Что значит быть русским?

Президент России В.В. Путин поручил Министерству образования и науки Российской Федерации к 1 августа 2023 года разработать и включить в образовательные программы высшего образования курс «Основы российской государственности». Зачем это нужно? В нашей стране уже действует проект «ДНК России», направленный на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и работы с молодёжью. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, и в нём по всей стране участвуют более 2000 преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Именно в рамках «ДНК России», являющегося полноценной реформой вузовского гуманитарного образования, создаётся новый курс «Основы российской государственности», который, по замыслу авторов, должен привить студентам ценности, соответствующие национальным интересам нашей страны.

Но чтобы вузовский курс был действенным, начинать воспитание верных ценностных установок в человеке, думается, нужно гораздо раньше — в средней школе. Над этой методологической проблемой сейчас работают педагоги Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа. А в библиотеке имени А.И. Герцена в этом году состоялся цикл лекций, посвящённых поиску русской национальной идеи, которые прочитал настоятель Екатерининского храма областного центра, духовник Вятской православной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Сергий Гомаюнов. Тема вызвала большой интерес, и в лекционном зале Герценки не хватило мест для всех желающих поразмышлять о смысле существования России во всемирной истории. Слушатели, которых волнует судьба нашего Отечества, которые интересуются прошлым нашей Родины и молятся о её будущем, сделали вместе с отцом Сергием попытку сформулировать ответ на важный цивилизационный вопрос: «Что значит быть русским?»

Поиски ответа начались со слов известного русского мыслителя В.С. Соловьёва: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Как понять, что Господь замыслил о нации? Кто может ответить на этот вопрос? Люди святой жизни, те, кто входит в непосредственное общение с Богом.

Автор лекций предложил слушателям погрузиться в текст «Повести временных лет», наиболее ранней из сохранившихся в полном объёме русских летописей, созданной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря преподобным Нестором. Один из её отрывков посвящён путешествию апостола Андрея Первозванного по Русской земле. Слушатели неспешно «шли» за святым апостолом там, где через несколько столетий возникло государство Русь. Каждый шаг Андрея Первозванного и каждое слово преподобного Нестора были глубоко осмыслены аудиторией.

Отец Сергий при изложении обращался к текстам Священного Писания, проводил аналогии, объяснял, как святые слышали волю Божию, как передавали её другим. Логика предания об апостоле Андрее в полной мере раскрылась через контекст Ветхого и Нового Заветов. Работа со смыслами привела слушателей к неожиданным открытиям. Оказывается, что именно через пророчества Андрея Первозванного открывается Божий замысел о русском народе и русская национальная идея!

Первым идеалом этой идеи становятся святые. Через них идёт священная история. Они — фактор геополитики, влияющий на историю народа. Через святых Господь прокладывает историю нашего государства: вспомним равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского и многих других. Идеал святости войдёт в традицию и образ жизни русского народа, который через почитание святых будет обретать невиданные духовные, моральные и физические силы.

Вторым идеалом русской национальной идеи, которая раскрывается в пророчествах апостола Андрея Первозванного, становится Небесный Иерусалим или Царство Небесное как цель земной жизни верующего человека. Для русских православных людей видимым воплощением Царства Небесного на земле являются храмы Божии. Церкви на Руси строили всем миром на пожертвования верующих. Каждый считал своим долгом поучаствовать в этом богоугодном деле.

Апостольское путешествие открывает нам третий идеал русской национальной идеи — это крестоношение. Андрей Первозванный, благословляя место, где впоследствии поднимется Киев, поставил там крест. Для православного христианина крест — это путь в Царство Небесное. Таким образом, ещё до появления Русского государства будущему русскому народу через святого апостола Андрея было дано Божие благословение и идеалы, которыми он должен будет жить: святость, Царство Небесное как цель земной жизни и крестоношение как путь к цели. Это и есть русская национальная идея по замыслу Божию, своего рода Завет Господа с нашим народом.

После принятия христианства на Руси в X веке этот духовный код станет неотъемлемой частью сознания русского православного человека. В каждом доме на самом почётном месте — «красный угол» с крестом, иконами Спасителя, Божией Матери и святых как постоянное напоминание об этих идеалах и Божием завете. А до XIV века все русские люди независимо от происхождения именовали себя крестьянами, то есть христианами, несущими крест.

Конечно, события тысячелетней русской истории кому-то покажутся далёкими от идеала: не все правители были святыми, в разные эпохи существовало разное отношение к Церкви и вере Христовой и так далее. Да, с этим можно согласиться, но надо понимать, что воплощённого идеала на земле нет нигде, ни в одном государстве. Он только на Небе. Православному русскому народу дано стремиться к этому идеалу. В этом история Святой Руси, а сверхзадача русского народа в истории — быть с Богом. Не всегда получалось следовать поставленной цели. Забывали о Господе русские люди, отпадали от Него, и тогда Он посылал нам тяжёлые испытания для вразумления.

Советская эпоха разрушила заветные отношения с Богом и сформировала свои идеалы. Отец Сергий предложил слушателям поразмышлять над текстом стихотворения В.В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», где поэт использовал библейские образы. Поразительно, как через эти строчки проявилась национальная идея по замыслу человеческому: идеалом стал герой, целью жизни — земной рай, к которому можно прийти через ложный крест, безблагодатное крестоношение. Невероятные страдания и мучения пришлось перенести русскому народу в XX веке: период массовых политических репрессий, гонения на Русскую Православную Церковь, голод, Великую Отечественную войну, восстановление страны в послевоенный период и так далее. Цена этих страданий — миллионы человеческих жизней. Но Господь не оставил нас, благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских Бог продолжает нашу историю. Русский народ, который разорвал с Господом заветные отношения, по милости Божией остаётся в истории.

Падение Советского Союза разрушило ложную идею. В 1990-е годы нам предложили иную русскую национальную идею — «влюбиться в Запад», где идеал — успешный человек, цель земной жизни — общество потребления, а путь к цели — стремление к наслаждению. В XXI веке мы оказались в состоянии глубокого нравственного кризиса. Что дальше, куда идти? Ответ был дан ещё в I веке через святого апостола Андрея Первозванного. В одном из своих трудов святитель Николай Сербский писал, что все пути народа перечислены в Библии: святой путь — один, несвятых — сотни, но только на святом пути Бог благословляет народ Свой.

Русская национальная идея — это народная идея, поэтому её формулируют не государство и власть; она должна исходить от народа, от каждого из нас. Вот и пришло время вернуться к своим духовным корням и вспомнить: «Русские — это кто?» Бог нам в помощь!

На иллюстрации:

— Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент).

Светлана Балыбердина, учитель истории и обществознания Вятской православной гимназии
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться