Под защитой «Спаса из тюрьмы»

Есть такое народное поверье: рождённый в мае всю жизнь будет маяться. К счастью, к герою нашего повествования, появившемуся на свет в 1872 году в начале этого месяца, сказанное относится лишь отчасти: «маяться» ему как представителю духовенства пришлось лишь после революции 1917 года в последние полтора десятилетия жизни, завершившейся на 61-м году вдалеке от родных мест в среднеазиатском Ташкенте.

Речь идёт о последнем дореволюционном правящем архиерее Вятской епархии Никандре (в миру Николае Григорьевиче Феноменове). Уроженец Орловской губернии, он по окончании Киевской духовной академии, где принял монашество и был рукоположен во священный сан, служил Господу и людям в Туле и Грузии, а после рукоположения во епископа — на Костромской земле и в Санкт-Петербурге. С марта 1914 года владыка возглавлял Вятскую кафедру. Каким он тогда был, можно увидеть на снимке, найденном в Российском государственном историческом архиве архивистом Глазовской епархии Глебом Кочиным. Оставить кафедру епископ Никандр был вынужден в ноябре 1918 года по причине ареста большевиками, которые, кстати, не предъявили ему, в то время члену Священного Синода, никаких обвинений. Местом первого заключения вятского владыки стала Бутырская тюрьма.

В этом же печально известном узилище находился в то время в третий раз лишённый новой властью свободы профессор Московского университета Иван Александрович Ильин (1883–1954). Высланный в 1922 году на «философском пароходе» в Германию, он стал одним из крупнейших европейских мыслителей, автором получивших всемирную известность трудов, посвящённых русской идее. Не были чужды ему и поэтические опыты. Среди них юмористическая поэма «Наше жилище, или Быт и Бытие изгнанников», впервые опубликованная в 1999 году в одном из томов вышедшего в России «Собрания сочинений» И.А. Ильина. Это духовно-философское произведение, написанное шестьюдесятью годами ранее в Швейцарии и напоминающее своим ритмом сказки Александра Пушкина, представляет собой своеобразный путеводитель по квартире, которую автор и его жена снимали в небольшом городке Цолликоне. При этом, как отмечает скрупулёзно исследовавшая поэму филолог Ольга Тульская, «важными особенностями данного автобиографического произведения является соединение лирики, юмора и почти документального описания реальности».

Изображая свой рабочий кабинет, Иван Александрович особое внимание уделил иконе «между дверию и крышей», названной им «Спасом из тюрьмы». О святом образе Ильин сообщил следующее:

Я обрёл его когда-то,

В третий раз быв заключён

И случайно приведён

От бутырского солдата

В камеру, где накануне

Два святителя земли,

Осужде́ны бывши втуне,

В миг последний вознесли

Пред иконой в подкрепленье

Исповедное моленье…

Мне Никандр, епископ Вятский,

Разрешил любовью братской

Взять икону навсегда…

И с тех пор, когда беда

Угрожает мне ловитвой,

Я горячею молитвой

Пред иконою молюсь

И спокоен становлюсь…

Такие слова такого человека дорогого стоят!

Надо сказать, что не был чужд поэтического вдохновения и преосвященный Никандр. Так, известно его стихотворение «Ревнителю Православия», ставшее гимном проводимого в наши дни фестиваля православного кино «Вечевой колокол». С большим успехом его исполняет знаменитый Кубанский казачий хор, которым руководит положивший стихи на музыку композитор Виктор Захарченко. Текст гимна таков:

Пусть ноги устали, болит твоя грудь,

И спину ты можешь едва разогнуть,

И пусть бы хотелось тебе отдохнуть,

Работы так много ещё впереди.

Иди и буди, иди и буди!

Иди и буди ты уснувших людей,

Скажи им, что враг — среди Божьих полей,

Их хочет засеять травою своей.

Когда их разбудишь, тогда отдохни…

Иди и буди, иди и буди!

Иди и буди равнодушных людей,

Глаголом их жги вдохновенных речей,

Зови их к подножью святых алтарей.

Буди равнодушных, их сна не щади.

Иди и буди, иди и буди!

Пока ещё враг ожидает зари,

Пока не погасли совсем алтари,

Пока не свалился, — иди, говори…

Работы так много ещё впереди.

Иди и буди, иди и буди!

Эти стихи, написанные, судя по содержанию, во времена атеистического террора, стали для многих православных на долгие годы девизом и программой действий.

На фото:
— Епископ Никандр (Феноменов);
— И.А. Ильин. 1922 год.

Владимир Семибратов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться