Лето – это время отпусков, поездок и новых открытий, которые могут подарить нам, например, круизы по Волге. Проплывая на теплоходе г. Калязин в Тверской области, путешественники всегда любуются колокольней, парящей над рекой. Мне очень хотелось побывать там и узнать историю города, частично ушедшего под воду. И вот в этом году моя мечта сбылась.
Истоки
Первое упоминание о Калязине, основанном новгородцами поселении, относится к XII веку. Обитель Николы на Жабне, располагавшаяся на правом берегу Волги в устье рек Пуды и Жабни, в славные для неё времена была «богата утварью и серебром». Вокруг крепости-монастыря возникла Никольская слобода. Затем на противоположном берегу Волги появились слободы Калязинская и Пирогово рядом с другой обителью — Троицкой Макарьевой, которая также была крепостью. Так река разделила поселение на две части, а потом произошло их объединение. Указом Екатерины II в 1755 году Калязин стал уездным городом. В 1780-м у него появился свой герб: в верхней части щита — Тверской герб, в нижней — старинные деревянные монастырские ворота среди зелёного поля. И это было справедливо: основание Калязина связано с обителью Николы на Жабне.
В XIX – начале XX века город, наверное, мог считаться и деловым, и достаточно зажиточным, чему способствовало удобное расположение, близость к Москве и развитие различных промыслов: кузнечного, портновского, валяльного, кружевного и гончарного. В Калязине работали две сапоговаляльные фабрики, кирпичный, крахмальные, мыловаренные заводы, маслобойня. В городе производились уникальные цветные изразцы, на которых изображались диковинные цветы, птицы и звери. Кружева плели из льна и шёлка. Их украшали золотом, жемчугом, мехом горностая, металлической фурнитурой и отправляли в Москву, Санкт-Петербург, а также за границу. В Калязине имелись школы, несколько училищ. Здесь проживали славные купеческие семьи Рыжковых, Коровкиных, Семёновых и Ляховых, развивавших местную промышленность и торговлю и отличавшихся благотворительностью. Калязин жил обычной жизнью уездного городка, каких много было в России. Хотя драматург А.Н. Островский, бывавший здесь, и отозвался о нём как о месте сонном и бедном, но у каждого своя правда…
А ещё этот город называют русской Атлантидой. Когда в 1939 году построили плотину для Угличской ГЭС, в следующем году две трети Калязина оказались под водой. Центральная улица города теперь словно уходит в Волгу. Затоплен оказался и Троицкий Макарьев монастырь. Эту обитель основал прп. Макарий, первый тверской святой, канонизированный в 1547 году.
Калязинский чудотворец
Преподобный Макарий (в миру Матвей Васильевич Кожин) происходил из рода тверских бояр. Он родился в селе Грибково, находившемся недалеко от города Кашина. В детстве обучившись грамоте, мальчик полюбил чтение божественных книг. Придя в совершенный возраст, размышляя о мирской суете, он решил принять монашество, но его родители оказались против. Они убеждали сына, что и в миру можно спастись, приводили в пример многих святых, живших брачной жизнью. Матвей как покорный сын не хотел огорчать родителей и сказал: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему желанию».
Юноша сочетался браком с девицей Еленой из семьи дворян Яхонтовых. Проводя в супружестве благочестивую жизнь, Матвей с женой договорились, что тот из них, кто переживёт другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество. Через год умерли родители Матвея, а ещё через два года скончалась его супруга Елена. Теперь ничто не держало молодого вдовца в миру. Немедленно раздав всё имущество нищим, он ушёл в кашинский Клобуковский монастырь и принял постриг с именем Макария. Инок неуклонно посещал храм Божий и неустанно трудился на разных послушаниях, а всё остальное время посвящал молитве и бдению, усердно читая жития святых и другие божественные книги, стараясь подражать прежним подвижникам.
Прожив немало лет в Клобуковском монастыре, прп. Макарий стал помышлять об уединении. Игумен, видя искренность его желания, дал ему отеческое наставление и благословил на пустынножительство. Святой Макарий нашёл место недалеко от Кашина близ реки Волги в густом лесу. Здесь он поставил себе келью и стал подвизаться в посте и молитве. Никто не мешал его уединённому духовному деланию. Дикие звери не нападали на него, а ласкались к нему, и преподобный делил с ними свою скудную пищу. В скором времени к нему пришли семь старцев из Клобуковского монастыря, иноки из других мест, и так возникло пустынное братство. Была построена небольшая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Братия постоянно умножалась, и появилась потребность в игумене. Сам прп. Макарий по смирению отказывался принять это звание, а предлагал его другим, хотя и руководил духовной жизнью обители.
Он ввёл строгий устав монастырского общежития, установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по кельям, а только в общей трапезе. Сам преподобный показывал пример строгой жизни, трудолюбия и смирения. Со всеми обращался просто и ласково. Но не все иноки могли соблюдать монастырский устав так, как желал основатель обители. Из-за этого один за другим были смещены два игумена. Братия умолила святого Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. Несмотря на высокий сан, преподобный по-прежнему вёл самый простой образ жизни.
Нужно сказать, что основанием новой обители не все были довольны. Владелец окрестных земель Иван Коляга с самого поселения прп. Макария в лесу смотрел на него неблагосклонно. А когда была устроена церковь и увеличилась братия, нелюбовь эта превратилась в открытую вражду. Коляга боялся, что с расширением монастыря к нему отойдут его земли, и решился устранить святого Макария, даже если придётся его убить. Но Божиим вмешательством злой умысел не только не осуществился, но и послужил к пользе обители и славе преподобного. Сначала смерть постигла семью Коляги, а потом и сам он тяжело заболел. В таком несчастии он усмотрел Божие наказание за свой злой замысел, приказал отнести себя к святому Макарию, у ног которого просил прощения и молитв. Преподобный сказал: «Бог простит тебя», долго поучал его, говоря о тленности земных благ и о мирской суете. Кроткое поучение святого Макария так подействовало на Ивана Колягу, что он принял монашеский постриг и все свои земли передал обители. С тех пор прп. Макарий стал именовать это место Колязиным (Калязиным).
Кроме упомянутого Коляги были и другие постриженики, которые жертвовали монастырю свои земельные владения и делали большие денежные вклады. Но святой Макарий заботился не столько о материальном благополучии обители, сколько о душевном спасении братии, поступал по евангельскому слову: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Молитва его была чудодейственна, и многие ради неё получили от Господа прощение грехов, исцеление души и тела.
Когда прп. Макарий достиг глубокой старости и телесные силы его ослабели, он не оставил подвиг бдения и молитвы. В марте 1483 года его постиг тяжкий недуг. Восьмидесятилетний старец почувствовал приближение своей кончины и, призвав к себе братию, сказал: «Возлюбленные отцы и чада! Я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Богу, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о своём спасении, пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братья: если я имею дерзновение к Богу, то по моём отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится». Благословив иноков, преподобный приобщился Святых Христовых Таин и, сказав: «Слава Богу о всех, аминь», предал дух свой Господу. Кончина святого Макария последовала 17 марта 1483 года. Оплаканный братией, преподобный был погребён близ Троицкой церкви. Над его могилой возвели деревянную часовню.
Троицкий храм со временем обветшал, и в 1521 году дмитровский купец Михаил Боронков, почитавший святого Макария, которого видел в детстве, пожелал построить новую каменную церковь. После водосвятного молебна игумен Иоасаф водрузил крест на месте будущего алтаря и благословил копать ров для основания храма. Тогда был найден гроб, не подвергшийся тлению, от которого исходило благоухание. Игумен не сомневался, что это святые останки прп. Макария. Тотчас возле старой церкви устроили палатку и благоговейно перенесли туда гроб, отслужили над ним панихиду. Затем его вскрыли, и в нём лежало тело святого Макария, за 38 лет не подвергшееся тлению. Даже священные ризы не пострадали. Это событие произошло 26 мая 1521 года. Мощи преподобного вскоре из временной палатки были перенесены в старую деревянную церковь, а потом переложены в дубовую раку и торжественно поставлены на правой стороне нового каменного храма, построенного купцом Боронковым.
Многие недужные, с верою приходившие к новообретённым мощам, получали чудесные исцеления. Например, известен такой случай. В монастырской богадельне жил человек по имени Иван, у которого ноги иссохли, как дерево, и скорчились. Он 12 лет только ползал, опираясь руками на маленькую клюку. Увидев однажды, что у гроба прп. Макария священники служат молебен, несчастный с трудом подполз к ним и попросил помолиться о нём ко Господу и Его угоднику. Батюшки, окропив калеку святой водой и открыв раку, хотели приподнять страдальца, чтобы тот смог приложиться к мощам. Но в это самое время к изумлению и ужасу всех ноги Ивана выпрямились, он встал и сам смог поцеловать святые останки преподобного.
Времена бед и расцвета
Предсмертные слова преподобного Макария сбылись: его обитель не оскудела, а распространилась. Монастырь посещали московские цари, делавшие богатые пожертвования и освободившие его от повинностей и налогов. Поклониться мощам угодника Божия в разное время приезжали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил и Алексей Романовы, Пётр I, Екатерина II, Александр II. Царь Борис Годунов с супругой и детьми, побывавшие здесь в 1599 году, принесли в дар преподобному Макарию великолепную серебряную раку, в которую в их присутствии были переложены мощи угодника Божия.
В Смутное время Калязин стал одним из центров русского освободительного движения против польско-литовских интервентов. Главным героем защиты монастыря и калязинских слобод стал молодой князь М.В. Скопин-Шуйский, который в 1609 году под стенами Троицкой обители на протяжении нескольких месяцев формировал армию против войск Лжедмитрия II и польско-литовских захватчиков. Здесь, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиевой Лавре и Москве, он отразил нападение гетмана Яна Сапеги. Однако уже через несколько месяцев, в мае 1610 года, Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен польскими войсками. Им удалось прорваться внутрь обители и поджечь её. Все защитники монастыря, укрывшиеся в трапезной, сгорели заживо. Мощи преподобного Макария враги разбросали по обители, а серебряную раку разрубили на части и увезли, как и казну и все ценные вещи. После ухода поляков остался только разорённый каменный Троицкий храм, одиноко высившийся над пепелищем.
В том же ХVII столетии Макарьев монастырь одним из первых был отстроен заново. На его территории были восстановлены и возведены заново пять храмов: Троицкий собор, Сретенская церковь, храм в честь прп. Макария, Алексеевская и Успенская церкви. Была перестроена белокаменная монастырская ограда, достигавшая в высоту более десяти метров. Её украсили угловые башни и входные ворота. Были возведены двухэтажные корпуса для настоятельских покоев и келий братии, а также редчайшей архитектуры столпообразная колокольня высотой около 62 метров. Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой, в которой находилось около тысячи книг. Имелась и своя книгописная мастерская. В архиве обители хранились царские, княжеские, патриаршие и архиерейские грамоты ХV–ХVI веков. При монастыре сложилась своя ремесленная школа. Калязинские иконописцы, резчики и каменщики приглашались на работы в другие обители и храмы. Вокруг величественного Троицкого монастыря с каждым годом рос и укреплялся город Калязин.
Главный храм обители —двухпрестольный Троицкий собор — представлял собой очень красивое сооружение: над его кровлей возвышались пять глав, покрытых железом. Средняя была украшена позолоченными звёздами и увенчана вызолоченным крестом. Пол собора был устлан чугунными плитами. Главной достопримечательностью церкви являлся четырёхъярусный иконостас, а святыней — мощи преподобного Макария в серебряной раке. Внутри Троицкий собор в 1654 году был расписан фресками на библейские темы. Их площадь занимала тысячу квадратных метров. Фрески Калязинской обители — чрезвычайно интересное явление в русской культуре переходного периода между средневековьем и новым временем.
Русская Атлантида
В 1920 году Троицкий Макарьев монастырь был закрыт. В зданиях обители были устроены колония для беспризорников, дом отдыха для рабочих московского электрозавода и пионерский лагерь, а также историко-краеведческий музей, основанный И.Ф. Никольским. В 1926 году у Никольского попросили опись имеющихся колоколов. Он, пытаясь их сберечь, сообщил, что таковых не имеется. Однако комиссия из Главнауки приказала уничтожить колокола.
В 1920-е годы возникла идея расширения реки Волги и построения на ней гидроэлектростанций. Этот проект — детище «Волгостроя», специального строительно-монтажного управления НКВД, которое занималось строительством Рыбинского и Угличского гидроузлов. Проект смогли реализовать в 1935–1941 годах силами только советских специалистов, а главное — трудами и жизнями заключённых Волголага. Два огромных водохранилища затопили множество старинных городов, сёл и деревень с их храмами и монастырями, домами, лесами, лугами и пашнями. Вода поглотила две трети г. Калязина, где находилось большинство архитектурных и исторических памятников. Процесс затопления был долгим и окончательно завершился в 1943 году. Волга поднялась на 17 метров, покрыв 530 домов, Троицкий Макарьев монастырь, Николаевский собор, Предтеченский храм, церковь Рождества Христова и другие храмы. И это неполный список.
В 1939 году величественный архитектурный комплекс Троицкой обители был взорван; кирпич и камень пошли на бытовые нужды. Однако фрагменты настенной живописи были спасены экспедицией Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина в январе–феврале 1940 года при температуре, достигавшей -32℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов, большая часть из которых была передана в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 направлены в другие музейные собрания. Краеведческий музей из обители перенесли в Богоявленскую церковь, где он работает по сей день. Здесь хранились мощи преподобного Макария, а в 1988 году их передали в Троицкий храм г. Твери. В 2012-м по Волге крестным ходом их возвратили в Калязин для положения в Вознесенском храме.
Ныне на месте затопленной обители можно увидеть небольшую возвышенность, которую называют «монастырскими островами». Они заросли травой, кустарником и деревцами. Летом это любимое место отдыха калязинцев. В 2000-е годы инициативной группой верующих на возвышенности была построена из красного кирпича башня-часовня в знак возможного возрождения древней обители. Там периодически совершаются молебны.
Непотопляемая колокольня
Во время трёхчасовой остановки в Калязине и небольшой экскурсии по городу нам удалось побывать у Никольской колокольни, подняться на её первый ярус и полюбоваться восхитительными видами, подать записку на молебен свт. Николаю Чудотворцу, который здесь периодически служат. Это святое, намоленное за много веков место. Пятиярусная колокольня высотой в 74,5 метра построена в стиле классицизма в 1800 году при Николаевском соборе (воздвигнут в 1694 году) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Она имела 12 колоколов, самый большой из которых весом более 16 с половиной тонн был отлит в 1895 году в честь восшествия на престол царя Николая II. В начале XX века над звонницей установили механические часы-куранты.
В 1932 году советская власть использовала здание Николаевского собора для Дома культуры, а перед затоплением церковь разрушили. Колокольню же оставили в качестве маяка: для движения гружёных барж и других судов по разлившейся Волге был необходим ориентир, потому что река делала в этом месте довольно опасный поворот. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню всё-таки надо снести, так как она немного накренилась, но в конце 1980-х годов фундамент укрепили, а вокруг был создан искусственный островок с причалом для лодок. В 2007 году в колокольне была совершена Божественная литургия, в 2016-м на звоннице установили пять новых колоколов, а в 2021 году прошли масштабные ремонтно-реставрационные работы.
Во время экскурсии мы посетили старинный Крестовоздвиженский кладбищенский храм, где находится гроб преподобного Макария. К сожалению, за неимением времени мы не побывали на другом берегу реки в Вознесенской церкви, где почивают мощи святого. Что такое неполных три часа для пребывания в древнем городе с множеством святынь, исторических памятников и музеев?! Надеюсь, когда мы приедем сюда с вятскими паломниками, выделим достаточно времени, чтобы проникнуться духом этого небольшого, но значимого для России и нашей Церкви города. В этот же раз его посещение произвело на меня двоякое впечатление: и грусть, и радость одновременно. Я долго стояла на палубе теплохода, провожая взглядом непотопляемую Никольскую колокольню, которая парит над гладью водохранилища, скрывшего разрушенные церкви и монастыри. Она стала символом города, но думаю, что её можно считать и символом России: какие бы волны житейской бури не обрушивались на нашу Родину и на нас, всегда к Небу будут тянутся главки православных храмов и колоколен, эти свечи народной веры и молитвы, и по милости Божией сохранятся церковные острова спасения. А с плеском речной воды сливался звук колокольного звона, но это если слушать сердцем…
На фото:
— Никольская колокольня;
— Троицкий Макарьев монастырь;
— Троицкий собор;
— Икона прп. Макария.
Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»




