Благословение Святогорца

Иногда с нами происходят удивительные события, которые мы называем чудесами. Для верующих людей они — свидетельство присутствия Господа в нашей жизни, Его заботы о нас. Порой это ответ на наши сомнения, уверяющий в Божием благословении доброго начинания. Думается, именно таким чудом можно считать следующий случай, произошедший накануне нынешнего Рождества Христова.

Несколько лет назад жительница Вятки Людмила Михайловна Татаринова приобрела маленький домик в селе Кобре Даровского района. До этого она не раз ездила сначала одна, а затем с паломниками в небольшую женскую обитель в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Пиксуре того же района. Красивые, тихие места на правобережье реки Моломы так ей приглянулись, что она со временем обосновалась в Кобре.

Это село древнее, можно сказать, намоленное. С 1806 года здесь на самом видном месте стоит Введенский храм. В наши дни в нём начались восстановительные работы, которыми руководил Георгий Касьянов, чьи предки покоятся на местном кладбище. В 2021 году перед алтарём церкви установили поклонный крест на месте погребения священника Филиппа Шубина. Насельницы пиксурского монастыря разыскали правнучку отца Филиппа Надежду Шубину, и по её инициативе в Кобре изготовили этот крест.

На его освящении Людмила Михайловна узнала много нового о достойной священнической династии Шубиных, и вскоре возникла идея создать в Кобре небольшой музей, посвящённый истории села. Одну из частей экспозиции предполагалось посвятить роду Шубиных. Выяснилось также, что дядей супруги протоиерея Филиппа был вятский священник Симеон Авдиевич Веснин (1814–1853), вошедший в историю Русской Православной Церкви как иеросхимонах Сергий Святогорец. Последние годы жизни он провёл на Афоне и составил описание обителей Афонской горы. Два года Людмила Татаринова собирала материалы для музея: старинные книги, фотографии, монеты, орудия труда и предметы быта. Важное место среди будущих экспонатов занимал замечательный литературный памятник — шутливая поэма «Вани-вятчане», которую Веснин, прекрасно владевший литературным слогом, написал ещё в молодости. И всё-таки Людмилу Михайловну смущало сомнение: будет ли востребован этот музей и почему именно она собирает историю села, в котором живёт совсем недавно?

И вот накануне Рождества Христова ей захотелось почитать хорошие стихи. Книг в доме достаточно, но рука почему-то потянулась к самой старой, изданной в 1911 году в Санкт-Петербурге. Это сборник «Родная поэзия», составленный известным публицистом, выпускником Московской духовной академии И.В. Скворцовым. Людмила Татаринова читала его и раньше, но возвратиться к доброму и светлому всегда приятно. Книга открылась произвольно, «как Бог послал», и перед глазами оказалась надпись «Святогорец» и два стихотворения «На могиле отца» и «На что Ты, Боже вечный…». Никакой пометки о том, что они принадлежат афонскому иеросхимонаху, ни дат жизни, ни времени написания. Творения отца Сергия хорошо известны, многократно издавались, и тем не менее найти некоторые его стихи очень трудно. Поэтому не лишне привести хотя бы один из тех, что прочла Людмила Михайловна.

На могиле отца

Непробуден сон могилы…

Прах мой милый и родной!

Где возьму я столько силы,

Чтоб не плакать над тобой?

О! Какою тайной дивной

Твой загробный жребий скрыт!

О! Как чудно сон могильный

Разрушает и живит!

Тщетно горькими слезами

Я здесь плачу: жребий твой

Был отмечен здесь трудами,

Там готов тебе покой.

С верой в милость Провиденья

Над тобою, прах родной,

Я склонюсь в слезах моленья:

«Боже вечный и святой!

Дух отца в Твоих селеньях

Со святыми упокой!»

Надо заметить, что за этими грустными строками скрывается глубокое горе. Отцом иеросхимонаха Сергия Святогорца был дьячок села Пищальского Авдий Евсигниевич Веснин, человек трудолюбивый, странноприимный и набожный. В 19 лет он обещался до смерти содержать своего деда Мартына Викуловича Веснина, пищальского пономаря, а впоследствии к своим шестерым детям принял ещё двух сирот-племянников. Этому добрейшему человеку, его супруге Елене и их 17-летнему сыну Павлу было суждено умереть практически одновременно в 1827 году при эпидемии тифа. Семёну Веснину, ученику Вятского духовного училища, шёл тогда 14-й год. Если бы не вера в благой Промысл любящего нас Бога, ведущего нас к блаженной вечности, трудно было бы пережить такое горе, как и то, что постигло Веснина, когда он, став священником, служил в селе Ацвеж. Всего год молодой батюшка пробыл в браке: его супруга умерла вскоре после родов, а через два года преставилась их дочка.

Затем было принятие монашества, паломничества по святым местам, жизнь на Афоне, духовно-литературные труды. «Письма Святогорца» иеросхимонаха Сергия (Веснина), переведённые на разные языки, стали одной из лучших книг своего времени об Афоне. Известны его духовные стихотворения «Кающийся», «Наша Пасха» и другие. И вот в старинном издании оказались ещё два небольших произведения отца Сергия, косвенным образом связанного с селом Коброй. Для Людмилы Михайловны эта рождественская находка стала ответом на все её сомнения, как бы благословением Святогорца.

Владимир Алексеев
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться