Царское Село

Составляя для паломников службы «С Вятки» маршрут поездки в Санкт-Петербург, отметила и музей-заповедник Царское Село в г. Пушкине. Его великолепные дворцы и парки, знаменитая Янтарная комната всегда впечатляют, но хотелось увидеть это место именно в благолепии его храмов.

От Сарской мызы до Царского Села

Дорога от Санкт-Петербурга заняла около часа. Слушая неторопливый рассказ гида, мы погружались в многовековую историю Царского Села. Этот древнерусский край, в XII веке называвшийся «Ижорской землёй господина Великого Новгорода», в XVII столетии был захвачен шведами. Возвращение России этих территорий произошло во время Северной войны (1700–1721). На месте будущего Царского Села тогда находилась небольшая усадьба Сарская мыза. Она была подарена Петром I А.Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобождённого края, а затем отписана будущей жене императора Екатерине Алексеевне. С этого времени здесь создаётся загородная царская резиденция. Сарскую мызу стали именовать Сарским Селом, а с началом дворцового строительства — Царским Селом.

Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощали здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе находятся лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма. Именно здесь появились первые в северной столице интерьеры, оформленные в стиле модерн. После Октябрьской революции 1917 года дворцово-парковый ансамбль был превращён в музей, а лучшие здания города новые власти передали детским учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям. В связи с этим Царское Село было переименовано в Детское Село. В 1937 году в ознаменование столетней годовщины со дня смерти А.С. Пушкина город, где поэт учился в лицее, стал называться его именем. Дворцы и парки уникального царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной немцами территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Реставрационно-восстановительные работы начались в 1950-х годах.

Государев собор

Идея создания в Царском Селе вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле возникла после того, как император Николай II сделал эту летнюю государеву резиденцию местом постоянного проживания царской семьи. В 1909 году император лично указал место для строительства Феодоровского храма и положил закладной камень в основание нового собора. Архитектор В.А. Покровский взял за образец Благовещенский собор в московском Кремле в древнейшем его виде без поздних переделок и пристроек. Этот храм когда-то являлся любимой домовой церковью первых царей Романовых, особенно государя Алексея Михайловича. 20 августа 1912 года в присутствии императора и его семьи состоялось торжественное освящение Феодоровской церкви, которое возглавил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский.

Величественный в своей простоте Феодоровский собор состоял из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхней церкви был освящён в честь иконы Божией Матери «Феодоровской», которая издревле считалась покровительницей Дома Романовых. Этим образом в 1613 году в костромском Ипатьевском монастыре был благословлён на царство Михаил Феодорович, первый государь из династии Романовых. Список с чудотворной иконы, хранившейся в кафедральном соборе г. Костромы, был заказан задолго до окончания строительства Феодоровской церкви. Боковой придел верхнего храма был освящён во имя святителя Алексия, митрополита Московского, а нижний пещерный храм — в честь преподобного Серафима Саровского, другого небесного заступника царской семьи.

Интерьеры собора, выполненные в духе церковного зодчества XVII столетия, поражали своей красотой. Грандиозные размеры церкви, огромные опорные столпы, уходящие ввысь, наполненность пространства светом, создававшим ощущение лёгкости и воздушности, производили незабываемое впечатление. Огромный пятиярусный иконостас напоминал о могучем древе Православия. Иконы и утварь, изготовленные по старинным образцам, поражали высоким художественным мастерством и являли собой красоту духовного мира.

Нижний пещерный храм, обустроенный по проекту архитектора В.Н. Максимова, своим интерьером напоминал о другой стороне исконной русской религиозности. Полное отсутствие наружного света, низкие сводчатые потолки, расписанные фресками, тихое мерцание лампад, освещавших старинные образа, — всё это удаляло от мирской суеты и способствовало созданию молитвенной обстановки пещерных храмов древних монастырей. Здесь хранилось множество святынь, связанных с прп. Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба, в котором почивал преподобный до прославления, возду́х, лежавший на его главе. Эта «наша уютная пещерная церковь», как говорил государь Николай II, в присутствии царской семьи была освящена 27 ноября 1912 года епископом Серафимом (Чичаговым), будущим священномучеником.

Феодоровский собор являлся приходом императорской семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и царского конвоя. С 1914 года он получил официальный статус Государева собора. Левую сторону церкви во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую — казаки конвоя. За ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на них размещались офицеры и их семьи. На правом клиросе стояла императорская семья. «Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами!» — писал государь в своём дневнике.

Вскоре после освящения храма решено было построить рядом в древнерусской традиции целый комплекс зданий для священно- и церковнослужителей. Считается, что прообразом для Феодоровского городка послужил сооружённый в XVII веке царский дворец в селе Коломенском. Комплекс состоял из нескольких зданий, среди которых выделялись дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Жёлтая палата), баня и прачечная для жителей городка (Белая палата), трапезная с квартирой ктитора и канцелярией собора. Входом в городок являлись белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные орнаментальной резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII–XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезённого с берегов Волги. По мысли государя, Феодоровский комплекс был призван символизировать архитектурное единство российских городов.

После начала Первой мировой войны здесь был открыт лазарет для раненых, шефство над которым взяли великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Сюда в начале 1916 года был зачислен санитаром поэт Сергей Есенин, определённый также в канцелярию Государева собора. Периодически в стенах Феодоровского городка для раненых устраивались концерты. Так, один из них был дан 22 июля 1916 года в честь тезоименитства императрицы Марии Феодоровны и великой княжны Марии Николаевны. На нём выступил Великорусский оркестр струнных, духовых и ударных инструментов В.В. Андреева. Одно из отделений концерта представляло собой сценическую мозаику из былин, сказок, песен и поговорок. В ней участвовала жена поэта Александра Блока Любовь Дмитриевна, урождённая Менделеева, а ведущим концерта был Сергей Есенин.

С установлением советской власти в России Церковь Христова вступила в скорбный период своего существования. Государев храм ожидала участь почти всех церквей России: со временем он был закрыт, разграблен, предан осквернению. Постоянные аресты священнослужителей, их заключение в тюрьмы и концлагеря были причиной того, что с 1917 по 1934 год в Феодоровском храме сменились шесть настоятелей. Каждый из них оставался на этой должности не более двух лет, после чего оказывался арестованным, за исключением протоиерея Алексия Кибардина, служившего в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля — с 1922 по 1930 год. Официально собор закрыли по решению ВЦИК от 27 декабря 1933 года. Церковное имущество поделили между собой несколько музеев. Верхний храм — место молитвы святого государя Николая — был приспособлен под кинозал (экран расположили в алтарном пространстве). Нижнюю пещерную церковь превратили в склад киноплёнки и архив кинофотодокументов.

Во время Великой Отечественной войны Феодоровский собор подвергся сильным разрушениям: в его купол попал артиллерийский снаряд. В руинах храм простоял вплоть до 1980-х годов. По некоторым сведениям, после войны сельскохозяйственный институт устроил там овощехранилище. Что же касается городка, то уже в 1918 году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту. В 1982 году в его зданиях разместился филиал гостиницы «Мир». Лишь в 1991 году Государев собор, а вместе с ним и Феодоровский городок были возвращены Русской Православной Церкви. Наступило время возрождения духовной жизни, воссоздания поруганной, но не утраченной до конца красоты, наполняющей мир высоким и непреходящим содержанием.

Полковые храмы

Следующей церковью, которую мы посетили, стал так называемый Полковой храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1879 году после возвращения лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона с русско-турецкой войны усердием командира батальона Ричарда Трояновича фон Мевеса, в будущем генерал-лейтенанта, и купца Эраста Вайкова в казармах на Гатчинском шоссе была устроена домовая Сергиевская церковь. Её освящение было приурочено к двухлетию победы батальона над турками под Араб-Канаком 21 ноября 1877 года. На металлической доске, помещённой в храме, были начертаны имена погибших под Горным Дубняком, Араб-Канаком и Филипполем.

Церковь находилась на втором этаже трёхэтажного здания. Рядом играли полковые музыканты; под двумя храмовыми окнами, обращёнными на батальонный двор, находились выгребные ямы; внизу располагалась хлебопекарня, запахи из которой проникали в церковь, — всё это вызвало необходимость устройства отдельного помещения для Сергиевского храма. В 1889 году недалеко от казарм на Софийском плацу было возведено каменное здание, где разместились оружейная комната, учебный зал и новая церковь, рядом с которой соорудили временную звонницу. В 1903 году на средства купца Н.А. Протопопова по проекту архитектора А.Г. Успенского к зданию был пристроен алтарь, а с улицы сделан вход под новой высокой каменной колокольней. По мнению современников, этот храм являлся одним из лучших творений архитектора Успенского.

В настоящее время здесь располагается духовно-просветительский центр Царскосельского благочиния, где проходят различные культурные и патриотические мероприятия. Одной из важных задач сотрудники центра считают возрождение традиций русской культуры. Например, всем желающим, взрослым и детям, предоставляется возможность посетить творческие занятия в витражной мастерской и под руководством замечательных художников, участвующих в реставрации православных храмов, начать осваивать это сложное, но прекрасное декоративное искусство. Необходимо заметить, что в Царском Селе очень сильна витражная традиция. Достаточно вспомнить хотя бы витражи в алтарной части Знаменской церкви или витражный иконостас храма во имя мученика Иулиана Тарсийского.

В духовно-просветительском центре действует кружок авиамоделирования, и это неслучайно: неподалёку в 1911 году был построен аэродром, на котором регулярно проводились испытания новейших авиационных образцов того времени, а также проходили авиашоу, одни из первых в Российской империи. В годы Первой мировой войны на царскосельском аэродроме базировался авиаотряд, основной задачей которого было прикрытие с воздуха императорской резиденции. На занятиях по авиамоделированию ребята за кропотливым трудом буквально на практике познают интересные страницы из истории русской военной авиации.

Мы спешим в Софийский собор, который по повелению Екатерины II должен был стать храмом-памятником в честь русских побед в войнах с турками. Освящение церкви состоялось 20 мая 1788 года в присутствии императрицы. Через тридцать лет собор был передан расквартированному поблизости лейб-гвардии Гусарскому полку. При советской власти в 1933 году вышло постановление Ленинградского пригородного райисполкома о закрытии Софийской церкви. Здание собора передали 32-й механизированной бригаде, и оно использовалось как склад. Территория Софийской площади была превращена в учебный полигон. С 1960 года юго-западная часть площади занята гаражно-строительным кооперативом. Остальная территория была сильно замусорена, кое-где даже произошло заболачивание местности.

В 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх, обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины верующих и передаче ей собора. Такое решение было принято, и в храме, включённом в список памятников архитектуры федерального значения, начались реставрационные работы. Нам было приятно узнать, что новый иконостас, являющийся копией дореволюционного, в 1998 году изготовлен и установлен художниками-реставраторами «Вятских кустарных мастерских».

В честь святой Екатерины

Самый величественный храм в г. Пушкине — конечно же, Екатерининский собор, где пребывают мощи священномученика Иоанна Кочурова. В церкви хранится список с иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», который после расстрела отца Иоанна большевиками подарил прихожанам митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), будущий мученик за Христа. Сам же образ «В скорбех и печалех Утешение» в XIX веке прославился многочисленными чудесами на нашей Вятской земле. Когда мы рассказали об этом местному священнику, он любезно разрешил нам посетить приходскую музейную выставку, временно закрытую из-за съёмок, проводимых телеканалом «Союз». Здесь мы смогли увидеть удивительные макеты храмов Царскосельского благочиния, а также картины молодого художника Геннадия Яндыганова. Наши паломники даже попали в кадры, которые были показаны на телеканале «Союз».

Собор великомученицы Екатерины был заложен в 1835 году по указанию Николая I. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора К.А. Тона. Средства на постройку выделил Кабинет его величества. Освящение нового храма состоялось 24 ноября 1840 года в присутствии императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. На соборной площади было высажено двести тополей, привезённых из Голландии. В 1876 году по проекту архитектора А.Ф. Видова соорудили временную деревянную колокольню. В 1910 году причт Екатерининского собора обратился к городским властям с просьбой о возведении «колонной колокольни, соответствующей красоте храма, сооружение которой послужило бы ознаменованию памяти 200-летнего юбилея основания Царского Села». Однако колокольня не была построена…

В июне 1938 года Пушкинский райсовет подал в Ленсовет ходатайство о закрытии Екатерининского собора и сносе его «как не представляющего культурной ценности». Храм был закрыт и обнесён глухим забором. Церковную мебель, иконостасы и картины вывезли, а иконы разрубили топорами и сожгли в подвале. 10 июня 1939 года церковь взорвали. На бывшей соборной площади предполагалось устроить парково-архитектурный ансамбль, посвящённый А.С. Пушкину, установить памятник поэту, сделать бассейн с фонтанами и детские игровые площадки. Всё ограничилось созданием обычного сквера и установкой в 1960 году памятника В.И. Ленину.

После канонизации Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году протоиерея Иоанна Кочурова, служившего в Екатерининском храме и принявшего мученическую смерть в революционное время, рядом с местом, где находился до разрушения собор, был воздвигнут семиметровый деревянный крест. В 2006 году учреждён благотворительный фонд «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе». Важнейшей задачей работы организационного комитета по подготовке празднования 300-летия основания Царского Села стало возрождение Екатерининского храма. И уже 27 июня 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения нового собора. И вот в этом чудесном месте мы смогли помолиться и услышать житие прославленного во святых протоиерея Иоанна Кочурова.

Украшенный венцом мученичества

Протоиерей Иоанн Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника. После окончания Рязанской духовной семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую академию, а затем в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Первое время своего пребывания в Соединённых Штатах Кочуров жил в Нью-Йорке, где изучал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью протестантской Америки. Если в Северной Калифорнии, на Алеутских островах и Аляске православные приходы имели давнюю историю и были довольно многочисленны, то в большинстве остальных районов страны церковная жизнь ещё только зарождалась.

После принятия священного сана отец Иоанн получил назначение на должность настоятеля храма равноапостольного Владимира в г. Чикаго. Уже в первые три года своего пастырского служения он присоединил к Православной Церкви 86 униатов и пять католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек. Батюшка организовал в Чикаго Свято-Никольское братство, целью которого являлась социальная и материальная поддержка прихожан. Для этой же цели было создано Православное общество взаимопомощи, председателем которого епископ Алеутский и Аляскинский Тихон (Белавин), будущий Патриарх, назначил священника Иоанна Кочурова.

Когда батюшка прибыл в Америку, храм святого Владимира занимал небольшую часть арендованного здания, где также проживала семья священника. Отец Иоанн решил построить в Чикаго собор, что было очень рискованным делом: в чужой стране на бедном и малочисленном приходе такое ответственное и дорогостоящее начинание казалось невозможным. Но святитель Тихон благословил доброе намерение, а отец Иоанн в 1900 году взял единственный за многолетний срок служения в Америке отпуск и отправился в Россию, где за четыре месяца собрал деньги на постройку в Чикаго Троицкого собора, освящение которого состоялось в 1903 году. Через три года батюшку возвели в сан протоиерея и назначили благочинным Нью-Йоркского округа.

Вскоре отец Иоанн вернулся на Родину. Причиной для этого стали настоятельные просьбы тяжелобольного тестя, а также желание батюшки дать своим детям образование в России. В июле 1907 года, покидая дорогой его сердцу чикагский приход, с которым были связаны 12 лет его миссионерско-пастырского служения, протоиерей Иоанн Кочуров отправился в неизвестность, ожидавшую его на Родине. Прибыв в Санкт-Петербургскую епархию, он был приписан к Преображенскому храму г. Нарвы и служил здесь до конца 1916 года, основную часть времени уделяя преподаванию в местных гимназиях. А затем батюшку перевели на должность второго священника Екатерининского собора в Царском Селе.

Сюда отец Иоанн приехал с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился на военной службе). А вскоре произошла Февральская революция, затем — Октябрьская. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части, к городу из Петрограда двинулись отряды матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года они устроили артиллерийский обстрел. В городе началась паника. В Екатерининском соборе был совершён молебен о прекращении междоусобной братоубийственной брани, после чего состоялся крестный ход, на котором отец Иоанн произнёс проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний.

Вечером того же дня казачьи части покинули Царское Село. Утром 31 октября, не встретив сопротивления, в город вошли отряды большевиков. Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн протестовал и пытался выяснить, за что его задерживают. Вместо разъяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах сына-гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной: убийцы таскали батюшку за волосы, предлагая друг другу «прикончить его, как собаку». Через три дня, не выдержав потрясения, скончался и сын отца Иоанна, 17-летний юноша.

Протоиерея Иоанна Кочурова погребли в усыпальнице под Екатерининским собором. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший батюшку ещё по служению в Америке, написал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от рук большевиков. Эта смерть оказалась началом длинной чреды кровавых гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Покидая Царское Село, мы вспоминали слова святителя Тихона о том, что протоиерей Иоанн Кочуров вместе с другими новомучениками и исповедниками, среди которых — государь Николай II cо своей семьёй и сам Патриарх Тихон, сейчас предстоят Престолу Божию и молят за своё земное Отечество в такое непростое для всех нас время. Помоги нам, милостивый Господи, не забывать об этом.

Подготовила Надежда Шаповал

На фото:

— Феодоровский собор;

— Храм прп. Сергия Радонежского;

— Софийская церковь;

— Священномученик Иоанн Кочуров;

— Екатерининский собор;

— Екатерининский дворец в Царском Селе.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться