Принявший смерть за Христа

16 мая 2023 года на заседании Священного Синода было принято решение включить в Собор вятских святых имена нескольких новомучеников и исповедников Церкви Русской. Среди них — сщмч. Александр Агафонников, уроженец Вятской земли, память которого совершается 14 октября.

Александр Агафонников родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафонникова, впоследствии священника. Мать Мария Андреевна, дочь псаломщика Андрея Яковлевича Тронина, обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трёхсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на детей Агафонниковых. Крёстным отцом Александра был известный вятский пастырь и проповедник протоиерей Николай Михайлович Зубарев, который, когда мальчику пришло время учиться, настоял, чтобы родители отдали его в женскую церковноприходскую школу, где заведовал отец Николай, а не в мужскую земскую, где, как и почти во всех земских учебных заведениях, в то время нарочито процветало безбожие. Агафонников обучался в Вятской духовной семинарии, из пятого класса которой он был уволен по собственному прошению. В 1903 году Александр Владимирович поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу Вятского уезда.

В следующем году он женился на дочери диакона села Макарья Надежде Николаевне Лупповой. В их семье родились четверо сыновей: Геннадий (умер в детстве), Сергей, Ерминингельд и Николай. 18 июня 1904 года Александра Агафонникова рукоположили во диакона и определили в храм в селе Кырчаны Нолинского уезда. Через два года состоялась священническая хиротония, и молодой батюшка получил назначение в село Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии. С 1907 года отец Александр служил в селе Монастырщине Орловского уезда, в 1915-м был переведён в Рождественский храм села Спас-Талицы того же уезда с назначением законоучителем женского и мужского земских училищ. Батюшка прекрасно владел скрипкой, состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества.

С 1918 года иерей Александр служил в Вятке в Покровской церкви (уничтожена при советской власти), а на следующий год получил назначение в Троицкий собор г. Котельнича, исполнял обязанности благочинного. На состоявшемся в 1923 году собрании духовенства благочиния было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельниче викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре г. Москвы. В начале 1924 года отец Флавиан был хиротонисан во епископа Котельничского, викария Вятской епархии. Его ближайшим помощником стал священник Александр Агафонников. Владыка управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжёлые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом. В ответ на просьбу о помощи Агафонников стал ежемесячно высылать епископу деньги.

В это время в Котельниче ОГПУ собирало сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев, активно поддержанных советской властью. 21 декабря 1926 года на квартире отца Александра был произведён обыск в связи с арестом священномученика Кирилла (Смирнова), находившегося в ссылке в Котельниче. 6 января 1927 года, в рождественский сочельник, Агафонникова арестовали. Его обвинили в том, что «после ареста епископа Флавиана он нелегально возглавлял Котельничское епархиальное управление, производил денежные сборы для помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности проживавшего в г. Котельниче ссыльного митрополита Кирилла. После пожара в городе поступающие пожертвования расходовал на ремонт церквей и частично из них отправлял осуждённому за контрреволюционную деятельность епископу Флавиану».

Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал: «Прошло приблизительно полгода после отъезда владыки Флавиана, когда я получил от него письмо, в котором он указывал на своё тяжёлое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я стал посылать ему ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого архиерея нет. Потому считаю просьбы его о высылке денег вполне законными. Средства, поступившие на ремонт церкви, расходовались по прямому назначению. Митрополиту Кириллу также оказывал материальную помощь».

20 марта уполномоченный ОГПУ, составляя окончательное заключение, так охарактеризовал отца Александра: «Агафонников — наиболее активный антисоветский деятель г. Котельнича, агитировавший во время кронштадтского мятежа среди церковников о «конце власти», создатель и руководитель разных реакционных мирянских объединений, организатор помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату. Являлся поверенным и секретарём митрополита Кирилла, имел связи с церковными деятелями г. Москвы и другими. Кирилл и Агафонников получили сведения от черносотенной группировки церковников о назначении Кирилла Патриархом. (В 1926 году среди епископата проходило тайное избрание Патриарха путём собирания письменных мнений, в результате которого большинство иерархов высказались за избрание Патриархом митрополита Кирилла). В письме Агафонникова предупреждали из Москвы держать дело как можно секретнее, так как власти могут узнать. Он же получил для Кирилла указание, что «ссыльные и пострадавшие за веру епископы против того, чтобы сколько-нибудь легализоваться», то есть, иначе говоря, они решили продолжать церковную политику в антисоветском духе. Виновность Агафонникова и Смирнова полагаю считать доказанной». 28 марта 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафонникова к трём годам ссылки в Сибирь.

После отбытия наказания отец Александр жил в Вятке, несколько месяцев работал на лесопилке, служил в Знаменской Царёво-Константиновской церкви. В мае 1931 года приходской совет Троицкого храма села Макарья постановил принять протоиерея Александра Агафонникова постоянным священником. 24 марта 1933 года в епархиальный совет поступило прошение отца Александра: «Ввиду смертельной болезни жены, а также непосильного налогового обременения дальнейшее служение моё в селе Макарье становится для меня невозможным, а поэтому прошу временно уволить меня за штат». Матушка Надежда Николаевна умерла 1 апреля. Неизвестно, было ли удовлетворено это прошение.

Осенью 1933 года Агафонникова перевели в Преображенский собор г. Глазова, однако служил он там недолго. Когда трёхгодичный срок надзора окончился, отец Александр воспользовался предложением протоиерея Николая Агафонникова, своего брата, который был благочинным в Московской области, и, переехав, получил назначение в Ильинскую церковь в селе Лемешово Подольского района.

14 сентября 1937 года батюшку снова арестовали и заключили в тюрьму в г. Серпухове. На допросе следователь обвинил отца Александра в следующем: «Весной 1937 года в своём доме вы неоднократно вели контрреволюционные разговоры против советской власти с повстанческим направлением, заявляя, что рабочим и колхозникам плохо живётся, крестьянство терпит от советской власти бедствия и что это долго продолжаться не будет, так как окончится крестьянским восстанием. Следствием установлено, что в августе 1937 года в группе верующих около церкви вы вели контрреволюционную агитацию против существующего строя, говоря о плохой жизни при советской власти». На убеждения следователя признать себя виновным отец Александр ответил отказом.

10 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Александра по «групповому делу протоиерея Александра Агафонникова и других» к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 14 октября. Верный пастырь Церкви Христовой был погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году Архиерейский Собор причислил сщмч. Александра Агафонникова к лику святых. В сонм Новомучеников и исповедников Церкви Русской также включены имена его братьев — протоиереев Николая и Василия, принявших смерть за Христа в том же 1937 году и погребённых в Бутово.

Подготовил протоиерей Олег Филимонов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться