Этнографические очерки Бехтерева

1 февраля (20 января по старому стилю) исполнилось 165 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927), оставившего ощутимый след в различных направлениях медицины, прежде всего в невропатологии, психиатрии и психологии.

Изданный областной научной библиотекой имени А.И. Герцена «Календарь памятных дат на 2022 год» указывает следующие этапы жизненного пути учёного: «Окончил Вятскую мужскую гимназию (1873), Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию (1878). С 1879 года — действительный член Петербургского общества психиатров. Доктор медицины (1881). Заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета (1885–1893), был профессором Медико-хирургической академии (1893–1897), Женского медицинского института (1897). Основатель журнала «Неврологический вестник» (1893). В 1907 году создал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт (ныне Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева). В 1918 году организовал и стал первым директором Института по изучению мозга и психической деятельности. Заслуженный деятель науки РСФСР (1927)».

Владимиром Михайловичем Бехтеревым написано огромное количество книг и статей, многие из которых стали классическими. Но была в его биографии одна публикация, ставящая медика в ряд авторитетных этнографов, исследования которых были востребованы, в частности, православными миссионерами. Рассказ об этом начнём с того, что в 1857 году судьба снова привела в Малмыж отца учёного — Михаила Павловича Бехтерева (1826–1865). В этом городе Вятской губернии он родился в семье Павла Герасимовича Бехтерева (1793–1856), канцеляриста уездного казначейства, ставшего впоследствии винным приставом. Об отце будущего светила науки автор вышедшей в 2011 году в Набережных Челнах книги о В.М. Бехтереве «Из рода богатырей» Алексей Геннадьевич Комиссаров приводит, в частности, такие сведения: «Учился в Вятской гимназии, но полного курса наук не окончил. На службу поступил 31 сентября 1841 года в Малмыжский земский суд писцом второго разряда… Михаил Павлович был женат на дочке титулярного советника Михаила Тимофеевича Назарьева…».

До возвращения в родной город в качестве пристава первого стана М.П. Бехтерев занимал подобную должность в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево в Республике Татарстан). Там и появился на свет его сын Владимир, крещёный в Петропавловской церкви священником Алексием Мышкиным и диаконом Григорием Кудрявцевым. Правда, дышать малмыжским воздухом будущему академику пришлось недолго, так как вскоре Бехтеревы перебрались в удмуртское село Уни Глазовского уезда, а оттуда — в Вятку.

Рассказы отца и собственные детские впечатления от общения с удмуртами послужили В.М. Бехтереву основой для его большого произведения «Вотяки, их история и современное состояние». Будучи в то время сотрудником клиники душевных болезней Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, Владимир Михайлович опубликовал в 1880 году эти «бытовые и этнографические очерки» в двух номерах престижного журнала «Вестник Европы». Написать этот труд автора подвигло то, что «о современном быте вотяков было мало писано, и до сих пор в нашей литературе не существует ни одного сколько-нибудь полного и обстоятельного описания их внутренней жизни, нравов, характера, верований, обрядов и прочего».

Несмотря на некоторые критические оценки, работа В.М. Бехтерева получила признание научной общественности. Об этом говорят, например, ссылки на неё в самых серьёзных трудах. К таковым относятся, в частности, книги немецкого исследователя доктора Макса (Максимилиана) Теодора Буха (1850–1920) «Вотяки» и знаменитого британского учёного Джеймса Джорджа Фрэзера (1854–1941) «Золотая ветвь». Впервые опубликованное в Лондоне в 1890 году это 12-томное исследование, относящееся к числу «тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений учёных», печаталось во всём мире на различных языках огромное число раз. Мало того, «Золотая ветвь» оказала большое влияние и на развитие изящной словесности, пример чему — знаменитый роман классика американской литературы Уильяма Фолкнера «Святилище».

Для подтверждения тезиса о том, «насколько чувственны и наивны представления вотяков о своих богах», В.М. Бехтерев использовал опубликованную в 1873 году работу Дмитрия Петровича Островского (1836–1884) «Вотяки Казанской губернии», где говорится:

«В степени детско-наивного понимания божества вотяки ни в чём не уступают черемисам. Следующее происшествие, бывшее лет тридцать тому назад, лучше всего характеризует их в этом отношении. У вотяков малмыжских стал плохо родиться хлеб. Долго думали, как помочь горю, наконец додумались: хлеб не родится потому, что Кереметь [у удмуртов общее наименование для злого духа] скучает, а чтобы развлечь его, надо добыть ему жену. С этой целью в первый же базарный день старики едут в Чуру. Угостивши хорошо влиятельных из тамошних обывателей, они сообщают им о своём горе и средстве помочь ему. Последние изъявили согласие. Вследствие этого обе стороны порешили, что за женой Кереметя малмыжские вотяки пришлют выборных.

Около Петрова дня выборные приезжают в Чуру на тройках с колокольцами и бубенчиками, во всём как быть свадебному поезду, и прямо отправляются в кереметь [место поклонения Кереметю]. Там пировали всю ночь: вятские вотяки не скупились на угощение, только бы добыть своему Кереметю жену. Ранним утром свадебный поезд отправился в обратный путь, увозя с собою кусок дёрна мерою в квадратный аршин, вырезанный в керемети.

Эта курьёзная свадьба имела однакож для чуринских стариков очень печальные последствия. На беду случилось, что на следующий год у вотяков малмыжских хлеб уродился, а в Чуре нет. Тогда против стариков, участников женитьбы Кереметя, поднялась страшная буря: их публично оплевали, обругали «псами», собирались бить и, вероятно, если бы не заступничество местных властей, их избили бы жестоко, потому что чуринские обитатели до следующих урожаев не могли забыть преступления своих односельников».

Изложив один к одному большую часть приведённых Д.П. Островским сведений, Владимир Михайлович Бехтерев сделал такой вывод: «Трудно понять, какой смысл имел в данном случае кусок земли: может быть, он представлял символ богини земли и плодородия, и тогда… вотяки могли надеяться, что тем умилостивят Кереметя и плодородие под влиянием его новой супруги возвратится в страну». С этим предположением В.М. Бехтерева согласились М.Т. Бух и Д.Д. Фрэзер. Больше подобного рода трудов вятский уроженец не писал, а все последующие были посвящены медицинским темам.

Владимир Семибратов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться