Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры. Перспективы сотрудничества Церкви и школы

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов на педагогической секции, проходившей 16 октября 2023 года в Информационно-методическом центре департамента образования города Кирова в рамках XXVIII Свято-Трифоновских образовательных чтений, выступил с докладом.

Главная тема Свято-Трифоновских образовательных чтений этого года «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» напоминает нам о подлинном духовном богатстве нашей страны, духовных основах нашей культуры, призывает осмыслить исторический путь нашего народа и ставит нас перед нравственным и культурным выбором, от которого может зависеть наше будущее. Этот выбор будет обоснованным, если мы оценим потери и приобретения минувшего.

Тема более чем актуальна для педагогов, потому что именно в школьные годы, годы детства и юности происходит духовное становление человека, формируется основа его духовного, нравственного и культурного выбора, который многократно придётся делать на всём жизненном пути. Что выбирает современный человек? Современный ребёнок, подросток? Какую основу выбора даёт современная педагогика?

Тема чтений обращает нас к православию как основе отечественной культуры. Действительно это так. Сложно представить нашу страну без храмов и монастырей, колокольного звона, традиций и обычаев нашего народа, формировавшихся на протяжении столетий, в основе которых лежит православная вера. Каждый храм посвящён Богу и венчается крестом – символом жертвенной любви Бога к людям. В храм входят люди, исповедующие православную веру. Много ли их? Много ли их было раньше? Сколько будет в будущем? Как воспринимает православие и основанную на нём культуру современный человек? А в школе- учителя? Родители? Дети? – Это вопросы, на которые мы должны постараться найти ответы не только в рамках нынешних чтений, но и в своей повседневной работе и служении.

Показательным в этом отношении является опыт преподавания Основ православной культуры в современных школах, детских садах, ВУЗах, системе дополнительного и профессионального образования.

Современные нормативные документы говорят нам о важности сохранения нашего духовного и культурного наследия, в частности Указ Президента №809 от 9.11.2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

В данном документе прямо говорится: п.6 – «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».

П.7 Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

П. 8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

Говорится также о конкретных шагах по укреплению и сохранению традиционных ценностей. Среди этих мер читаем – п. 24 ж — «поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей».

П.26 д «привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».

Год назад, встречаясь на чтениях, мы ещё ничего не знали об этом указе. Но вот прошёл почти год…Что изменилось? Какие шаги мы предприняли для решения обозначенных проблем?

Надо сказать, что многие приходы и школы работали и до появления указа. Накоплен определённый опыт преподавания ОПК во всех типах образовательных организаций. Но есть немало и тех, кому указ не указ…

Сила инерции такова, что иногда в образовательных организациях ничего не говорится о православной культуре. Детей с духовным наследием наших предков знакомят либо поверхностно, либо вообще никак.

Здесь есть свои проблемы на федеральном уровне. Подзаконные акты это прямо не предписывают. Проанализируем современную федеральную программу воспитания, разговоры о важном, содержание отдельных учебников и федеральных учебных программ.

Ярким примером в этом отношении является предметная область ОДНКНР в основной школе. До сих пор нет внятного учебника и непонятно из существующих рабочих программ, какое место в предметной области ОДНКНР занимает православная культура, культура многих народов России.

Опосредованно о православной культуре мы можем говорить на уроках истории и литературы. Но очень часто в истории просто перечисляются имена и события, даты, без какого-либо осмысления.

В литературе иногда всё преподносится едва ли не с позиции классовой борьбы. Очень многое здесь зависит от искусства учителя… Но как часто учитель бывает ориентирован на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Вопросы глубокого осмысления русской культуры явно уходят на второй план.

Более системным является подход в преподавании ОПК как модуля курса ОРКСЭ в 4 классе. 34 урока на протяжении учебного года это уже кое-что…Но задумаемся – 34 урока это много или мало, чтобы понять основы православной культуры при всём её богатстве?

Очевидно, что требуется расширение данного курса по выбору родителей в идеале по всем годам обучения. Именно об этом заявляет последовательно Русская Православная Церковь. Надеемся, министерство просвещения РФ услышит эти многолетние обращения и ОПК будут преподаваться как предмет по всем годам обучения. Сейчас это возможно в качестве кружка, факультатива или спецкурса как некое дополнение. Но очевидно, что требуется более серьёзное и последовательное изучение православной культуры именно как предмета, учитывая её роль в формировании русской культуры и истории нашего Отечества. Необходимы также чёткие методические рекомендации по использованию воспитательного потенциала православной культуры во внеурочной работе и воспитательной работе школы.

Пока мы это видим только в 4 классе, что явно недостаточно. Но даже там ОПК являются модулем по выбору, а с выбором тоже всё непросто в целом ряде школ в силу разных причин. В Кирове таких школ 26. Есть проблемы в г. Кирово-Чепецке и в других муниципалитетах.

Есть факты давления школьной администрации на родителей. Родителям в ряде школ просто не даётся никакой альтернативы выбора. Причины — нет учебников или нет учителя здесь явно не работают. По учебникам сейчас проблема последовательно решается Правительством Кировской области. Учителя имеют возможность курсовой подготовки по ОПК в ИРО Кировской области, а теперь ещё и дистанционно на платформе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Клевер-лаборатория». Наверное, главное — нет понимания важности преподавания ОПК и желания, что-либо менять. Указы министерства на таких директоров не действуют. Органы, ответственные за контроль качества образования их не замечают. Ещё ни одного директора не наказали за нарушение регламента выбора модуля курса ОРКСЭ. Полагаю, что на такие школы, лишающие детей возможности изучать православную культуру, культуру своей семьи и культуру своего народа, должно обратить внимание министерство внутренней политики, а также муниципальные органы власти. Важным шагом было бы создание на муниципальном уровне рабочих групп и разработка дорожных карт по реализации упомянутого уже Указа №809 Президента РФ от 9.11.2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», особенно там, где для этого не сделано ничего.

Не менее важной является работа с учителями. Здесь мы положительно можем оценить сложившуюся в регионе систему подготовки преподавателей по ОПК. Это курсы в ИРО Кировской области, на которые приглашаются как преподаватели ОПК в 4 классах, так и в основной и начальной школе, учреждениях дополнительного образования. Курсы дают не только необходимую теоретическую базу для преподавателя, но и знакомят с опытом преподавания ОПК в различных образовательных учреждениях. Курсовую подготовку дополняют образовательные поездки учителей как по региону, так и за его пределы. Педагоги посещают святые места, знакомятся с историческим достопримечательностями, имеют возможность живого общения со священнослужителями и между собой. Такие поездки существенно дополняют знания, полученные на курсах. По-иному воспринимаются страницы истории нашей страны, когда мы находимся на святом или историческом месте.

Дополняют эту систему подготовки вебинары по методическому сопровождению преподавания ОПК, которые ежеквартально организовывают ИРО Кировской области и отдел религиозного образования и катехизации Вятской Епархии, где педагогам даётся возможность вновь осмыслить самые сложные темы и задать вопросы.

Такая система подготовки сложилась благодаря тесному сотрудничеству епархиального отдела религиозного образования Вятской Епархии, Института развития образования и министерства образования Кировской области в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Епархиями Вятской Митрополии и министерством образования Кировской области.

Но остаётся проблема реализации данного соглашения на местном уровне – в муниципалитетах и особенно в отдельных школах.

Есть школы, где ОПК вообще не преподаются лишь потому, что администрация школы ничего для этого не сделала и не делает на протяжении многих лет, даже если об этом просят родители и местные приходы. Там не только преподаватели не обучаются на курсах, но и к вебинарам не подключаются. Есть школы, куда под различными предлогами до сих пор не пускают священников в рамках проведения родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ. Даже если родители, вопреки воле администрации выбрали ОПК, их начинают убеждать, чтобы переписали заявления. Таких фактов достаточно. Полагаю, что на подобного рода ситуации должны обратить внимание местные власти и уполномоченный по правам ребёнка. Родители в этом случае имеют полное право обратиться вплоть до Президента по прямой линии. Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации поддержит эти обращения в случае невозможности решить проблемную ситуацию на местном уровне. Может быть, эти меры кажутся слишком жёсткими, но молчать об этой ситуации нельзя.

Печальный опыт Украины показывает нам, к чему приводит забвение духовных основ собственной истории и культуры. Историческое и культурное беспамятство – слишком благоприятная среда для развращения народа, предательства политических элит, продавших свой народ западу и превративших его в «пушечное мясо». Фашизм и ненависть к России на Украине выросли не на пустом месте.

Могло ли что-нибудь подобное появиться там во времена Российской Империи??? – НЕТ!!! И не потому, что работала жандармерия, а потому что склад ума у людей был другой. Общая Родина воспринималась как единая Святая Русь, Киев – как мать городов русских. У нас до сих пор единая Русская Православная Церковь, несмотря на то, что давно разные государства. И мы видим, как запад ненавидит и давит эту Церковь руками киевского фашистского режима, насаждая идеологию ненависти к России, одновременно развращая народ гей-парадами.

Мы не должны допускать ничего подобного в нашей стране. Поэтому духовно-нравственное и патриотическое воспитание через осмысление нашей истории и духовных основ нашей культуры должны стать приоритетами не на бумаге в виде приказов и распоряжений Правительства, а на уровне сознания каждого директора, учителей, священников, родителей – всех, кто несёт ответственность за воспитание подрастающего поколения. Это ответственность даже не перед государством, которое, как мы видим, многие представители школьной администрации легко обманывают путём красивых отчётов. Это ответственность перед историей и перед Богом.

Одновременно хочется поблагодарить тех учителей, кто не только преподаёт ОПК как цельный курс, но обращается к богатой сокровищнице православной культуры на других предметах, во внеурочной деятельности, в дошкольных программах и программах дополнительного образования, в воспитательной работе школы, участвуют в православных конкурсах, сотрудничают с православными приходами.

Работы, представленные на конкурс «За нравственный подвиг учителя», «Серафимовский учитель и др. показывают уникальность и ценность этого опыта. Этот опыт заслуживает не только высокой оценки, но и поддержки, т.к. за ним стоит не только мудрость, но и реальный подвиг учителя, который совершается порой в очень сложных условиях. Это подвиг нравственный, потому что его могло не быть. Педагог при колоссальной нагрузке и скромной зарплате, мог бы себя больше ничем не обременять. Но работы, представленные на конкурс, говорят о том, что это делается не из-за денег, а по велению сердца. Главный итог этой работы – это горящие детские сердца. Педагог, совершая нравственный подвиг своим примером и мудрым словом ставит ребят на путь жертвенной любви, через осмысление духовных основ нашего Отечества, укоренённых в православной вере. К сожалению, таких работ пока немного. Огромная часть педагогов остаётся пока в стороне от этой работы. Хотя и их опыт не менее интересен.

Для диалога и живого обмена педагогическим опытом сейчас в нашем регионе создаются педагогические ассоциации – добровольные объединения учителей по духовно-нравственному воспитанию. Такая ассоциация появилась в Северном образовательном округе. В г. Кирове успешно работает ассоциация православных педагогов. Идёт работа по созданию областной педагогической ассоциации по духовно-нравственному воспитанию. Данные объединения открыты для всех педагогов.

Ещё одной важной гранью нашего сотрудничества должна стать работа с родителями. И здесь своё слово должны сказать не только образовательные учреждения, но и наши приходы. Пока сложно говорить о системной работе в этом направлении. К сожалению, пока она сводится к посещению священниками родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ.

Полагаю, что такие встречи нужно проводить чаще. Пусть с родителями о важном поговорит не только классный руководитель, но и священник, и не только в школе, но и на приходе, не только на собрании, но и на мероприятиях, и во внеформальной обстановке. Это органично может быть включено в воспитательную работу школы.

Нашей задачей является подготовка священнослужителей к этой работе. Здесь священнику уже придётся выйти за пределы церковной ограды и пообщаться с народом, самым разным, со всеми его проблемами…Это будет реальная помощь учителю, конечно, при грамотной постановке дела.

Такие встречи возможны уже в детском саду. И именно благодаря им могут появиться православные группы, или хотя бы кружки по изучению ОПК. Такой положительный опыт есть в нашем регионе, правда пока малочисленный.

Отдельного внимания заслуживает работа с проблемными семьями. Они, чаще всего не имеют отношения к православию. Такие родители лишь формально крещённые, но не являются прихожанами. Если бы они были постоянными прихожанами, может быть, не было бы и проблем. Ведь меньше же разводов было в царской России. Помощь таким семьям необходима во имя христианского милосердия. Это не материальная помощь, которая оказывается государством, порой на очень приличном уровне…- Это помощь духовная.

Необходимо оказывать эту духовную помощь детям в детских домах. Это будет своеобразной мерой профилактики для детей, лишённых родительской заботы. Пусть нравственный ориентиры им покажет священник, ведь многие из них крещены. А может для них он станет настоящим духовным отцом…Страшно, если эти ориентиры им покажет улица, интернет или сектанты.

Дети — наше будущее. Воспринимают ли они богатый мир православной культуры??? – Опыт воскресных школ даёт нам разные ответы на эти вопросы. Воспринимают!!! – Если работа ведётся по-настоящему, если взрослые делают её не «для галочки», а от души. «Чтобы действовать на сердце – надо говорить от сердца», — писал святитель Феофан Затворник.

Малыши, конечно, ничего не скажут, а вот молодёжь не только равнодушно промолчит, но и ответит, если что-то пошло не так…Ответит не только в интернете, но и в реальной жизни. Особенно это важно понимать при работе со старшеклассниками и студентами. Так что образ будущего мы создаём уже сейчас, в настоящем.

Мы говорим о православии и культуре, которую сами формируем. Какой она будет? – зависит от того, какое место в ней занимает православие. Это подтверждает наша история, где были и периоды расцвета, и периоды нравственного и культурного упадка. Нам важно не только осмыслить этот опыт, но и с его учётом, скорректировать свою жизненную позицию, пастырскую и педагогическую деятельность. От этого может зависеть наше будущее…

Поделиться