Библиотека Ярослава Мудрого

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в течение февраля и марта во всех епархиях Русской Церкви проходили различные мероприятия, посвящённые Дню православной книги. Этот праздник связан с памятной датой — 14 марта 1564 года, когда вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол» диакона Ивана Фёдорова.

Празднование Дня православной книги имеет целью привлечение общественного внимания к сохранению книжной культуры, развитие интереса к чтению среди детей и молодёжи, а также популяризацию духовно-нравственной литературы. На приходах Вятской епархии, в общеобразовательных и воскресных школах, в музеях и библиотеках прошли тематические беседы, уроки, выставки и презентации. Уже более десяти лет особое внимание этому празднику уделяется в духовно-просветительском центре «Преображение» при Всехсвятском храме г. Кирово-Чепецка.

Вот и ныне в библиотеках города были развёрнуты передвижные выставки православной литературы из фондов приходской библиотеки. В воскресной школе состоялся конкурс духовной поэзии «Читая вечные страницы», в котором участвовали как юные прихожане, так и ребята из межрайонного комплексного центра помощи семье и детям. В приходской библиотеке была проведена интеллектуальная игра «Врата учёности. По страницам православных книг», а также состоялся конкурс на звание лучшего читателя. В библиотеке имени Н.А. Островского прошло просветительское мероприятие «Живое слово мудрости духовной». А в библиотеке имени Д.С. Лихачева 14 марта состоялась встреча с архивариусом Всехсвятского храма Викториной Плотниковой. Разговор шёл о благоверном князе Ярославе Мудром и об истории создания библиотек на Руси.

* * *

Считается, что первые книги в Русской земле появились ещё в IX–X веках. Они были рукописными, из пергамента, украшались золотом и драгоценными камнями и стоили очень дорого. Поэтому приобщение к чтению началось со знатных семей. Равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, особое внимание уделял грамотности приближённых. Из летописи известно, что в 988 году князь отдавал детей знати «на учение книжное» в открытых по его указу школах. В основном литература, которую читали ученики, имела церковное содержание или включала в себя исторические и философские сведения.

Подборки греческих и славянских книг для обучения грамоте можно считать первыми библиотеками, хотя этот термин на Руси ещё не употреблялся. В разных городах помещения для книг имели схожие названия: книгохранительница, книгохранилище, книгохранильня, хранительная казна, книжная клеть, книжная палата… Всё правильно: греческое слово «библиотека» переводится как «книга» и «хранилище». Впервые это слово встречается в Геннадиевской Библии 1499 года, первом полном собрании библейских книг в славянском переводе, сделанном новгородским архиепископом Геннадием. Но всё-таки термин «библиотека» был ещё для русских непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение: «Книжный дом». Второй раз «библиотека» встречается в Соловецкой летописи 1602 года, которая сообщала: «Построена у соборной церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотечное собрание книг, то оно относится к 1037 году, когда князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе Киева. Книги и другие памятники письменности в X–XI веках главным образом собирались в монастырях и больших соборах. Второй по времени и значению стала библиотека Софийского собора Великого Новгорода, построенного в 1045–1050 годах князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. Значительная часть её фонда дошла до нашего времени. В XI–XII веках появляются библиотеки при Печерском монастыре в Киеве, в Спасо-Евфросиньевской обители Полоцка, а также в монастырях Новгорода, Смоленска, Чернигова, Пскова, Владимира, Ростова, Курска и других городов. В тот период Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы.

В XIV–XV веках центр древнерусской книжности постепенно перемещается в Северо-Восточную Русь. В 1330 году Иван Калита заложил в Московском Кремле собор Спаса-на-Бору, снабдив его книгами из собственной казны, а также книжными древностями из Данилова монастыря. Предположительно, тогда было положено начало великокняжеской библиотеке в Кремле. Крупные книгохранилища появились в Чудовом, Троице-Сергиевом, Симоновом, Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Соловецком, Антониево-Сийском монастырях. «Собрание всех книг, чтимых на Руси» митрополита Макария положило начало будущей патриаршей библиотеке, которая с учреждением Святейшего Синода стала синодальной.

В XVII веке в царских приказах стали формироваться библиотеки светского характера: техническая — в Пушкарском приказе, медицинская — в Аптекарском, по истории, географии и внешней политике — в Посольском приказе. Реформы Петра I привели к появлению новых библиотек: цифирных, навигационных, ремесленных, горнозаводских и других. В 1714 году в Петербурге была открыта крупная многоотраслевая библиотека общественного пользования. Возникают научные и публичные библиотеки. При книжных магазинах и лавках создаются платные «кабинеты для чтения». В XVIII веке в моду вошло частное книгособирательство, стали появляться очень хорошие личные библиотеки.

* * *

Итак, первая библиотека на Руси была основана в 1037 году при Софийском соборе Киева святым князем Ярославом Мудрым. Об этом сообщает «Повесть временных лет» — первый летописный свод начала XII века. Преподобный Нестор Летописец утверждал, что «Ярослав, книги многие написав, положил в Софийской церкви, которую создал сам и украсил её златом и серебром». При великом князе Ярославе Владимировиче Киев становится политическим и культурным центром Руси. По образу Константинополя Ярослав Мудрый строит в городе новый Кремль и храм Святой Софии, при котором и была устроена первая русская библиотека. И это не случайно: Софийский собор был кафедрой киевского митрополита, центром духовной жизни всей Руси. При нём были организованы первые школы, трудились переводчики и переписчики книг.

Князь Ярослав заботился о просвещении русских людей. Летопись рассказывает, что он приказал в Новгороде «учить книгами» до 300 детей. За время его правления было переведено с греческого и других языков огромное количество книг, главным образом богослужебных. Исследователи уверены, что Ярослав Мудрый сам принимал участие в этой кропотливой работе. Кроме того, из разных книг брались отдельные отрывки и составлялись «изборники». Так умножалось число книг, которые постепенно входили в употребление.

Очень скоро на Руси стали появляться свои собственные произведения. Был составлен первый летописный свод 1037–1039 годов, написано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, в котором излагается духовно-нравственная суть русского Православия. Были разработаны основы первого сборника законов древнерусского государства «Русская правда», созданы «Изборник Святослава» и «Послание к Фоме, пресвитеру Смоленскому». Одними из первых русских авторов были два киевских митрополита — Иларион и Климент Смолятич, по сочинениям которых видно, что им были известны труды Гомера, Платона, Аристотеля и других философов, имевшиеся, скорее всего, в библиотеке Софийского собора. Вероятно, там же хранился древний архив: договора с Византией и другие документы древнерусского государства.

Сколько же книг находилось в библиотеке Софийского собора? В «Истории русов», написанной в конце XVIII века, сообщается: «Великие тысячи редких драгоценных манускриптов, писаных на разных языках». В других источниках указывается более скромная цифра — 1000. В четырёхтомном исследовании «История Киева» находим уточнение — 950 томов, а историк Русской Православной Церкви Е.Е. Голубинский считал, что 500. Но и сегодня точно неизвестно, сколько книг хранилось в библиотеке, ведь в летописи говорится: «Книг множество». Князь Ярослав Мудрый собирал библиотеку четверть века. Есть основания считать, что в неё вошли книги, принадлежавшие равноапостольному князю Владимиру, который любил «словеса книжные».

Нужно помнить, что рукописные книги были баснословно дорогими. Счастливый обладатель даже одного манускрипта считался богачом. Десяток книг стоил целое состояние. Сотню мог позволить себе лишь человек, в жилах которого текла царская кровь. Каждая рукописная книга была подлинным шедевром. Бумаги ещё не существовало, и тексты писались на пергаменте, сделанном из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось едва ли не целое стадо телят! Обложки изготавливались из сафьяновой кожи и украшались золотом, серебром, вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга. Интересно, что некоторые книги из библиотеки Ярослава Мудрого увезла во Францию в 1048 году как приданое его младшая дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. С тех пор монархи Франции до Людовика XIV, вступая на престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки русского князя Ярослава Мудрого.

* * *

Библиотеку киевского Софийского собора безуспешно пытаются найти уже много веков. Многочисленные пожары и разграбления Киева, его запустение после татаро-монгольского нашествия ставят под сомнение сохранность собрания манускриптов 1000-летней давности. Самые ранние бедствия, в которых упоминаются сожжённые книги, относятся к 1169 и 1206 годам: взятие Киева князем Мстиславом и нашествие половцев. Раскопки под Софийским собором были предприняты в 1916 году, когда вблизи храма произошёл обвал грунта. В результате открылась часть подземных переходов, внутри которых будто бы нашли берестяную записку: «Аще кто найде сей ход, тот найде велий клад Ярослава». Согласно отчёту археологической комиссии, раскопки были прекращены, чтобы предотвратить варварское разорение реликвий.

Существует множество предположений о возможном местонахождении библиотеки. Некоторые исследователи утверждали, что она была спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской Лавры. В 1653 году сообщалось, что в монастыре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году во время опустошительного пожара оно полностью сгорело. Высказывалось мнение, что библиотеку Ярослава Мудрого нужно искать в подземельях Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Ещё среди мест, где может находиться легендарное книжное собрание, называют «Зверинецкие пещеры» близ древнего Выдубицкого монастыря в Киеве. По одной из современных версий библиотека спрятана на территории разрушенной Спасо-Преображенской обители в урочище Межигорье. В любом случае можно лишь надеяться на будущее великое открытие утерянных книжных сокровищ древней Руси, собранных великим князем Ярославом Мудрым.

История и народ всегда удивительно точно называют правителей. Как писал Н.М. Карамзин, «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого. Он не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобия, не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил Отечество и любил народ свой». Такую память надо заслужить! Недалеко от входа в киевский Софийский собор стоит памятник из серого гранита. С него смотрит на нас святой князь Ярослав Мудрый. Под его рельефным изображением начертаны слова из «Повести временных лет»: «Сей же Ярослав, сын Владимира, насея книжными словесы сердца верных людей».

Подготовила Викторина Плотникова
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник» 

Поделиться