19 августа исполнилось 105 лет со дня рождения Андрея Чеславовича Козаржевского (1918–1995), почти три десятилетия возглавлявшего кафедру древних языков исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Памятником выдающемуся учёному-филологу и педагогу стали его книги и статьи, в том числе многократно переиздававшиеся учебники древнегреческого и латинского языков. Не утратили своего значения и пособия по ораторскому искусству. Во время сдачи зачёта по этой дисциплине А.Ч. Козаржевский почему-то поинтересовался у меня, в то время студента истфака МГУ, откуда я родом. Узнав, что с Вятки, задал вопрос: «Это у вас там говорят: знат, понимат?» Я подтвердил, что у нас.
Наши края Андрей Чеславович видел в 1941–1942 годах, когда учительствовал в сельской школе Красноярского края. Потом уже в качестве авторитетного учёного ездил читать лекции в сибирских вузах. Вятских он, возможно, встречал во время своих путешествий и, конечно, общался с ними в Москве, ибо они были среди его преподавателей и студентов. Единственный на курсе вятский уроженец, я с удовольствием посещал факультатив, на котором А.Ч. Козаржевский знакомил желающих со старинной московской архитектурой, сопровождая увлекательный и эмоциональный рассказ показом многочисленных цветных слайдов.
Как реликвию храню написанную живым и образным языком книгу Андрея Чеславовича «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», купленную в университетском киоске в ноябре 1985 года. Удивительно, но в ту атеистическую пору немало претерпевшему за свои религиозные убеждения автору удалось осветить эту серьёзную тему, ничуть не покривив душой. В ней нет ни одного антихристианского выпада! Получается, что это была одна из первых ласточек так называемой перестройки с провозглашённой ею гласностью и свободой слова. А вскоре профессор Козаржевский уже не таясь мог декларировать свои мировоззренческие взгляды, и о нём как верующем человеке стали открыто писать в газете «Московский университет». Не случайно статья «Последний из могикан?» в одном из номеров за 1992 год завершалась строками из Откровения Иоанна Богослова с призывом «Будь ревностен!», которого герой публикации придерживался всю свою жизнь.

