Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах.
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25, 13).
Великий вторник — время вспоминать обличение Господом книжников и фарисеев, его притчи и беседы: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
…На утрени Великого вторника вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
Притча о десяти девах — тема первых трех дней Страстной седмицы. Именно к ней отсылают тропарь Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.
Десять подруг невесты ждут жениха, пятеро засыпают, и у них заканчивается масло в светильниках. В это время должен прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и «неразумные девы» уже не могут туда попасть.
Вторая притча (о талантах) повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (мера веса) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одарит первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.
Обе притчи имеют эсхатологический характер, то есть касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории.
Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного.
Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это Сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.
…Святая Церковь этими воспоминаниями призывает верующих к духовному бодрствованию и совершенствованию, к развитию дарованных нам способностей и талантов и употреблению их на дела милосердия. Притчи предупреждают всех нас, что суд грядет. Он придет внезапно. И все мы будем держать свой ответ перед Богом.
Задумайтесь!
— Любите ли вы своего ближнего, как этого желает Господь?
— Способны ли принести плоды своей деятельности в радость Спасителю?
— Запаслись ли вы, как мудрые девы для встречи с Женихом, вместе со светильниками елеем добрых дел?
Помните!
Светильник веры без смирения и добрых дел угаснет. И поздно будет, когда стоя пред дверьми Царства Небесного с угасшими светильниками, мы услышим голос: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12).
Спешите очиститься от своих грехов покаянием и загладить их верой в Иисуса Христа, пострадавшего за нас.
Песнопения
В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования, взывая: «Жениха, братие, возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки»; «приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает; да преобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся».
По материалам открытых источников





