Преображение на Угре

Конечно, главная святыня Калужской земли — знаменитая Свято-Введенская Оптина пустынь. В очередной паломнической поездке службы «С Вятки» мы посетили это удивительное место, помолились великим Оптинским старцам. Но хотелось побывать и в других, пусть и менее известных калужских монастырях. Ещё когда собирались в путешествие, вспомнили, как иерей Игорь Шиляев неоднократно рассказывал о Спасо-Преображенской женской обители в селе Спас рядом с Воротынском. И вот после ранней Литургии в Оптиной пустыни мы отправились в это неизвестное для нас место. Подъезжая, мы затаили дыхание от красоты окружающей природы. Такое же впечатление производил и сам монастырь. Прежде чем оказаться на территории обители, нам пришлось преодолеть небольшой подъём, совсем как остаток пути на знаменитую гору Фавор на Святой Земле. И в самом Спасо-Преображенском монастыре меня не покидало ощущение, что мы находимся на Фаворе, где Господь преобразился пред апостолами.

Победное стояние

На высоком живописном берегу близ слияния рек Угры и Оки в начале XVI века князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским была основана Спасо-Преображенская обитель. На выбор места, вероятно, повлияло событие Стояния на Угре, этот подвиг русского народа в борьбе с иноземным игом. О его значении Н.М. Карамзин писал в своём труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединённое с конечным падением Большой или Золотой Орды». В истории нашей страны было немало битв, в которых русские воины сражались храбро и самоотверженно, но Стояние на реке Угре — рубежное событие. После него русская государственность перешла в новое качество: княжество Московское обрело суверенитет и державную стать.

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русь, которая продолжала платить дань Орде. Но вот на великокняжеский московский престол взошёл Иван III, мудрый политик, собиратель русских земель. Он перестал платить дань, и татарский хан Ахмат, которому великий князь литовский и король польский Казимир IV обещал содействие, решил наказать непокорного русского князя. И вот летом 1480 года «вся ордынская сила» двинулась на Русь.

Часть боярства призывала князя Ивана отступить, оставив Москву на разграбление, но он двинул войско навстречу врагу. В столицу в те дни привезли Владимирскую икону Божией Матери, спасшую город от нашествия Тамерлана. На берегах реки Угры сконцентрировались основные силы двух враждовавших армий. Попытка ордынцев переправиться через реку натолкнулась на сопротивление русских воинов во главе с сыном великого князя Иваном Молодым. В жаркой схватке верх одержали русские. Не решаясь снова вступать в бой, враги начали переговоры, правда, их требования оставались высокомерными: хан Ахмат требовал от Ивана III знаков покорности, а также дань за семь лет.

В те дни великий князь получил послание своего духовника, обеспокоенного вестью о переговорах: «Пишет богомолец твой, господин, архиепископ Вассиан Ростовский, шлёт благословение и челом бьёт. Молю, о боголюбивый государь, не прогневайся на меня смиренного, что первым дерзнул заговорить с твоим величеством откровенно ради твоего спасения. Нам подобает помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать. Ныне дерзнул я написать твоему благородству, как Бог вразумит меня, на крепость и утверждение твоей державе».

Архиепископ Вассиан призывал князя Ивана встать стеной против врага, не обращая внимания на сторонников осторожной тактики: «Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается, и губит христиан, и более всего похваляется одолеть твоё Отечество, а ты перед ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к нему послов. А он, окаянный, всё равно гневом дышит и моления твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но ты не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и Он тебя укрепит, ибо Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. А ещё дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать в ухо твоё слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своём стаде, к которому тебя Дух Святой поставил».

Патриотическая убеждённость учёного архипастыря произвела сильное впечатление на князя и его окружение, добавило решимости Ивану III, хотя он и не во всём последовал советам владыки Вассиана. Н.М. Карамзин писал по этому поводу: «Никто ревностнее духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества». Горячая молитва пастырей и всех русских людей возносилась к Богу о Святой Руси, и Господь внял слёзным прошениям народа. По распоряжению великого князя Ивана отряд звенигородского воеводы Василия Ноздреватого, который должен был действовать в тылу войск хана Ахмата, двинулся к ордынской столице. Кроме того, русским удалось перерезать пути снабжения вражеского войска продовольствием. На генеральное сражение татары так и не решились и убрались восвояси, разорив по дороге многострадальный Козельск. Отступление Ахмата русские люди восприняли как чудо Божие, случившееся по молитвам Божией Матери, а потому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III вернулся в Москву победителем, а Московское государство стало независимым не только по сути, но и юридически. Очень важно, что победы удалось достичь практически бескровно. Вскоре, уже при Иване IV, Русь стала доминировать над Казанским царством.

Князья Воротынские

На месте Великого стояния на реке Угре князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, был основан Спасо-Преображенский монастырь, первое письменное упоминание о котором относится к 1511 году. Воротынские происходили из рода князей Черниговских и имели в своём родословии святого князя Михаила Всеволодовича, погибшего в Орде. В XV веке князья Воротынские находились в подданстве Литвы, но гонения на православную веру послужили побудительной причиной к их переходу со своими вотчинами под защиту Москвы. Православные князья понимали важность молитв за них иноков, посвятивших свою жизнь Богу, а потому создавали монастыри в своих пределах.

Веря, что «доброхотного дателя любит Бог», они благодетельствовали и другим обителям, жертвуя земли, деньги, церковную утварь. В XVI веке князья Воротынские утратили свои родовые владения. В правление Ивана Грозного они периодически попадали в опалу, и некоторые представители этого рода окончили свою жизнь в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре, где, начиная со второй половины XVI столетия, Воротынские стремились быть погребёнными. Неизвестно, есть ли подобные родовые захоронения в Спасо-Преображенской обители, но в монастырский синодик имена князей Воротынских занесены на вечное поминовение.

По преданию, Архангельская обитель, что в «Крайшинском стану», также была основана Воротынскими. Впервые она упоминалась в документах в 1626 году, а в 1681-м стала приписной к Троицкому Лютикову монастырю, который тоже имел своими благодетелями, а возможно, и основателями князей Воротынских. Непосредственное участие в строительстве этой обители принимал князь Владимир Иванович.

Пожертвованиями Воротынских пользовался и Шаровкин Успенский монастырь. Богоугодная жизнь основателя обители инока Феогноста Шаровки обратила на себя особое внимание князя Ивана Михайловича, который вместо первоначальной деревянной церкви воздвиг каменный храм, считающийся одним из красивейших в Калужской земле. Князь Иван Михайлович Воротынский, прославившийся в ратном деле в первой четверти XVI столетия, скончался в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре, куда был сослан Иваном Грозным по необоснованному подозрению в измене.

Сыновья князя Ивана Михайловича построили в Шаровкиной обители соборный храм Успения Божией Матери с приделом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ктитором этой церкви являлся князь Александр Иванович, который в 1565 году преставился ко Господу, приняв иноческий образ с именем Арсений. Князь Михаил Иванович тоже делал щедрые пожертвования Шаровкину монастырю. Возможно, это был самый знаменитый и талантливый представитель рода Воротынских. Среди его заслуг и героическое участие во взятии Казани, и знаменитая битва при Молодях, и устройство оборонительных рубежей на южных границах Русского государства. Неслучайно пограничники считают его первым в ряду своей профессии. Заслуги князя Михаила Ивановича перед Отечеством были велики, но вместо благодарности его, обвинённого в колдовстве, отправили полумертвым от пыток в ссылку на Белое озеро, по дороге куда он умер от ран. Князь Иван Алексеевич, последний из Воротынских, по своей матери приходился царю Алексею Михайловичу двоюродным братом. Род князей Воротынских дал России не только смелых воевод, мудрых государственных мужей, но и церковных благотворителей, заботившихся о благолепии храмов Божиих и иноческих обителей, где на протяжении веков за них возносилась благодарная молитва.

Возрождение иноческой жизни

В Спасо-Преображенском монастыре имелись две каменные церкви. Преображенский собор, один из редких древних примеров шатровой архитектуры, был возведён в середине XVI столетия, а рядом в следующем веке построили двухшатровую Введенскую церковь. Обитель упразднили по реформе 1764 года, а два её храма стали приходскими. В 1930-е годы их закрыли и разграбили…

23 октября 2022 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, небесного покровителя Калужской земли, был торжественно открыт Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Но первый раз инокини во главе с игуменьей Николаей приехали сюда в 1999 году. Матушка Николая, восстановившая из руин Свято-Никольскую Черноостровскую обитель в г. Малоярославце, зажгла в сёстрах веру в возможность воссоздания древнего монастыря, который имел тогда безотрадный вид. С печалью докладывали инокини владыке Клименту о той картине, которая предстала пред ними, однако им было преподано архипастырское благословение на возрождение монашеской жизни в этом святом месте. Было решено в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отслужить молебен в разорённой Введенской церкви. Вот как вспоминают о том дне насельницы Спасо-Преображенской обители:

«Сейчас в храме тепло и благолепно, горят лампадки, а тогда у церкви не было кровли, из-за чего своды трапезной разрушились, а по стенам поползли разломы. В стене первого этажа в советские годы пробили проём для проезда автомобилей. Метель задувала через окна прямо в храм, и свечи то и дело гасли. Пол ископали «кладоискатели», так что невозможно было найти ровного места. Но всё-таки обстановка была величественная: священник читал акафист, а все сёстры пели, и как же было хорошо, что даже холода не чувствовалось! Потом пошли в Преображенский собор. Впечатление от него — это храм-свеча, храм-богатырь. Запели стихиры праздника Преображения Господня, и тут нахлынула новая волна благодати. Летом снова приехали сюда незадолго до Преображения, чтобы приготовить собор к молебну. Целый день выносили из храма мусор, рубили заросли из бузины и крапивы вокруг церкви. В праздник отслужили молебен. Пришли и первые прихожане. Сразу же стала своей теперь уже почившая бабушка Аня. Она сильно плакала после богослужения, рассказывая, что ещё девочкой пела здесь на клиросе».

Лишь в 2007 году здания монастыря были переданы в ведение Калужской епархии. Митрополит Климент смог найти средства на восстановительные работы. Это стало настоящим чудом, когда осквернённые храмы стали постепенно приобретать свою прежнюю красоту. Велика была радость сестёр, когда в обители впервые прошла архиерейская служба. Перед ней побелили церковь, настелили дощатый пол, сделали простой фанерный иконостас. Хотелось после службы угостить владыку и гостей скромной трапезой, но где накрыть стол? Пришлось поставить его вдоль аварийной стены Введенского храма среди зарослей сорной травы и битых кирпичей. Потом митрополит Климент много раз служил в монастыре в лучших условиях, но та первая благодатная служба среди руин запомнилась навсегда. В то время в обители ещё не было ни электричества, ни воды, ни дороги, ни дома для насельниц, но со временем Господь послал добрых людей, которые помогали возрождать Спасо-Преображенский монастырь.

Когда мы с паломниками разглядывали фотографии, какой была обитель в годы запустения, не могли поверить, что её так быстро удалось восстановить. Два белоснежных шатровых храма с колокольней создают гармоничный архитектурный ансамбль. Преображенский собор монументален и в то же время лаконичен. Изящная двухшатровая Введенская церковь, построенная в стиле Русского узорочья, утешает взор своей радостной архитектурой. Господь благословил этот монастырь многими почитаемыми святынями. Например, в особом резном кресте, который выносится из алтаря в праздники для поклонения, хранится частица Животворящего Креста Господня. Особо почитается Владимирская икона Божией Матери. Одно из празднований в её честь (6 июля) установлено в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. Поэтому Пресвятая Богородица через Свой Владимирский образ особо покровительствует обители, основанной на месте Великого стояния на Угре. Почитается в Спасо-Преображенском монастыре и камень, привезённый с Фавора, на котором произошло событие Преображения Господня.

А ещё здесь особо чтят ученика преподобного Тихона Калужского святого Никифора. Подвизался ли этот угодник Божий в Спасо-Преображенской обители, насельницы не знают, но чувствуют его молитвенное покровительство. Начав восстанавливать разрушенный монастырь, сёстры ощутили, несмотря на окружавшую «мерзость запустения», особую намоленность этого места. Видно, иноки, подвизавшиеся здесь пять веков назад вели высокодуховную жизнь, сочетавшую молитву и труд. Вот и нынешние насельницы молятся и несут различные послушания по хозяйству: работают в саду и огороде, ухаживают за курами и коровами, а собранные средства тратят не только на украшение монастыря (сейчас возводится ограда, в планах строительство воскресной школы, большой трапезной, музея Великого стояния на Угре), но и на дела милосердия. Инокини духовно окормляют учреждения для сирот и инвалидов, женскую колонию в г. Калуге, участвуют в других благотворительных проектах.

Мы ещё раз обошли монастырскую территорию, покидать которую совершенно не хотелось. Снова поднялись на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на долину рек Оки и Угры. Говорить не хотелось. Мы смотрели вдаль, размышляя о сокровенном. Думаю, что у многих в этом святом месте произошло какое-то внутреннее преображение, как когда-то на горе Фавор у учеников Господа. И это замечательно, если свет православной веры касается нашего сердца, ведь в этом и есть смысл паломничества.

Фото:

— Спасо-Преображенский Воротынский монастырь;

— Роспись «Стояние на Угре»;

— Памятник князю Михаилу Воротынскому.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться