О Библейско-богословских курсах, о возрождении храма, о взаимодействии Вятской Епархии с казачеством мы поговорили с настоятелем Спасского собора иереем Петром Машковцевым.
…В эти снежные дни у священника горячая пора: после утреннего Богослужения и совершаемых треб настоятелю собора в течение дня важно находиться в храме, ведь в истории Спасского собора наступил знаковый период: начата кладка барабана, на который будет установлен купол.
(В выкроенный отцом Петром для нашей беседы час после полудня к батюшке то и дело заглядывали посетители: то строители, то свечницы храма, то прихожане за благословением, которые, к слову, также принимают посильное участие в восстановительных работах, и свидетельству тому – сертификаты в руках предпринимателя Александра и его подрастающего сына на «именной кирпич». Но обо всем по порядку…)
О Библейско-богословских курсах
— Отец Петр, Вы уже порядка десяти лет возглавляете Библейско-богословские курсы, которые сейчас действуют при Спасском соборе, расскажите, среди какой части верующих они находят наибольший отклик?
— Этой осенью 2016 года мы отмечаем десятилетие с открытия Богословских курсов во имя святителя Филарета Московского. Сначала они проходили на территории Трифонова монастыря, а с 2013 года по благословению Владыки Марка начали действовать при Спасском соборе. Желающих обучаться много, и в виду того, что мест в аудиториях ограничено, в начале осени приходится не слишком широко афишировать данные курсы. Однако каждый год мы наблюдаем такую закономерность: на первые занятия в сентябре приходит около ста прихожан разных храмов Вятской Епархии, но постепенно количество учащихся убавляется до 40-50 человек. Что касается аудитории слушателей, на курсах обучаются люди различных возрастов. Среди учащихся есть молодежь, но сложно ходить тем, у кого маленькие дети, поэтому большую часть составляют слушатели постарше сорока лет.
— Расскажите подробнее о системе обучения на курсах, о том, какие дисциплины духовной сферы знаний на них преподаются, кто читает лекции?
— Система включает четыре года обучения, занятия проходят по выходным: три урока по часу. За основу взята семинарская программа, но оттуда убраны предметы, которые необходимы для священников. По сути курсы подразумевают сокращенную семинарскую систему и включают следующие дисциплины: богословие, Библия (изучение Священного Писания) и изучение церковной истории. Соответственно на каждом курсе в выходной проходит по одному уроку каждой дисциплины. Все преподаватели у нас с богословским образованием. Кандидат богословия иерей Василий Писцов преподает исторические предметы, иерей Сергий Жернаков – предметы по изучению Священного Писания, мы с отцом Георгием Курасовым богословские дисциплины.
— Люди в основном посещают библейско-богословские курсы с целью познать Бога по велению своей души или в целях в дальнейшем стать катехизаторами и трудиться при Церкви?
— В основном на занятия приходят миряне за знаниями для обогащения собственной души, но есть и такой контингент, кого направляют настоятели храмов – это свечницы, служащие в храме, те, кто в первую очередь, работают с людьми. А среди наших выпускников есть священники, диакона, завхозы в храмах.
— Могут ли кировчане (например, те, у кого появится желание после прочтения интервью) присоединиться к обучению в середине года?
— Такая возможность есть. Занятия начались с октября, и программу еще можно успеть наверстать. Хочется отметить, что курсы для слушателей бесплатны, а потому доступны для каждого. Занятия проходят по субботам у 1 и 2 курсов и воскресеньям у 3 и 4 курсов с 13.00 до 16.30. Уроки специально поставлены между службами, чтобы и у священников, и у мирян была возможность и утром посетить Литургию, и после курсов остаться на службу.
О казачестве
— Отец Петр, Вы также являетесь руководителем епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, нередко представителей казачества приходится видеть на Богослужениях, каким образом складывается соработничество?
— С казачеством сейчас ситуация очень сложная, и 4 ноября прошлого, 2015 года, этот отдел по благословению митрополита Марка был создан не случайно, а для того, чтобы навести порядок в выстраивании взаимодействия. Дело в том, что сейчас много организаций, члены которых называют себя казаками, но таковыми не являются, многие просто носят красивую форму, обвешивают себя какими-то медалями и под названием «казачества» прикрываются, преследуя свои какие-то цели. Тех, кто действительно являются казаками, и как их славные предки готовы служить Богу и людям, не так уж и много. Поэтому задача отдела объединить тех людей, кто искренне хочет нести звание казака России и при этом служить Отечеству и Церкви Православной и отделить тех, кто делает это формально ради каких-то наград и из желания покрасоваться на различных мероприятиях, не являясь казаками по своему духу.
— Сейчас также идет речь в стране о принятии нового законопроекта, согласно которому не всем представителям казачества станет возможным носить форму… Как это может отразиться на вятском казачестве и взаимодействии с ним епархиального отдела?
— Казак не может быть не православным, казак не может быть не верующим и не может не любить Россию, и в этом отношении как раз-таки объединяются государство и Церковь для того, чтобы возродить настоящее казачество и покончить с так называемыми «ряжеными», которые только порочат истинное казачество. К сожалению, сегодня в нашем регионе сложилось общественное мнение, что былого казачества нет, что казаки – это пьяницы и гуляки, к сожалению, инциденты, послужившие таким выводам, были. Приходится это мнение ломать, в наших задачах показать, что есть настоящие казаки, которые не ради денег или медалей, а искренне, по духу стараются служить Церкви, России. Они ходят в храмы, участвуют в крестных ходах. Если на Пасхальные, Рождественские службы в церкви стоят казаки, прихожане могут быть спокойны – порядок в храме будет соблюден. Мы стараемся соработничать именно в таком направлении. При этом надо отметить, что работать с ними непросто, казаки – народ, который считает себя вольным… Другое дело, что мы будем вкладывать в смысл этого понятия. Как великий наш философ Иван Ильин говорил, что есть свобода, а есть вольница, и эти два понятия путать нельзя. Казаки – это, действительно народ свободный, а вольница подразумевает «что хочу, то и ворочу», а это в казачестве никогда не было, а в Церкви тем более.
О святынях
— От иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась на паперти Троицкой церкви (на этот месте сейчас стоит Спасский собор), за один только год произошло 104 зафиксированных случая исцеления от различных болезней. Самый известный случай произошел 12 июля 1645 года, когда после усердной молитвы перед этим святым Образом исцелился от слепоты вятчанин Петр Палкин. Что сегодня известно о местонахождении этой прославленной иконы, есть ли в храме ее чтимый список?
— К сожалению, сейчас у нас нет списка с того чудотворного образа. Сама икона была перевезена в Москву в Новоспасский монастырь, но и оттуда в советское время исчезла. Где сейчас икона находится, мы не знаем, но в Новоспасском монастыре пребывает список со святого образа. Вятский образ стал очень популярным, поэтому очень многие иконописцы стали писать иконы Образа Спаса Нерукотворного в вятском стиле. Эти иконы отличаются тем, что убрус, на котором изображен лик Спасителя, держат два ангела.
— Однако в Спасском соборе мы ставим свечи к иконе Спаса Нерукотворного…
— Иконы такие есть, и та, которая сейчас висит, уже позднего написания – конец XIX века, и по ней это видно – письмо академическое. И это был первый образ, принесенный в Спасский собор, который открыли в 1998 году (на тот момент я здесь служил алтарником). Пусть эта икона и не является списком с утраченного чудотворного образа, но также является чтимой и вошла в историю возрождающегося собора.
— Но в Успенском соборе Трифонова монастыря есть две чтимые иконы Образа Спаса Нерукотворного, на одной из которых, как Вы отметили, лик Спасителя держат два ангела… значит, у нас все же есть вятский список?
— Та, которая первоначально находилась в Истобенске, затем была потеряна и вновь обретена, более древняя и приближена действительно к иконе из Спасского собора, в честь которой названа Спасская башня Московского кремля. А все остальные образы написаны уже в позднем академическом стиле.
— Что касается Спасского собора, здесь есть другие чтимые святыни с частицами мощей святых, к кому из угодников Божиих особенно прибегают прихожане с молитвой за помощью?
— За последние годы по благословению Владыки Марка появились в храме иконы с частицами мощей святой блаженной старицы Матроны Московской, святого адмирала Федора (Ушакова), святого Луки Крымского, святой Марии Магдалины. И люди с особым благоговением притекают к этим святыням. Традиционно каждую среду вечером в 18 часов прихожане собираются на акафист матушке Матроне. Ведь в акафистном пении подобраны особые нужные слова, которые помогают человеку выразить свои чувства, свои переживания, чтобы правильно обратиться к святому, чтобы получить от него помощь. По средам в 9 часов утра совершается молебен святому Луке Крымскому. Согласно желанию прихожан совершаются молебны и другим святым.
О чуде
— Приходилось ли Вам за время церковного служения сталкиваться с чудесами по молитвам верующих, о которых можно поведать?
— Мы их как-то не фиксируем. Приходится замечать, что люди не только просят в молитве, но и приходят благодарить Бога, Божию Матерь и святых угодников Божиих, значит, их молитвы были услышаны… Есть исцеления, есть помощь в каких-то хозяйственных нуждах. И в Литургии уже на протяжении нескольких лет мы ставим прошение «О благодарении». Это дополнительная Ектенья, которую оставляют прихожане, чтобы выразить Богу благодарность.
…Хочется также отметить, что каждый понедельник у нас проходит молебен перед иконой Божией Матери «Экономисса». Этот молебен я начал служить спустя год с того момента, когда стал ключарем Спасского собора, но никак не получалось ни благотворителей найти, ни начать строительные работы. Только дело пойдет – и снова какие-то препоны, какие-то неудачи. Когда, например, крыша рухнула от снега, состояние было на грани отчаяния. И вспомнил историю, которую услышал в 2010 году, когда был на Афоне, в монастыре Великая Лавра, где находится сама икона «Экономисса». Сохранилось предание: когда основатель Великой Лавры преподобный Афанасий Афонский оказался в такой ситуации, что все монахи из монастыря ушли, он какое-то время еще подвизался, а затем также решил оставить обитель… его остановила Божия Матерь. На вопрос «Ты куда идешь?» монах ответил «Не могу больше подвизаться», а Богородица говорит: «Почему ты меня не просишь о помощи? Возвращайся, и всегда меня проси о помощи, и тебе всегда буду помогать». С тех пор эта лавра стала одним из главных монастырей на Афоне. Я эту историю вспомнил, и, взяв благословение, также каждый понедельник начал служить молебен перед иконой Божией Матери «Экономисса» в переводе на русский «Домостроительница», «Домоустроительница», как помощница в ведении хозяйственных дел. Ведь на Святой Горе Афон нет настоятелей, потому что настоятельницей во всех монастырях является сама Пресвятая Богородица, то есть Сама Божия Матерь управляет обителями.
Переломный момент и у нас наступил после того, как начали постоянно молиться перед иконой Божией Матери «Экономисса». Когда молебны перед этой иконой начали совершать каждую неделю, постепенно ситуация начала исправляться, стала ощущаться помощь Пресвятой Богородицы. Каждый понедельник в 9 часов утра после Литургии мы молимся Пресвятой Богородице о восстановлении храма, и каждый может прийти и помолиться вместе с нами о помощи в финансовых, хозяйственных делах. Приходят те, кто не может найти работу, у кого проблемы с финансами. Практически каждый раз напоминаю прихожанам эту историю, особенно, когда во время молебна начинаются строительные работы, шум. С одной стороны, шум мешает, с другой, напоминает о помощи Владычицы: «Вспомним, что еще года полтора назад не было шума, но ведь и не было надежды, что восстановление начнется, а сейчас видите, как Пресвятая Богородица слышит… Имейте надежду и упование. По молитвам и вере дается чудо».
О возрождении собора
— Отец Петр, хочется продолжить тему возрождения собора, сейчас мы наблюдаем, как с каждым днем по кирпичику «растет» барабан, что не может не радовать не только прихожан, но всю общественность города, ведь Спасский собор – и памятник архитектуры, который, располагаясь на возвышенности в центре Старой Вятки, поистине может стать украшением города… Расскажите вкратце об основных этапах восстановления этого храма.
— В 1997 году Спасский собор был передан Вятской Епархии, и в 98-м начали совершаться здесь первые Богослужения. В 2008 году построили колокольню, и после этого все затихло. Когда в 2013 году я был назначен здесь нести свое служение, здание было в критическом состоянии, еще бы немного и все бы разрушилось – о чем свидетельствовала обвалившаяся крыша, из стен вываливались кирпичи. В 2013 году была первая попытка начать работы, но она оказалась неудачной. Много проблем возникало с согласованием проекта, поскольку каждый год в законодательство вводились все новые поправки, которые ужесточали требования к проектам, также и с попечителями – они то появлялись, то исчезали…. Поэтому на разных этапах появлялись различные препоны, трудности. Переломный момент наступил год назад. В конце декабря 2015-го был создан благотворительный фонд «Возрождение Спасского собора». Но сам по себе фонд еще проблему не решал, а в конце января была перечислена сумма четыре миллиона от прихожанки Спасского собора, с этой суммы восстановительные работы и начались. Это было ее завещание. Людмила трудилась на высокой должности, и, скопив за несколько лет определенную сумму, завещала ее на Спасский собор. Сейчас прихожанки Людмилы с нами нет, но ее мама Нина Ивановна исполнила просьбу дочери, перечислила деньги на восстановление Спасского собора. Многие люди, проникнувшись, в той или иной степени последовали этому примеру, у собора стали появляться попечители, стали появляться средства. Людмила своим христианским поступком, как бы запустила «маховик», и процесс восстановления собора пошел. Разве это не чудо?
— На сегодняшний момент строительные работы продолжаются, благодаря стараниям попечителей или пожертвованиям самих прихожан?
— Все стараются по своим возможностям: откликаются компании, приходят смс-пожертвования от частных лиц. А с ноября текущего года люди участвуют в кладке именных кирпичей. Нужно также понимать, что Церковь – живой организм. И каждый в ней молящийся и трудящийся вносит свою лепту, свой вклад в общее дело. В храме служат добрые пастыри – у каждого из батюшек – отца Владимира Попыванова, отца Владимира Халявина, отца Павла Юдина есть свои духовные чада, которые свое доброе отношение к священникам переносят на весь приход. Украшает богослужения мужской хор под регентством Юлии Скопиной. Кстати говоря, Юлия «вырастила» еще один хор – «народный», и теперь в богослужениях нередко слаженно участвуют оба хора – мужской и женский. Всегда готовы ответить на вопросы о Таинствах, требах и святынях внимательные свечницы. И, конечно, о благоукрашении, благоустройстве храма печется председатель приходского совета Ирина Ивановна Гуцуляк и внимательный завхоз Лариса Геннадиевна Пасынкова, нельзя не отметить и нашего бухгалтера Татьяну Ивановну Пермякову. Большое внимание к собору проявляет наш Владыка, Вятская Епархия в лице заботливой матушки Марии. Только совместными усилиями, совместными молитвами и по милости Божией возможно возрождение святыни.
— Кладка барабана, на который будет установлен большой купол, – значимый этап. Расскажите подробнее, каких объемов будет барабан?
— Когда у нас начались работы по возведению барабана Спасского собора, который станет основанием для купола, возникла идея, позволяющая людям прямым образом поучаствовать в строительстве: за пожертвование (500 рублей) на кирпич наносим их имена, после чего именные кирпичи, в числе прочих, закладываем в стены барабана (такая традиция издавна существовала на Руси). В высоту барабан будет выложен в 25 метров, ширина его диаметра порядка 8 метров. Некоторое время подписанные кирпичи находятся в притворе храма, чтобы люди видели непосредственный процесс. Выкладывать же решили именами вовнутрь барабана, чтобы можно было вести фотолетопись.
— Сколько именных кирпичиков уже установлено в основание будущего купола? И какое общее количество кирпичей потребуется на кладку столь объемного барабана?
— За две недели ноября 280 кирпичей уже приобретены. Люди могут их приобрести как через сайт фонда, так и на свечном ящике в самом храме. Вкладывающимся в именной кирпич вручают памятный сертификат. Всего же на строительство барабана потребуется порядка 340 тысяч кирпичей. Примечательно, что и на День рождения уже дарят сертификаты. Вписывают на кирпичи и имена почивших христиан – в память об усопшем человеке, в этих случаях мы впереди имени ставим крестик, означающий «за упокой». Церковь есть земная, Церковь есть и небесная, и живые, и усопшие – у Бога все живы.
— Почему важно положить именной кирпич?
— Таким образом люди и пожертвование вносят, и частицу своей души вкладывают в храм, в таком случае собор поистине строится «всем миром» и становится живым. Ведь Церковь, это, в первую очередь, не здание, а живой организм, это и верующие люди, и любовь к Богу. Именной кирпич выступает своеобразным символом, в котором объединяются духовная сторона и материальная: с одной стороны, кирпич – это основание здания храма, с другой, это сердце, любящее Бога, что и составляет Церковь Христову.
О пути духовном
— В минувшее воскресенье за Божественной литургией Вы в проповеди пояснили прозвучавший отрывок из Евангелия от Луки (12:23) о том, что Бог забрал душу богача в ночь, когда тот достиг наибольшего благосостояния – почему же так могло произойти? Ведь многие люди в той или иной степени стремятся к благосостоянию, к комфорту, что вполне понятно, но почему нужно этого опасаться? В чем духовный смысл притчи о неразумном богаче для нашего современника?
— Нужно поступать разумно, опираться в жизни на истинные ценности и находить в своем сердце место для Бога. Можно обратить внимание, в каких заботах часто проходит жизнь человека в наше время. Он постоянно гонится за тем или иным материальным благом, думая, что достигнув его, наконец, будет счастлив. И в этом стремлении человек подобен дворовому псу, пытающемуся поймать себя за хвост. И даже если на какой-то момент ему это и удастся, то вскоре погоня опять продолжается. К примеру, человек, не имеющий своего жилья, мечтает о собственной квартире, но когда ее приобретает, то снова не успокаивается, ему хочется апартаменты побольше, затем мечтает переехать в другой микрорайон… Решает приобрести свой автомобиль. Приобретает, и тут же начинает мечтать уже о другом. И так в непрестанных заботах проносится вся жизнь. Когда человек достигает желаемого благосостояния? Когда жизнь подходит к своему закату. Конечно, нужно всегда поступать с разумением. Например, для многодетной мамы посудомоечная машина может высвободить больше времени для общения с детьми, для общей вечерней молитвы, чтения Евангелия. А для кого-то и автомобиль, требующий больших затрат и внимания, только осложнит жизнь, человек становится нервным, раздражительным, меньше начинает быть со своей семьей. И тогда вспоминаются Слова Спасителя: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8:36). Какой смысл в материальных благах, если для их достижения мы крадем сами у себя жизнь, отворачиваем ее от истинных ценностей – внимания и заботы о ближних, любви к детям… Господь ведь забрал душу у безумного богача не потому, что захотел наказать человека, таков духовный закон. Если нет возрастания любви к Богу и ближнему, жизнь теряет смысл, душа умирает… В русской классической литературе описаны масса примеров, отражающих правоту этого. Особенно наглядно бессмысленность всех земных благ в жизни молодого человека показана в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на примере личности Печорина. Григорий Печорин молод, умен, здоров и талантлив, но он не может найти себя, душа его далека от Бога, он потому не приносит никому счастья, и душа его погибает, и сам умирает в рассвете сил… Как мы видим, Слово Божие, обращенное к нам через Евангелие, актуально во все времена. Смысл имеет только жизнь в Боге, и от этого прямым образом зависит человеческое счастье.
— Отец Петр, у Вас сейчас напряженный период, хватает на все дела сил и времени?
— Слава Богу, что есть возможность потрудиться Ему. Силы дает сама молитва ко Господу, многое значит и поддержка прихожан, их участие в жизни храма. И, конечно, семья – матушка и дети, двое сыновей и дочка. Поделюсь также радостью: в этом году закончил Московскую Духовную Академию, моя давняя мечта сбылась. Кроме того, вдохновляет общение со студентами, с 2003 года также преподаю Пастырское богословие и Нравственное богословие в Вятском Духовном училище.
— Ваш путь к вере?
— У меня бабушки верующие были, мама верующая, когда был маленьким, каждое воскресенье водили в Серафимовский храм. Когда стал старше, пошел в школу, в храм стал ходить реже, но каждый год все равно причащался на Петра и Павла. Примерно лет в 16 стали появляться вопросы о смысле жизни, о смерти, о Боге… В армии начал молиться, почувствовал помощь Божию, почувствовал Бога. Когда вернулся из армии, уже постоянно начал ходить в Церковь, ощущать Бога, жить с Ним. После армии поступил в строительный колледж, а когда его закончил, примерно года в 22, наступило такое состояние, что не захотелось уходить из храма. Слава Богу, состояние это до сих пор сохраняется. Стараюсь и детям своим передать жизнь во Христе… Был такой период, когда учась в строительном колледже, пожалел об этом своем обучении, думал, что нужно было сразу идти учиться в Духовное училище. Но мой духовник отец Геннадий (протоиерей Геннадий Сухарев) сказал, что нужно обязательно закончить строительный колледж, только после этого он благословит меня на обучение в Духовном училище. Жизнь показала, насколько духовник был прав, сейчас знания, полученные в строительном колледже, очень пригождаются.
— Какой важный духовный опыт Вам преподнесли годы обучения в духовной школе?
— После года обучения в Вятском Духовном училище сразу поступил в Московскую Духовную семинарию. Конечно же, эти годы жизни в семинарии в Троице-Сергиевой Лавре остались незабываемыми и, наверное, самыми счастливыми… Захотелось их повторить, и по благословению Владыки Марка продолжил обучение в Московской Духовной Академии.
За время обучения было много мудрых преподавателей – профессоров с известными именами, но наиболее запоминающееся впечатление на меня произвел архимандрит Кирилл Павлов, который неоднократно приезжал в Лавру. Личные встречи с ним, общение с ним отложились на сердце. Я увидел святого человека. Я понял, что такое настоящая вера в Бога. И вера как духовная сила, которая была в нем. И при общении с ним удалось эту частичку как огонек веры перенять, и с тех пор стараюсь хранить его в сердце своем. То есть обучение это было не книжное, а именно духовное, как духовное наставничество, именно в Духе Святом. Через отца Кирилла Павлова и других лаврских наставников удалось почувствовать силу веры, прикоснуться к этой благодати.
— За духовными наставлениями идем к батюшке… А что посоветуете почитать в дни Рождественского поста?
— Я бы пожелал каждому человеку обязательно прочитать книжку «Старец Силуан», где рассказывается о настоящей вере, о настоящем Православии, о жизни в Духе Святом, к которой призван каждый христианин. Книга включает и житие, и поучения старца Силуана. Старец практически наш современник – он отошел ко Господу в 1939 году, не так давно, и потому его жизненный подвиг может стать нам особенно близок.
— Пожелание читателям в дни Рождественского поста, в преддверии праздника Светлого Рождества Христова?
— Пожелание каждому – достойно встретить праздник Рождества Христова, так, чтобы Христос родился в сердце каждого из нас и там оставался навсегда.
— Спасибо за добрые слова!
Беседовала Лада Баева
Пресс-служба Вятской Епархии




















