Богословие любви

9 октября — день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Великого апостола Иоанна Евангелие часто называет «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную любовь к Себе любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь даёт дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4:17).

Иоанн — это тот апостол, который силой своей любви спас юношу, сделавшегося атаманом разбойников. Если, ещё живя на земле, он любовью своей избавлял людей от явной погибели и приводил ко Христу, то тем большее дерзновение и спасительную силу имеет любовь апостола по его смерти. И обычная молитва христианина, исполненная любви к согрешающему брату, обладает великой силой. «Если, — говорит апостол Иоанн в послании, — кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5:16). Какую же тогда силу имеет молитва возлюбленного Христом апостола!

Недаром Святая Церковь внушает нам взывать к нему: «Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый» — и призывает нас «ублажать Иоанна приснопамятного, от земли преселяющегося и земли не отступающего» духом своей любви, молитвой и сильной помощью. Там, где веет дух любви, легко и свободно дышится. Поэтому подойдём и мы безбоязненно к святому апостолу, хотя при грехах наших, которыми мы так оскорбляем Бога, приблизиться к нему нам страшно, войти в общение с сонмом святых, на которых мы так не похожи, мы едва ли способны.

Чему же учит нас своими словами и делами жизни апостол Иоанн, стяжавший такое дерзновение любви у Христа Бога? Тому, как и нам найти Господа, войти с Ним в блаженное общение и обрести всё, чего напрасно искала на земле душа, блуждая по путям, далёким от Бога. Как только явился на земле с проповедью о Христе великий Предтеча, апостол Иоанн тотчас последовал за ним, сделался его учеником, чтобы узнать о грядущем в мир Сыне Божием. А когда святой Предтеча рукой указал на Христа, то Иоанн тотчас же последовал за Ним и ходил неотступно всю жизнь.

Что же помогло апостолу так скоро найти Бога и следовать за Ним всю жизнь неотступно? Любовь к Господу и чистота сердца. Любовь к Богу уже от природы есть у каждого: как растение тянется к свету солнца, так точно человеческая душа любовью влечётся к солнцу духовному, к Богу, от Которого получила она не только бытие своё, но и образ. Подобное влечётся к подобному.

Посмотрите на испарения или на капли воды, как стремятся они соединиться в тучи или в ручьи, пока не сольются в одном океане. Не так ли и души человеческие стремятся слиться с океаном любви Божественной? Как капли воды тем скорее соединяются в ручьи и добегают до океана, чем меньше встречается препятствий на пути, чем он наклоннее, так точно и души человеческие соединяются с океаном Божественного бытия и любви тем скорее, чем больше в них самих наклонности к тому и чем менее страстей, стоящих на пути к Господу.

У святого апостола Иоанна и было такое сильное влечение к Богу, наклонность к общению со Христом. Так влеклась его душа любовью к Господу, когда Он явился. Так свободна была от всякой страсти, мешающей прийти ко Христу. Так сердце его было чисто, ибо истинная любовь чиста. И он первый исполнил то, чему учил чад Святой Церкви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15–16).

Только чистое сердце способно познать Бога и скоро найти Его, как и Сам Господь говорил, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чистое сердце в себе отображает Господа, как чистый глаз или чистое зеркало, и не может не видеть Бога. А в падшем человеке это зеркало запятнанное, разбитое. Вот почему у тех, у кого сердце затуманено, загрязнено страстями житейскими, оно не видит или почти не видит Бога. Как часто такие ищут Господа всю жизнь, вооружившись наукой, и не могут найти, так что сбывается на них слово псалмопевца: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог!»

Как часто люди, увлечённые страстями, совсем не хотят знать Господа. «Зачем это?» — говорят они и считают излишним изучить Христово Евангелие, писания богодухновенных апостолов и пророков. Не хотят знать, что было с Церковью Божией в века прежние и что будет в грядущие века. Напротив, любящему Господа от чистого сердца дано знание Бога, которое всаждено в природу человека. Чистое сердце в себе самом носит это знание, и нужно только прислушаться к голосу совести, к неизвращённым страстями природным влечениям собственной души — и знание Бога открывается человеку. Потому-то говорил Христос: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25).

А любовь помогает умножить знание. Ведь она делает человека внимательным к любимому, помогает заметить мельчайшие подробности его жизни, малейшие особенности его характера, сродняет с его духом. Не так ли и любовь к Богу помогает узнать Его более, чем долгое изучение богословия? Она сродняет с Господом, и тогда подобным легко познаётся подобное. Поэтому-то чистому сердцем и исполненному любви апостолу Иоанну дано было сделаться Богословом, извлечь «премудрости глубину» из персей Иисусовых вместе с блаженством любви, которой он пламенел ко Христу. В его учении о Боге Слове — начало того богословия, которое раскрыто на Вселенских Соборах учёнейшими пастырями и учителями Церкви, которые говорили о Троице, Её существе и Ипостасях, о двух естествах во Христе, соединённых неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Будем и мы стараться возлюбить Христа от чистого сердца. К Нему влечётся душа наша, ибо она по природе христианка, как говорил Тертуллиан. Любовь делает человека разумным, исполненным познания, которое глубже всякого научного и философского знания. Она наполняет душу сладостным блаженством, которое нельзя найти нигде на земле, ибо оно может неоскудно почерпаться лишь из неиссякаемого океана любви Божественной, любви Христовой.

Священномученик Фаддей (Успенский)
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться