Богослужения архиерейским чином в Великую субботу совершатся в храме великомученика и целителя Пантелеимона

В Великую субботу 4 мая 2024 года в Пантелеимоновском храме города Кирова совершатся богослужения: Часы, изобразительны, Вечерня, Божественная литургия, освящение куличей. Начало богослужений в 8.00.

Приглашаем верующих разделить совместную молитву за богослужениями Великой субботы.

Великая суббота — день, исполненный тишины и покоя. Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды. Утром совершается удивительное богослужение, подобного которому больше нет во всем богослужебном цикле. В центре храма находится Плащаница – икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе.

После утреннего богослужения священник проходит, освящая пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

«Да молчит всякая плоть человека…» — смысл и история песнопения:

Великая Суббота — день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» — так поётся в стихире на вечерне. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби. В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «аллилуйя» на Литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» — все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.

В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

«Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»

Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными — его последователями-христианами — через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33).

Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» — пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис. 6, 2-3).

Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых — Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).

Пресс-служба Вятской Епархии
По материалам сайта foma.ru


Поделиться