взял в паломничестве песочек и ждешь, когда все это подействует. Нужно от себя какой-то шаг сделать навстречу Господу, и тогда Бог не оставляет человека, сопровождает его на всех путях. И, конечно, нужно молиться, просить, чтобы Господь укрепил в вере.

Сейчас идет Рождественский пост, чему важно, на Ваш взгляд, в жизни и своей душе уделить особенное внимание в это время?

— Телесный пост только помогает душе человека. Конечно, важно стремиться к тому, чтобы душа человека очистилась, в Таинствах Церковных участвовать. Не заниматься исключительно диетическим соблюдением, это не диета, а путь к единению с Богом, поэтому цель в духовном возрастании должна заключаться. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы измениться. Но очень сложно это сделать. Порой даже всей жизни человеку не хватает, чтобы делать маленькие шажочки, чтобы изменить себя немножко.

И, конечно же, нужно радоваться, что Господь пришел в мир для того, чтобы примирить человека и Бога. Всегда земная жизнь Спасителя на службах вспоминается. Все богослужение построено на воспоминании земной жизни и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Всегда это нужно держать в памяти.

Рождество Спасителя каждый раз вспоминается на проскомидии – явление в мир Господа, когда в мир для нашего спасения пришел совершенный Бог и совершенный человек. Когда в преддверии Рождества Христова читается родословная Иисуса Христа, мы вспоминаем, что это был совершенный человек, но в то же время и совершенный Бог – два естества имел. И поскольку он имел человеческое естество, нам важно осознавать, что Господь рядом, что Он ходил по этой земле, здесь.

И мы не должны унывать в своей жизни, должны в радости трудиться. Помнить о том, что каждый человек талантлив. Господь никого не обделил, каждому дал какой-то талант. А дарования всегда нужно стараться развивать. И сейчас хотя и эпидемия идет, у людей появилось больше возможностей для дистанционного обучения. Даже дипломы дистанционно получают о высшем образовании. Нужно время проводить с пользой, при помощи этого же компьютера учиться, профессию, может быть, получить. Если темп жизни у кого-то замедлился, это не повод расстраиваться, а нужно использовать это время, чтобы о чем-то поразмыслить.

Много ли человеку надо? Ведь когда кто-то из близких уходит, мы сожалеем, что не оказали ему внимания, что были чем-то заняты, разговоры и заботу откладывали на потом, а «потом» это может и не наступить. Поэтому если освободилось сейчас время, его нужно использовать на общение со своими родственниками, близкими людьми, больше времени уделить друг другу, мир дома наладить. Время проводить с ближними своими в радости общения.

— Вы сказали, что пост  время для единения человека с Богом. А для этого важно не только у людей и Бога просить прощения, но и всех прощать самому. Обычно священник прежде чем благословить человека на Таинство Святого Причащения, спрашивает, примирился ли с ближними, не держит ли на кого зла, и, наверное, можно постараться искренне сказать «прощаю», но порой человеку непросто совсем по-честному ощутить это внутри себя, отпустить ту или иную ситуацию, и обида может быть даже направлена не на конкретного человека, а, к примеру, на страну, на обстоятельства (к примеру, в период этой же пандемии), и это состояние лишает самого человека жить счастливо дальше. Эта тема прощения (родственников, родителей, детей, не говоря уже о тех, кто совершил преступление) ключевой нитью проходит также во многих фильмах. Есть какой-то рецепт легкого прощения?

— Господь всегда ждет, дает время для того, чтобы ты изменил свое мнение, примирился с ближними, с Богом, со своей жизнью. Господь долготерпелив и многомилостив. У меня в памяти случай, когда мужчина пребывал в тяжелой болезни и никак не мог простить своего обидчика. При этом находился в страшной душевной немощи. В свою очередь я говорил ему, что Вам надо примириться с ним, простить ему, нельзя столько носить обиду, находясь уже на смертном одре. Полтора года я его подводил к этой мысли, когда он исповедовался мне. И на последней его исповеди он мне сказал: «Долго думал и решил всех простить. И после моего решения мне стало так спокойно. Мне стало так хорошо, что я свое решение уже не изменю». И так случилось, что через несколько дней Господь его забрал, то есть он отошел ко Господу, примирившись со всеми. Господь всегда дает шанс. Но у человека должно быть стремление, и тогда Господь Сам отзовется и пошлет благодать после примирения.

— Отец Владимир, а Вы можете описать это состояние благодати, о которой много говорится в Церкви и пишется в православной литературе?

— Это особое состояние, которое можно почувствовать на службе. В моей практике был случай, когда одна моя знакомая бабушка привела в храм внуков, они приложились к мощам святителя Виктора (Островидова) и поделились искренне так своим состоянием: «Бабушка, мы словно причастились», то есть дети, им было лет шесть, испытали это особое духовное благоговение от соприкосновения со святыней. Но это состояние каждому дается в духовной жизни по-разному, кто-то может ощутить благоуханные мощи святителя Виктора, а у кого-то бывает и по-другому. Искать его не нужно, но если испытали, то лучше беречь, ощущая, что Господь и святые рядом.

— Это состояние человек может испытать только в храме или и в жизни обычной?

— Это состояние души, и если человек совершил поступок жертвенный, например, когда люди что-то делают для других во Славу Божию, их посещает это состояние благодати.

— Ваши пожелания читателям накануне светлого праздника Рождества Христова?

— Хочется пожелать духовного роста, здоровья в эти непростые дни для всех нас, конечно же. Потому что все, кто с Богом пребывают, всегда находятся в радости. И когда какие-то испытания Господь посылает нам, это все для нашего спасения. Не нужно унывать и опускать руки. Желаю увидеть промысел Божий, каждому увидеть попечение Господа о себе, увидеть то прекрасное, что в жизни есть, и поблагодарить Бога за то, что есть, и за испытания, которые нам посланы.

— И все же в испытаниях людям свойственно унывать. А какие могут быть лекарства от уныния?

— Развивать свои дарования. Талант дан каждому, важно его не закапывать, не зарывать. Кто-то, может быть, рисует, кто-то стихи пишет, кто-то руками может что-то сделать, воплотить идеи в жизнь. И важно без дела не сидеть, а делать что-то для людей, для деток, для близких своих. И чтоб не было уныния, труд должен быть всегда в жизни человека – интеллектуальный и физический.

Нужно учиться молодежи, стараться не в игры компьютерные играть, а что-то делать для общества и не терять время, потому что время – это ценность, и будет жаль потом, если мы его расточали просто в праздности. Потому все, кто в жизни чего-то достиг, с детства привыкали к труду. Человек должен полюбить трудиться и жить в радости, с радостью встречать своих близких и даже незнакомых людей. Сейчас очень сложно встретить на улице воодушевленные лица. Люди часто идут с наклоненными головами, лицами, суровыми, хмурыми, унылыми. Какое уныние, если мы живы, здоровы, войны нет, храмы открыты – пожалуйста, молись!

— Но часто бывает, что хоть человек и верующий, крещеный, а молиться не привык. Трудно даже начать и дома, и в храме на службе…

— Молитва – это разговор с Богом. И молитва – это труд, самое трудное дело, к ней нужно понуждать себя, как и к любому доброму делу. Но когда мы получим благодать Божию за это усердие – потом уже не будем задавать себе вопрос – молиться нам или нет.

— В Спасском соборе на молебнах поют сами прихожане, каким образом сложилась такая практика?

— Традиция эта на приходе уже давно, у истоков стоит настоятель собора отец Петр Машковцев. По благословению Владыки Марка был организован народный хор под руководством регента Юлии Скопиной. Певчих после Литургии мы начали отпускать, а постепенно к народному хору подключились прихожане.

У нас на приходе в Бобино также нет хора. Мы распечатали тексты песнопений, с нотами, и уже более десяти лет прихожане поют службу сами. Ектению «Подай, Господи» поют очень слаженно, даже «Херувимскую песнь» люди выучили. И те, кто не знают нотную грамоту, – подключаются. Но есть среди мирян и «костяк», кто выдерживает все песнопения и тропари в правильных гласах. Поэтому приезжайте все, кто пожелает, – помолимся!

Беседовала Лада Баева

Поделиться