С молитвой на устах

Во времена преследования Церкви Христовой в XX веке изгнанные из храмов и лишённые паствы, заключённые в лагеря и тюрьмы священники продолжали исполнять свой пастырский долг — молиться Богу за людей. В душных камерах или под открытым северным небом, на берегу суровой реки или в лесу, рискуя жизнью, тайно служили они Литургию, вознося молитву о мире во всём мире, о пленённых и страждущих, о живых и мёртвых… И молитва эта становилась главным обвинением и причиной для казни невиновных пред совестью и людьми, но неугодных атеистической власти пастырей Христовых. Среди них был священномученик Леонид Никольский, память которого совершается 2 ноября, чьё имя в мае этого года Священный Синод включил в Собор вятских святых.

Леонид Константинович Никольский родился в 1876 году в семье священника села Данилово Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Киясовского района Удмуртской Республики). В 1898 году он окончил полный курс Вятской духовной семинарии и трудился учителем в Оханском уезде Пермской губернии. В 1901 году Никольского рукоположили в сан священника и направили в село Шаркан Сарапульского уезда. Отец Леонид являлся противораскольничьим миссионером, законоучителем и заведующим церковно-приходской школой.

В 1909 году батюшка принял участие в заседаниях Вятского епархиального съезда. В 1911-м иерея Леонида Никольского перевели в село Большая Пурга, в котором он прослужил до 1917 года, когда был назначен настоятелем Казанско-Богородицкой церкви в селе Неумоино. С 1919 года служил в селе Чумой, участвовал в первом Сарапульском епархиальном съезде. Батюшка стал благочинным 2-го Воткинского округа Сарапульской епархии.

В 1930-м отца Леонида перевели в село Нечкино, где 27 марта следующего года его арестовали, обвинив в антисоветской агитации. Он был приговорён к пяти годам лагерного заключения и этапирован в Вишерский лагерь особого назначения. В 1932 году срок заменили ссылкой. После освобождения в 1934 году батюшка служил в селе Швариха Нолинского района Кировской области, но 22 июля следующего года его снова арестовали за «антисоветскую агитацию на протяжении ряда лет». Из нолинской тюрьмы отца Леонида отправили в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет.

Здесь 19 сентября 1937 года его арестовали за то, что батюшка «входил в группу бывших священников, проводивших службы в Тартауле: на берегу реки они выложили изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви устраивали богослужения и беседы на антисоветские темы». 31 октября тройкой при УНКВД по Карагандинской области отец Леонид был приговорён к расстрелу, казнён 2 ноября в Тартаульском отделении Карлага и погребён в безвестной общей могиле.

В 1989 году священник Леонид Константинович Никольский был реабилитирован, а в 2000-м на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви его причислили к лику святых и включили в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Подготовил протоиерей Олег Филимонов
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться