Образ верным словом и житием

26 февраля — день памяти священномученика Зосимы Трубачёва, имя которого в мае прошлого года решением Священного Синода было включено в Собор вятских святых, так как отец Зосима несколько лет служил в селе Подосиновце на территории современной Кировской области.

Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуге Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачёва. Первоначальное образование получил в духовном училище города Никольска. Затем Зосима Васильевич поступил в Вологодскую семинарию, а в 1914-м — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1918 году. Трубачёв, рождённый в семье священнослужителя, с детства любил храм и богослужение. Духовных наставников он нашёл среди старцев Зосимовой пустыни, которых часто посещал ради душевной пользы. Также на его жизненный выбор повлияли инспектор Московской духовной академии, известный богослов, проповедник и духовный писатель, будущий мученик за веру архимандрит Иларион (Троицкий) и профессор академии священник Павел Флоренский, религиозный философ, учёный и поэт. Под руководством отца Павла Зосима Трубачёв написал кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам».

За год до окончания духовной академии Зосима Васильевич вступил в брак с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера. Имея прекрасный слух и певческие данные, Трубачёв ещё в семинарии с успехом заменял регента, а позднее управлял вторым академическим хором. Он любил не только церковную, но и народную музыку, а также вокальные произведения русских классиков. Любовь к пению впоследствии привил своему сыну Сергею, ставшему диаконом и известным церковным композитором.

24 марта 1918 года Зосима Трубачёв был рукоположен во диакона, а 8 мая Патриарх Тихон совершил его священническую хиротонию в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, где почивают мощи преподобного Сергия Радонежского. Через некоторое время молодой батюшка получил назначение в Богородице-Рождественский храм села Подосиновца. Бывший настоятель этой церкви протоиерей Николай Подьяков 24 сентября 1918 года претерпел мученическую кончину от рук чекистов. Отец Зосима с усердием продолжил пастырское дело священномученика Николая. Он не ограничивал свои труды только храмовым богослужением, а с отеческой заботой посещал больных в отдалённых селениях прихода, устраивал воскресные беседы, на которых изъяснял истины православной веры, неустанно проповедовал Слово Божие, проводил антисектантскую работу. Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, истово, полностью уходя в молитву.

Особенной чертой пастыря была любовь к детям. На Рождество в доме батюшки устраивалась ёлка для приходских ребят. В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии Георгиевны родились трое детей. Кроме того, Трубачёвы взяли на воспитание 13-летнюю девочку-сиротку. С младшим сыном однажды произошло событие, которое вся семья однозначно восприняла как чудо. Мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, младенец впал в забытье. Отец Зосима ушёл в другую комнату и стал горячо молиться, и сын проснулся вполне здоровым.

В 1922 году священника впервые арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей, и он был заключён в тюрьму в Великом Устюге. Однако вскоре его освободили, и батюшка вернулся в Подосиновец. В 1924 году отец Зосима был переведён в Иваново-Вознесенскую епархию, которую тогда возглавлял епископ Августин (Беляев), будущий священномученик. В середине двадцатых годов православные Иваново-Вознесенска (с 1932 года — город Иваново) переживали один из самых тяжёлых периодов своей церковной истории. Обновленцы при поддержке безбожной власти захватили почти все храмы. Епископу Августину запретили жить в кафедральном городе, и он приезжал сюда только для совершения богослужений. В отце Зосиме владыка нашёл твёрдого и мужественного защитника Православия и в 1925 году назначил его с возведением в сан протоиерея настоятелем Введенской церкви, клир которой склонялся к обновленчеству.

Службы на приходе тогда совершались небрежно, церковное пение было почти полностью заменено концертным исполнением молитв. Отец Зосима приложил много усилий, чтобы наладить уставное совершение богослужений. Батюшка, несмотря на угрозы власти, не согласился отменить крестные ходы. Однажды во время ночной пасхальной службы, когда верующие вышли из храма, чтобы крестным ходом пройди вокруг церкви, их стали теснить безбожники, выкрикивавшие ругательства. Но ивановские рабочие, прихожане храма, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих. По инициативе протоиерея Зосимы рядом с Введенской церковью была построена небольшая колокольня и установлен порядок ежедневного звона. По воскресеньям батюшка проводил беседы с прихожанами на религиозные темы. В своих проповедях он убеждал многочисленных слушателей всецело предать себя воле Божией, без страха исповедовать Христа, не отрекаться от Него.

Из русских подвижников отец Зосима особенно чтил преподобного Серафима Саровского. В июле 1926 года вместе с прихожанами он совершил поездку в Саров, большую часть пути от Арзамаса пройдя пешком. Паломники побывали в Саровском монастыре и в пустыньке, где на камне тысячу дней и ночей молился прп. Серафим. На обратном пути остановились в Дивеево и прошли с молитвой по канавке Царицы Небесной. Отец Зосима посетил блаженную Марию Ивановну, которая, отступив от своего обыкновения бушевать и ругаться при посетителях, приняла его весьма ласково. Сам батюшка имел общительный характер, легко сближался с людьми и церковными, и мирскими; к нему тянулись люди и простые, и образованные. Но при этом отец Зосима всегда оставался священником, пастырем Церкви, и его интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нём внутренней молитвенной настроенности.

В 1926 году власти арестовали епископа Августина и выслали его в Среднюю Азию. В Иваново-Вознесенске остались две его дочери, ещё в младенчестве лишившиеся матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам. 22 июля 1928 года батюшка был арестован в числе других ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что «возбуждали у верующих недовольство и протест против административной высылки бывшего епископа Августина». 7 сентября того же года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Зосиму Трубачёва к трём годам ссылки в город Вельск Вологодской области. В 1929 году наказание ужесточили, и священник был направлен в исправительно-трудовой лагерь в Архангельской области на лесоразработки. Слабое здоровье батюшки было на пределе, и он с трудом выдержал определённый ему срок заключения.

В 1932 году отцу Зосиме разрешили поселиться в г. Юрьеве-Польском Владимирской области без права служения в Церкви. Он устроился на работу счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действующем городском храме в честь бессребреников Космы и Дамиана, тайно причащался в алтаре. На клиросе под его руководством пели тогда старые монахини из закрытой властями Петропавловской обители. В 1934 году из заключения вернулся епископ Августин, получивший назначение на Калужскую кафедру. Архиерей предложил протоиерею Зосиме поехать вместе с ним. Батюшка, хорошо зная владыку Августина, с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в городе Малоярославце.

Отец Зосима понимал, что здесь его могут снова арестовать, а потому, чтобы оградить своих домашних от репрессий, написал в анкете, что является одиноким. Пастырь готовился к мученичеству и воспринимал своё служение в Малоярославце как последний шаг к нему. В городе в то время находились многие исповедники веры. Протоиерей Роман Медведь, вернувшийся из лагеря смертельно больным, до самой своей кончины получал помощь от протоиерея Зосимы. Также Трубачёв познакомился с семьёй высокообразованного священника Михаила Шика, который прежде работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, которую возглавлял отец Павел Флоренский.

26 января 1938 года протоиерея Зосиму арестовали по обвинению в «активной контрреволюционной работе» и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Батюшка категорически отказался признать себя виновным. 19 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачёв был казнён 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой и погребён в безвестной общей могиле. На письменный запрос родственников осенью 1938 года о судьбе отца Зосимы последовал ответ: «Десять лет без права переписки». Лишь в конце 1960-х годов стало известно о его расстреле. В 1994-м Трубачёва реабилитировали, а в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил протоиерея Зосиму к лику святых. Диакон Сергий Трубачёв написал о сщмч. Зосиме: «Жизненный и пастырский путь моего отца окончился мученической смертью. Предвидя её, он остался верен своему священническому призванию. В памяти моей духовный облик его неотделим от наставления апостола Павла, читаемого на иерейском кресте: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».

Фото:

— Студент Московской духовной академии Зосима Трубачёв с супругой;

— Протоиерей Зосима Трубачёв. Таганская тюрьма, 1938 год;

— Священномученик Зосима Трубачёв.

Архимандрит Дамаскин (Орловский),
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века»
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться