В маршруте очередной паломнической поездки службы «С Вятки» значился подмосковный город Серпухов, где пребывает чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но, к сожалению, с размещением в гостинице при монастыре нам отказали ввиду приезда другой очень большой паломнической группы. В срочном порядке пришлось решать, где могли бы остановиться вятские богомольцы. Просматривая за компьютером возможные варианты, увидела ссылку на Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь в Коломне, позвонила туда и к своей радости услышала, что нас готовы принять. Правда, некоторые паломники, узнав, что посещение Серпухова отменяется, отказались от поездки, сказав, что только ради «Неупиваемой Чаши» хотели ехать. Но Господь всё заранее знал и собрал в путешествие тех, кому оно было необходимо.
Старо-Голутвин монастырь
Давно уже мы так не плутали по дороге, как в этот раз, несмотря на наличие навигатора. Наконец наш автобус остановился у стен Старо-Голутвиной обители. Монах Авраамий, ответственный за приём паломников, определил нас в гостиницу, после чего мы поспешили в храм на всенощное бдение. Каково же было наше удивление, когда мы поняли, что накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского попали на престольный праздник, который возглавил наместник монастыря архимандрит Варлаам. На торжественном богослужении пел хор Коломенской духовной семинарии. Радости нашей не было предела, когда на одном из церковных столбов мы увидели большую икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»! После службы нас ждал необыкновенно вкусный ужин, а затем экскурсия по обители, которую для нас любезно провёл отец Авраамий.
Существует несколько версий толкования названия «Голутвин». Вот как писал в конце XVIII века историк и археограф Г.Ф. Миллер: «Все тамошние места почти до монастыря заливает вешняя вода, отчего везде голый песок и травы мало, а в старину, сказывают, был там густой лес, в котором жили разбойники. Имя «Голутвин» произошло от «голудбы», то есть сонмища голых людей, не только ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». А современные специалисты в области топонимики считают, что «голутва» — это вырубка, поляна в лесу. Так ещё до основания обители называлось это место. В древности по правому берегу Москвы-реки недалеко от её устья шумел лес, где после вырубки деревьев появилась обширная поляна, на которой позднее вырос монастырь.
Основание обители относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Большинство исторических источников связывает это событие с обетом, данным благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Богоявленский Голутвинский монастырь был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Князь сам выбрал место для обители и просил прп. Сергия Радонежского прийти благословить его. Игумен Сергий пешком отправился в Коломну и благословил место для строительства монастыря в честь Богоявления Господня.
Также Димитрий Донской просил преподобного возложить на одного из своих учеников послушание быть настоятелем будущей обители. Выбор прп. Сергия пал на священноинока Григория, известного своей добродетельной жизнью, которому Радонежский чудотворец вручил игуменский жезл из чёрного дуба. Эта святыня благоговейно хранилась в Голутвином монастыре до самого его закрытия в 1920-х годах. Опись ризницы первой половины XVI века донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и его аналойном кресте, пожертвованных им в новую обитель. Предание утверждает, что святой лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма в честь Богоявления Господня. Остатки этого сооружения, фундамент и цокольная часть, сохранились в подклете Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название «камушки преподобного».
Шли годы, созидалась обитель, умножались её насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были великие князья и церковные иерархи, бояре и купцы, посадские и крестьяне. Примерно во второй четверти XV столетия была воздвигнута каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебопекарней. В середине XVI века Голутвину принадлежали 49 сёл и деревень, причём не только в Коломенском уезде. Обитель имела подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV–XVI веков существовала Голутвина слобода, давшая название современным московским Голутвинским переулкам. Особым монастырским сокровищем являлась библиотека, насчитывавшая 123 рукописные книги.
В XVII столетии обитель стала богатой и влиятельной в Коломенской округе. Неслучайно, что на Земском соборе 1613 года, избравшем на царство Михаила Фёдоровича Романова, горожан Коломны представлял настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. С 1707 года в обители учреждена архимандрия, то есть все её настоятели получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря, что позволяло вести обширное строительство, но произошедшая в 1764 году секуляризация церковных земель лишила обитель экономической самостоятельности. В 1775 году Голутвин посетила императрица Екатерина II, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.
В 1799 году была упразднена самостоятельная Коломенская епархия. Архиерея перевели в Тулу, вслед за ним покинули Коломну семинария и консистория. В опустевший комплекс архиерейского дома на Соборной площади городского Кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена голутвинская братия. Новый монастырь по главному храму стал называться Троицким Ново-Голутвиным. Покинутая же обитель пустовала несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из её храмов совершал службы приходской священник. Чтобы Старо-Голутвин монастырь окончательно не погиб, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) объединил его с Богородице-Рождественской Бобреневской обителью, дабы его содержание осуществлялось за счёт бобреневских угодий.
В этот Бобренево-Голутвин монастырь строителем назначили иеромонаха Пешношской обители Самуила (Колесницына), с которым пришли шесть иноков. Была отремонтирована крыша Богоявленского собора, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны стены храма. При отце Самуиле достроили колокольню, где во втором ярусе разместилась надвратная Введенская церковь, начали возведение келейных корпусов и гостиницы, а монастырский сад был обнесён каменной оградой. Иеромонах Самуил взялся за капитальную перестройку Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, был добавлен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Заканчивал это начинание игумен Назарий, а митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в 1833 году освятил Сергиевскую церковь. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь принимал и кормил до тысячи паломников и нуждающихся. При обители открыли училище для крестьянских детей на 90 учеников.
В 1912–1913 годах настоятелем являлся оптинский старец Варсонофий (Плиханков), который всего лишь за один год сумел не только исправить некоторые нестроения в духовной жизни братии, но и за счёт пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки. После смерти преподобного Варсонофия 1 апреля 1913 года на проводы его честных мощей в Оптину пустынь пришли почти все жители Коломны.
Когда в 1929 году голутвинских монахов с конвоем гнали на Озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить на муки и смерть, вместе с ними изгонялась жизнь из древних стен обители. После закрытия монастыря в его зданиях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель переоборудовали под общежития рабочих Коломзавода. В 1947-м была разрушена галерея Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда. Когда в 1994 году обитель возвратили Церкви, в Богоявленском храме находился склад, а в Сергиевском — спортзал. В следующем году здесь разместилась Коломенская духовная семинария. Возрождение Старо-Голутвина монастыря продолжается и ныне. В настоящее время полностью отреставрирована церковь во имя преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратным Введенским храмом, западный и восточный братские корпуса.
На следующий день после праздничной Божественной литургии в день памяти преподобного Сергия Радонежского мы поблагодарили наместника обители игумена Варлаама за тёплый приём и попросили благословить нас приехать сюда помолиться в новогоднюю ночь. А после трапезы мы зашли поклониться надгробию преподобного Григория, ученика Сергия Радонежского.
Святые Григорий и Феодосий
Житие прп. Григория сокровенно от нас, и лишь несколько строк посвятил ему первый составитель Сергиева жития святой Епифаний Премудрый. Мы не знаем, какого он был рода и звания, из каких краёв и когда пришёл в скромную обитель, затерявшуюся среди радонежских лесов. Преподобный Григорий, получивший благословение на игуменство от своего учителя, собрал в Голутвином монастыре многочисленную братию и устроил общежительство по примеру Троице-Сергиевой обители. Подвигом добрым подвизавшись и совершив течение своей многотрудной жизни, святой Григорий, окружённый любовью и почитанием иноков и мирян, мирно отошёл ко Господу в 1394 году. Погребли старца под алтарём Богоявленского храма.
А ещё здесь почивают мощи священноисповедника Феодосия (в миру Ивана Фёдоровича Ганицкого). Он родился 30 июля 1860 года в семье священника из села Руда Киевской губернии. По окончании Киевской духовной семинарии Иван Ганицкий стал преподавателем Закона Божия в Ак-Шеихском народном училище Таврической губернии, затем служил бухгалтером в Казённой палате. В 1899 году Иван Фёдорович был пострижен в монашество и наречён Феодосием, рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Он нёс послушание настоятеля в Бахчисарайском Успенском ските, а потом в Балаклавской Георгиевской обители.
Указом Святейшего Синода в 1903 году игумен Феодосий был переведён в Московский Покровский миссионерский монастырь. Во время Русско-японской войны он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста. В действующей армии батюшка со всем тщанием исполнял возложенные на него обязанности. На следующий год он возвратился в Москву в Покровскую обитель и был награждён церковными и государственными наградами за труды, понесённые во время военных действий. Вскоре отца Феодосия назначили казначеем Чудова монастыря.
В 1909 году он стал настоятелем Златоустовской обители г. Москвы, благочинным столичных монастырей. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 года, когда по распоряжению советской власти обитель в честь свт. Иоанна Златоуста была закрыта. Тогда Патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание — служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии.
С этого времени и по 1929 год он служил в Успенском соборе г. Коломны. Владыка вёл активную проповедническую деятельность, защищал церковную жизнь, тем самым вызывая раздражение безбожной власти. Коломенским ОГПУ была создана целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за архиереем. Однако найти повод для ареста епископа Феодосия не удавалось, так как в его вдохновенных проповедях не было никаких резких или оскорбительных выражений против существующего строя и даже намёков на политические обстоятельства того времени.
В июле 1921 года в Коломне совершался традиционный крестный ход в память об избавлении города от холеры. Во время Литургии диакон, помянув всех погибших от губительной болезни, назвал имя цесаревича Николая Александровича, сына императора Александра II. Владыка Феодосий сразу же был арестован за поминовение членов царской фамилии. Но верующие отстояли своего епископа: они собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии, и властям пришлось отпустить архипастыря.
В конце 1922 года владыка был арестован по делу Патриарха Тихона и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл до освобождения в 1924 году. Епископ Феодосий, где бы он ни служил, не поминал на богослужении атеистическую власть. Опасаясь репрессий, часть коломенского духовенства боялась следовать в этом за архиереем. Сложилась напряжённая ситуация, и тогда владыка Феодосий подал митрополиту Сергию (Страгородскому) прошение об увольнении на покой. В сентябре 1929 года его просьба была удовлетворена.
Некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея, и через месяц он был арестован и заключён в коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой схватили 18 человек: монахов Старо-Голутвина монастыря, единомысленных священников, а также близких к нему мирян. Епископа Феодосия обвинили в том, что он «занимался объединением реакционно-монархического элемента. Руководителями отдельных организаций, монастырей и религиозных общин им назначались лица из числа непримиримых врагов советской власти, которые вели скрытую и открытую контрреволюционную агитацию». Владыка назвал обвинение голословным и бездоказательным.
3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край. В 1933-м дело пересмотрели и его освободили. Владыка, которому тогда было 73 года, возвратился в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково неподалёку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Туда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 года. Его погребли за алтарём Казанской церкви. Верующие бережно сохраняли и благоукрашали могилу епископа Феодосия, в 2006 году причисленного к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских. Его обретённые мощи ныне находятся в Сергиевском храме Старо-Голутвина монастыря.
Коломна
Покидая обитель, мы попрощались с монахом Авраамием, который провёл для нас такую замечательную экскурсию. Неожиданно он сказал, что если мы приехали в Голутвин монастырь, то и всю Коломну надо обязательно осмотреть. Так что мы побывали ещё в нескольких храмах и обителях.
Впервые название этого города упоминается в Лаврентьевской летописи в 1177 году, когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья. В центре Коломны возвышалась каменная Воскресенская церковь, которая после многих перестроек сохранилась в архитектурных формах ХVIII века. Во время монголо-татарского нашествия город был уничтожен, и долгое время здесь никто не селился, но постепенно Коломна опять застроилась. В 1370-х годах упоминается древнейший на этой земле Спасский монастырь. В 1380-м благоверный князь Димитрий Донской проводил здесь смотр войск, отсюда выступивших в поход против татар, окончившийся победой над полчищами Мамая на Куликовом поле. Сохранилось предание, что Димитрий Донской венчался с суздальской княжной Евдокией в Воскресенской церкви Коломны.
В XIV–XV веках город, благодаря своему выгодному местоположению, стал важным торговым центром, куда при Иване III переселялись знатные и богатые семьи из Великого Новгорода. При Василии III началось строительство каменного Кремля с 17 разнотипными башнями. Это было одно из лучших укреплений в русских городах начала XVI века. Во второй половине XVII столетия Коломна утратила своё оборонное значение, но сохранила роль крупного торгового центра, ведя оживлённую торговлю с присоединёнными к российскому государству землями. При царе Алексее Михайловиче недалеко от города началось строительство флота. Суда для перевозки русских товаров строили здесь и при Петре I.
В 1784 году Коломна получила новый генеральный план, и со временем она стала заметно отличаться от других подмосковных городов большим числом каменных жилых домов. Постепенно Коломна превращалась в крупный промышленный центр с заводами общегосударственного значения. Например, здесь в 1869 году был выпущен первый отечественный паровоз. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска были остановлены в 20–30 километрах от города, что избавило его от значительных разрушений.
В Кремле, являющемся единым историческим архитектурным ансамблем и духовным центром Коломны, находятся отреставрированные Успенский кафедральный собор и Тихвинская церковь, Ново-Голутвин монастырь и Брусенская женская обитель, основанная в 1552 году. Кремль и его храмы произвели на нас сильное впечатление. Вот какое замечательное место показал нам Господь! А Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, если Бог благословит, мы снова посетим с вятскими паломниками во время новогодних каникул.
На фото:
— Богоявленский Старо-Голутвин монастырь;
— Икона священноисповедника Феодосия;
— Коломенский Кремль.










