При упоминании Великого Устюга, одного из древнейших городов на Русском Севере, многим в первую очередь представляется, что этот город-сказка – родина Деда Мороза. На самом деле таковым он стал совсем недавно. Уже с наступлением первых холодов сюда нескончаемым потоком на поездах, автобусах и машинах едут взрослые и дети, мечтающие встретиться с новогодним волшебством. Но они не знают, что настоящее чудо в этом городке нужно искать в другое время: лучше поздней весной, летом или в начале осени. Тогда тишина и неброская северная красота здешних парков по берегам рек Сухоны и Юга, величественные храмы, отражающиеся в зеркале воды, знакомство с православной историей Устюга и его святыми угодниками умиротворяют душу по-настоящему глубоко и целительно.
Гледен
Ранним утром автобус службы «С Вятки» остановился на берегу Сухоны рядом с гостиницей «Чайка». Пока паломники просыпались после ночного переезда, я отправилась в гостиницу, чтобы узнать о размещении нашей группы, и натолкнулась – не поверите! – на скульптуру С.М. Кирова. Оказывается, в советское время здесь был небольшой порт, где и стоял этот памятник, но в 1990-е годы всё пришло в упадок. Бесхозную скульптуру хозяин гостиницы решил сохранить и привёл её в порядок. После размещения в номерах наша группа вместе с гидом пешком отправилась на экскурсию по городу.
Первое документальное свидетельство об Устюге относится к 1207 году. Его предшественником был древнерусский город Гледен, основанный князем Ростовским Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году при слиянии рек Сухоны и Юга на месте бывшего финно-угорского поселения. Сейчас здесь стоит Троице-Гледенский монастырь. Это всё, что осталось от города, полностью уничтоженного в 1438 году вятчанами, после чего часть жителей переселилась в село Морозовица, основанное в 1440 году. Мы побывали в древней Троицкой обители, которая сначала была деревянной, а в XVIII веке её отстроили в камне: были возведены Троицкий собор, шатровая колокольня, церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери, ограда со сторожевой башней. После екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок и в 1841 году был упразднён. Лишь в 1912 году здесь возобновилась иноческая жизнь, но ненадолго: в 1925 году советская власть закрыла обитель. В её стенах поочерёдно находились колония, детдом, лагерь, дом инвалидов. Сейчас в помещениях монастыря располагается музей, который работает только летом.
Когда мы зашли в Троицкий собор, нашему взору открылся необыкновенный по красоте позолоченный иконостас, сооружённый в 1776–1784 годах. Образы в академическом стиле вызывают восхищение, но, мне кажется, они, скорее, являются шедеврами живописи, чем иконописи. Резьба иконостаса в стиле барокко отличается изысканностью и утончённостью. Поражённые увиденной красотой, мы задавались вопросом, как удалось сохранить всё это благолепие в небольшом провинциальном селе, в том числе в атеистические времена. Наверное, Господь по молитвам устюжских святых сохранил это место, чтобы приходящие сюда восхищались мастерством церковных умельцев, коими всегда славилась Русь.
Преподобный Киприан
Долгое время Сухона подмывала берег, на котором располагался Гледен. Это стало причиной переселения части жителей на противоположную сторону реки, где был основан Устюг. По одной из версий, такое название происходит от расположения города близ устья Юга. В 1212 году святым Киприаном Устюжским (день памяти — 12 октября) здесь был основан Михаило-Архангельский монастырь, что фактически дало толчок развитию города.
Преподобный Киприан прежде был богатым местным землевладельцем, но решил посвятить себя иноческой жизни, принял постриг и сначала поселился в Троице-Гледенской обители. Затем он поставил себе небольшую келью за земляным валом Устюга, где жил в трудах и молитвах. В 1212 году вместе с горожанами преподобный начал строить обитель и церкви в честь Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. Устюжане приносили всё нужное для монастыря, а некоторые становились иноками. Сам же Киприан передал новой обители всё своё имущество, пахотную и сенокосную земли, стал игуменом для братии и управлял Михаило-Архангельским монастырём более 60 лет. Скончался подвижник в 1276 году.
В 1651-м сильный пожар уничтожил деревянные здания обители. После этого были возведены каменные пятиглавый Михаило-Архангельский собор с шатровой колокольней, Введенская церковь с трапезной и надвратный Владимирский храм. Над местом погребения преподобного Киприана вместо часовни построили небольшую церковь в честь Преполовения Пятидесятницы с приделом святителя Киприана Карфагенского. В 1919 году монастырь был закрыт, а его здания передали под концентрационный лагерь. В 1924-м Михаило-Архангельский собор и Владимирская церковь были переданы музею. В годы Великой Отечественной войны на территории обители находилось Пуховическое военное пехотное училище, а с сентября 1945 года — автотранспортный техникум. В 1960-м архитектурный комплекс был взят под государственную охрану как объект культурного наследия. В настоящее время Михаило-Архангельский монастырь восстанавливается.
Праведные Иоанн и Мария
Считается, что Русский Север не затронуло монголо-татарское иго, хотя известно, что Устюг был разграблен монголо-татарами в 1238 году и что эти земли платили подати в ханскую казну. В древних рукописных святцах начальниками древнего Устюга назывались праведные Иоанн и Мария, которые жили в те времена. В середине XIII века хан Батый послал в Устюг сборщика податей Багуя. Пока корыстолюбивый и своевольный баскак грабил и унижал горожан, те терпели. Но когда он прельстился красотой Марии, дочери почтенного жителя Устюга, и за неуплату подати насильно взял её себе в наложницы, начались волнения, так что горожане решили даже убить бесчинника. Мария предупредила об этом Багуя, и он попросил прощения у устюжан, принял Крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией и дальнейшей добродетельной жизнью заслужил общее уважение.
Как рассказывается в житии, однажды на соколиной охоте Иоанн, утомившись, заснул под деревом. Во сне ему явился Иоанн Предтеча и велел заложить на этом месте церковь. Так появился храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановской горе, а позднее – Предтеченский монастырь. Иоанн и Мария, скончавшиеся в преклонных годах и погребённые при Вознесенской церкви, при жизни были знакомы с преподобным Киприаном, основателем Михаило-Архангельской обители, а также помогали блаженному Прокопию, самому известному устюжскому святому, который находил у них приют и любил беседовать с ними.
Блаженный Прокопий
Святой Прокопий, небесный покровитель Великого Устюга, возможно, первый юродивый на Руси в молодости был… ганзейским купцом! Жил он в прусском городе Любеке, воспитывался в католической вере, рос в роскоши и богатстве. В 1243 году после смерти отца молодой человек прибыл в Великий Новгород и настолько впечатлился духовной и внешней красотой наших церквей и монастырей, что принял Православие, раздал бедным всё своё имущество и взял на себя подвиг юродства ради Христа. Скоро слух о его святости разошёлся по городу и окрестностям, и тогда блаженный ушёл от людской славы в Устюг. Здесь Прокопий терпел голод и холод, ходил в рубище, едва прикрывавшем тело, спал в любую погоду в некрытом сарае, на голой земле, на куче навоза… Он ходил по городу, размахивая тремя кочергами, вёл себя, как безумный. Над ним насмехались, его ругали и били, а он по ночам обходил все храмы города и на папертях со слезами молился за обидчиков.
По преданию, праведный Прокопий в 1290 году избавил Устюг от каменно-огненной тучи. За неделю до сильной бури с грозой и смерчем блаженный стал призывать горожан покаяться в грехах, чтобы избежать гибели от огня и воды. Никто не поверил ему, но когда страшная туча накрыла город и началось землетрясение, устюжане сбежались в Успенский собор. Там праведный Прокопий молился пред иконой Благовещения Богородицы, и его заступничество отвело беду от Устюга: каменный град выпал в двадцати километрах от него.
Угодник Божий имел пророческий дар. Как известно из жития святого, он предсказал трёхлетней девочке Марии, что та станет матерью святителя Стефана Пермского, просветителя зырян. День смерти также был открыт праведнику. Блаженный Прокопий преставился 8 июля по старому стилю 1303 года вблизи ворот Введенского монастыря. Общецерковное прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году. Мощам угодника Божия можно поклониться в Прокопьевском храме Великого Устюга.
Иоанн Устюжский
Нам также довелось приложиться к мощам ещё одного прославленного в лике святых устюжского юродивого – блаженного Иоанна. Он родился в XV веке в семье зажиточного земледельца села Пухово, что недалеко от Устюга. Своим поведением Ваня отличался от других детей: он не участвовал в юношеских забавах, питался только хлебом и водой, по ночам молился. Родители сначала пытались убедить сына быть, как все, но потом смирились. Со временем семья переселилась в городок Орлов в 40 верстах от Устюга. После смерти отца мать Ивана приняла постриг в Орловском Троицком монастыре и со временем стала его игуменьей. Туда же она взяла сына, который совсем замкнулся, стал ещё более молчаливым, так что многие считали, что он не в своём уме. Блаженный отрок этому мнению только радовался. Через некоторое время он перешёл из Орлова в Устюг и начал юродствовать, подобно блаженному Прокопию.
Иоанн жил на соборной площади в хижине, построенной для него благочестивыми местными жителями. Ночью молился, а днём бегал по улицам босиком, как помешанный, то в разодранном грязном рубище, то почти голый. И так было летом и зимой, в лютые северные морозы. Его дразнили, бросались в него грязью, палками и камнями, били, а он никогда не сердился на обидчиков, а лишь молился за них. Но были у юродивого и сочувствующие. Священник Успенского собора Григорий решил узнать, что делает Иоанн, когда его никто не видит. Однажды зимой, когда в церковной трапезной топилась большая печь, а богомольцы после вечерней службы разошлись, батюшка спрятался за дверями и увидел, как юродивый, решив, что никого рядом нет, встал на молитву. Больше часа он молился за лжецов и льстецов, а затем, перемешав в печке угли и перекрестившись, со словами «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» лёг в печь на горящие угли. Перепуганный священник бросился к юноше, но тот мгновенно вышел из печи и строго потребовал от отца Григория, чтобы тот никому не говорил о том, что видел, до самой смерти Иоанна. Священник дал слово.
Скончался блаженный Иоанн Устюжский в молодом возрасте 29 мая по старому стилю 1494 года после долгой молитвы. Очевидцы свидетельствовали, что выглядел он, как Ангел: у него были сияющее лицо и «тело, аки снег». После смерти праведника слава о его прозорливости и святости разошлась по Устюжской земле. Те, кому он помогал при жизни, уже не должны были скрывать добрые поступки и подвиги Иоанна. Блаженного с честью похоронили, а позже на месте его погребения построили церковь в честь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня.
Соборное дворище
Если вернуться к истории, то нужно заметить, что с середины XIV века всё чаще прослеживалась взаимная агрессия в отношениях Устюга и Новгорода. Последнему принадлежали просторы Русского Севера, богатого пушными зверями, рыбой и солью, но без Устюга невозможно было контролировать весь Сухоно-Двинский водный путь, так что новгородцы шесть раз нападали на город. В конце XIV века при великом князе Василии I Устюг окончательно закрепился за Московским княжеством. Благодаря выгодному географическому положению (в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю) он продолжал развиваться как торговый центр. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период город стал именоваться Великим. XVII век стал для Устюга временем расцвета, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути.
В XVIII столетии после завоеваний Петра I и обретения Россией выхода к Балтике Великий Устюг утратил прежнее торгово-транспортное значение, но продолжал процветать благодаря торговле с Сибирью. Через город проходил путь из Архангельска в Сибирь, значение которого ещё больше возросло после отмены Екатериной II государственной монополии на торговлю с Китаем. Устюжские купцы везли на восток хлеб, предметы ремёсел, а оттуда возвращались с пушниной, китайскими товарами. В 1763 году перепись насчитала в Великом Устюге более 600 купцов, и треть из них тогда находилась в Сибири. Говорят, что устюжский говор дал начало сибирскому.
Удобство торговых связей способствовало развитию художественных ремёсел. Местные иконописцы были настолько известны, что их приглашали расписывать храмы во многие города, а устюжанин Фёдор Зубов ведал росписью соборов и палат московского Кремля. Также славились устюжские резьба по бересте, просечное железо, изделия из серебра. Кстати, во время экскурсии мы познакомились с необычным музеем ювелирного предприятия «Северная чернь», где каждый из нас своими руками изготовил на алюминиевой плашке (кто же нам доверит серебряную!) красивый сувенир-снежинку.
В 1930-е годы был нанесён большой урон самобытному архитектурному облику Великого Устюга: были разрушены и обезображены многие храмы, в частности, снесены церкви Иоанна Предтечи, Святой Троицы, благоверного Александра Невского, вмц. Варвары, прп. Варлаама Хутынского, Воскресения Христова, Рождества Христова, апостола Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, а также Яиковский Филипповский монастырь. Слава Богу, сохранилось Соборное дворище, уникальный храмовый комплекс Великого Устюга, расположенный на месте древнего детинца, внутренней городской крепости. Архитектурный ансамбль включает в себя старинные Успенский собор с колокольней, храм Прокопия Праведного, собор блж. Иоанна Устюжского, архиерейский дом и ещё несколько церквей и хозяйственных построек. Оценить во всей красе Соборное дворище можно только с другого берега Сухоны: храмы стоят очень близко друг ко другу, и издали кажется, что это единое здание, невероятно сложное и восхитительное. Центральный Успенский собор (1619–1659) «оброс» великолепными церквями, о каждой из которых можно много рассказывать. Жаль, что в этот раз не получилось побывать здесь на богослужении, но всё-таки мы ощутили намоленность этих северных святынь.
Вечером прогулялась по городу и его набережной. Удивительно: мы в пути провели почти целую ночь, днём были экскурсии и различные мастер-классы, но спать совершенно не хотелось. Возможно, это потому, что северное солнышко не спешило уйти за горизонт, согревая своими лучами в том числе и наши души. Сюда хочется вернуться снова, чтобы опять обрести внутреннюю тишину и поклониться устюжским святым – молитвенникам Русского Севера.
На фото:
– Икона прп. Киприана;
– Икона праведных Иоанна и Марии;
– Икона блж. Прокопия;
– Икона святого Иоанна;
– Михаило-Архангельская обитель;
– Троице-Гледенский монастырь;
– Соборное дворище.







