1 апреля в областном Дворце творчества детей и молодежи состоялся круглый стол, посвященный истории Георгиевской ленты и предстоящей акции «Георгиевская ленточка». В мероприятии принял участие руководитель Миссионерского отдела Вятской Епархии протоиерей Андрей Лебедев.
Ученики школ г. Кирова, под руководством педагога-организатора Дворца Александра Николаевича Кирикова очень интересно рассказали об истории Георгиевской ленты, Ордена Славы. Показывали презентации на данную тему. В ходе обсуждения выступили эксперты от общественных организаций — от «Боевого братства» — Владимир Помаскин, от Народного собора — Владимир Скворцов, от партии «Родина» Виктор Ситников, от Вятской епархии – протоиерей Андрей Лебедев, от движения «Суть времени» — Сергей Трила. Наиболее активным участникам вручили грамоты. По окончании беседы за чайным столом участники продолжили обсуждение мероприятия и поделились новыми планами.
… Геооргиевская леента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом.
Использовалась также как элемент Георгиевских знамён (штандарта) и аксессуар знамени и штандарта.
C 1917 года не использовалась на советских государственных наградах до моментов учреждения 8 ноября 1943 годаордена Славы, медали «За победу над Германией» 9 мая 1945 года и восстановления ордена Святого Георгия и Георгиевского креста в 1992 году.
Ленту не переставали использовать в своём прежнем качестве на Георгиевских наградах в Белых армиях, в Русском Корпусе.
Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получала от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. Носилась лента в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца. Орденский статут содержал следующее описание ленты:
«Лента шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых полосах».
Однако, как показывают изображения, на практике уже изначально использовался не столько жёлтый, сколько оранжевый цвет (с геральдической точки зрения и оранжевый, и жёлтый — лишь варианты отображения золотого). Статут 1833 года специально ленту не описывал, но статут 1913 года гласил:
«Лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо».
Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Обер-камергер граф Литта в 1833 году писал: «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня». Однако видный специалист по русской фалеристике Серж Андоленко указывает, что чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба: чёрный двуглавый орёл на золотом фоне.
В некоторых случаях Георгиевская лента использовалась как аналог соответствующей награды — ордена Св. Георгия, Знака отличия Военного ордена и Георгиевского креста. В тех случаях, когда кавалеры Знака отличия Военного ордена не могли получить сам Знак (например, во время обороны Севастополя в 1854—1855 гг.), они носили на форме Георгиевскую ленту. В годы Первой мировой войны Георгиевские кавалеры также носили Георгиевскую ленту в зимнее время поверх борта шинели.
Кроме того, единственный раз Георгиевская лента приобрела статус самостоятельной награды. Это произошло в 1914 году, когда за заслуги в проведении мобилизации генерал-лейтенанту А. С. Лукомскому была пожалована Георгиевская лента к уже имевшемуся у него ордену Св. Владимира 4-й степени (орден св. Георгия за мобилизацию невозможно было дать по статусу). Таким образом, он стал обладателем уникальной награды — ордена Св. Владимира на Георгиевской ленте. Награду шуточно называли «Владимир Георгиевич».
После упразднения большевиками старой наградной системы Георгиевская лента продолжала использоваться в наградных системах Белых армий. В частности, она использовалась на почётной награде Добровольческой армии — знаке «За Ледяной поход» и награде Восточного фронта, знаке «За великий Сибирский поход». Георгиевские цвета (георгиевские банты, шевроны, ленты на головных уборах и знамена) использовались в различных белых формированиях, особенно же участниками Ярославского восстания[6]. Атаман Анненков в конце 1918 г. дал «право ношения георгиевской ленты» ветеранам своего отряда «для отличия от вновь поступающих»[7].
В продолжение традиций георгиевской ленты в СССР 10 июня 1942 г. года была учреждена «Гвардейская лента». Гвардейская лента использовалась при оформлении нагрудного знака «Морская Гвардия», а также на краснофлотских фуражках (бескозырках).
Кроме того, изображение гвардейской ленты размещалось на знамёнах гвардейских объединений, соединений и частей (кораблей). Еще одной продолжательницей традиций Георгиевской ленты стала лента ордена Славы, утверждённая 8 ноября 1943 г., которая использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С началом акции Георгиевская ленточка в 2005 году в российских СМИ советскую «гвардейскую ленту» стали также называть «георгиевской». В отличие от орденской ленты она выдается даром всем желающим, которые прикрепляют её к одежде, сумкам и антеннам автомобилей в знак уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз такой акции «Я помню, я горжусь».





