Город, где резной палисад

Многие помнят замечательную песню ансамбля «Песняры» про вологодскую черноглазую красавицу из дома № 1, где резной палисад. В старинной Вологде мы были проездом лет пятнадцать назад. И вот, когда составляла маршрут новогоднего паломничества службы «С Вятки», захотелось посетить это место, помолиться вологодским святым и увидеть резные палисадники этого русского города.

Молитвами иноков

31 декабря, уже ближе к вечеру, мы добрались до Прилук, микрорайона на окраине Вологды, где находится Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь. Оставив автобус на стоянке у высоких стен обители, поспешили на вечернюю службу в нижней Димитриевской церкви величественного Спасского собора. Почти все наши паломники исповедовались, чтобы 1 января причаститься Святых Христовых Таин. После службы нас накормили очень вкусным постным ужином и разместили в гостинице недалеко от монастыря. Устав с дороги, мы, как младенцы, крепко уснули, а утром спрашивали друг друга: «Кто-нибудь слышал звуки салюта и петард?» Таких не оказалось! Господь избавил нас от новогодней суеты, чтобы благодатно утешить богослужением и Святым Причастием.

Литургия прошла просто чудесно! Её возглавлял иеромонах Ферапонт (Широков), исполняющий обязанности наместника обители, в сослужении вятского священника Иоанна Шаповала, духовно окормлявшего нашу группу. После службы с историей монастыря нас познакомил иеромонах Тихон. Надо отметить, что не так часто можно встретить такого экскурсовода, прекрасно владеющего темой и умеющего заинтересовать слушателей. Его правильная литературная речь с особенностями вологодского говора, уместные добрые шутки, вовремя заданные нам вопросы, заставлявшие задуматься, буквально приковали наше внимание. А рассказывал батюшка о дорогом его сердцу монастыре с многовековой историей и об основателе обители преподобном Димитрии Прилуцком, небесном покровителе Вологды.

В 1371 году у села Выпрягово этот прославленный русский святой со своими учениками построил деревянные церковь и кельи для иноков. Как писал С.М. Соловьёв в «Истории России с древнейших времён», прп. Димитрий устроил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». В XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых богатых и известных монастырей Русского Севера.

В центре обители высится двухэтажный Спасский собор, увенчанный пятью шлемовидными главами. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы его строительство в 1537–1542 годах шло быстрее, Иван Грозный освободил монастырь от всяких пошлин. Церковь доминирует над окружающими строениями и выделяется своим величавым обликом. С трёх сторон она окружена галереей, а с восточной стороны к ней примыкают три массивные апсиды. В архитектуре Спасского собора ощущается влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчёркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. В нижнем этаже собора помещались гробницы преподобного Димитрия Прилуцкого и святых угличских князей Ивана (принявшего постриг с именем Игнатий) и Димитрия, сосланных Иваном III на заточение в Вологду.

Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Упоминание о ней встречается в монастырской описи 1623 года. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают храму нарядный вид. Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря и надвратная Вознесенская церковь были построены вскоре после возведения Спасского собора.

На территории обители сейчас находится Успенский храм первой половины XVI века, один из древнейших памятников деревянного зодчества на Русском Севере. Он перевезён из Александро-Куштского монастыря близ села Устья. Большой восьмерик Успенской церкви увенчан высоким шатром с небольшой главкой. Серебристый цвет лемеха, покрывающего шатёр и кровли, гармонично сочетается с бархатистым коричневым тоном брёвен.

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь с трёх сторон окружала деревянная ограда. Каменной была только часть стены, примыкавшая к главным воротам с Надвратной церковью. Это и послужило одной из причин разорения и разграбления монастыря в 1612 году. Поляки и литовцы тогда сожгли в трапезной 59 монахов. В 1656 году в Спасо-Прилуцкой обители было закончено строительство каменных стен и башен, сделавших монастырь настоящей крепостью, способной выдержать осаду неприятеля. Длина стен — 830 метров, высота — 7,5 метра, толщина — два метра. Также со стороны реки Вологды перед западной стеной был устроен земляной вал.

Но эти стены и башни не смогли защитить обитель и её насельников от революционной бури начала XX века. В 1918 году в монастыре представители советской власти провели обыск и опись всего имущества. Часть зданий были заняты красноармейцами и складами. В 1919 году началось постепенное изъятие из храмов церковной утвари для сдачи в Госфонд, а затем для помощи голодающим Поволжья. Уездный исполком принял решение о выселении из обители архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. В августе 1924 года Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт, его храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в вологодский музей и различные учреждения. Введенский храм стал киноклубом с буфетом. В братском корпусе и других зданиях в разное время размещались дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал вологодского музея.

В годы гонений на Православную Церковь верующие жители Вологды не теряли надежду, что по молитвам преподобного Димитрия древний Спасо-Прилуцкий монастырь будет возрождён. И вот в 1990 году церковной общине передали надвратный Вознесенский храм, а 24 февраля 1992 года, когда отмечалось 600-летие преставления прп. Димитрия Прилуцкого, Русской Православной Церкви была возвращена вся обитель. Вновь здесь подвизаются монахи, а, как говорил Святейший Патриарх Алексий II, «молитвами иноков Господь содержит мир сей».

Собеседник преподобного Сергия

После знакомства с монастырём отец Тихон проводил нас в нижний храм Спасского собора, где пребывают мощи преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Батюшка обратил внимание на то, что святой Димитрий, как и благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, считается покровителем русского воинства, «крепким защитником от супостатов», молитвенником за Русскую землю, скорым помощником православным в борьбе с врагами веры и Отечества, а нынешняя Специальная военная операция началась 24 февраля, в день его памяти.

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в г. Переславле-Залесском в благочестивой купеческой семье. В детстве был научен чтению и с большим прилежанием читал Священное Писание и поучения святых отцов. Он охотно посещал церковные службы, любил размышлять о Суде Божием, о воздаянии каждому по делам его, о радости праведных в Царстве Небесном. Юношей он принял монашество в Горицком монастыре Переславля. Иноки полюбили Димитрия за его простоту и незлобие, послушание и братолюбие, молитвенность и терпение, а Бог по прошествии некоторого времени через архиерея удостоил юного подвижника сана священства. Прп. Димитрий был духовным другом и собеседником Сергия Радонежского, часто посещал его ради духовного общения. По образцу обители святого Сергия преподобный Димитрий основал в Переславле Никольский монастырь с общежительным уставом.

Игумен Димитрий отличался необыкновенной внешней красотой и потому всегда закрывал лицо иноческим куколем, никогда не говорил с женщинами. Одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть его лик, когда он готовился к совершению Божественной литургии в своей келье. Женщина, припав к окну, смотрела на лицо подвижника. Оно сияло необыкновенным светом, и показалось ей не лицом человека, но Ангела. Поражённая строгим взглядом преподобного, боярыня упала от страха на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли её, и по их неотступной просьбе к ней подошёл святой Димитрий. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он её. Женщина горько плакала. Тогда преподобный стал ласково наставлять её в духовной жизни, благословил и отпустил исцелённой.

О подвижнической жизни святого Димитрия узнал великий князь Димитрий Донской. Он вызвал старца в Москву, и преподобный произвёл на него сильное духовное впечатление. Благоверный князь Димитрий проникся к подвижнику глубоким уважением и удостоил его равного с прп. Сергием Радонежским почёта. Но слава, окружавшая игумена Димитрия, стала смущать праведника, и он решил покинуть Переславль. Недалеко от Вологды при луке, то есть при изгибе реки, старец нашёл уединённое место, где основал в 1371 году Спасо-Прилуцкий монастырь. Когда стало известно, где находится преподобный Димитрий, иноки из Переславля стали переходить к нему, а великий князь благотворил новой обители. Кстати, старцу Богом было открыто время кончины благоверного Димитрия Донского. Однажды, трудясь с иноками, святой игумен сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович от сего дня уже не печётся о суетном сем житии!» Оказалось, что в тот день и час благоверный князь Димитрий отошёл ко Господу.

Преподобный любил молиться уединённо, чтобы другие не видели его слёз во время молитвы. Он заботился о нищих, кормил и одевал их, принимал странников, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судей к милосердию. Одеждой ему служил зимой и летом овчинный тулуп. До самой старости игумен Димитрий вместе с братией ходил на общие работы. Он заботился, чтобы для трапезы у монахов было всё необходимое, в то время как сам питался просфорой с водой. Господь сподобил преподобного Димитрия дара прозорливости и чудотворений.

В ночь на 11 (24) февраля 1392 года иноки заметили, что по всему монастырю распространилось напоминающее фимиам благоухание. Все поспешили к келье святого Димитрия и нашли блаженного старца уже умершим. Лик его сиял неземным светом. Тело преподобного погребли в Спасской церкви, и вскоре у его гробницы стали совершаться чудеса и исцеления, а почитание преподобного Димитрия распространилось по всей Русской земле.

Ровесница Москвы

После посещения Спасо-Прилуцкого монастыря мы отправились в центр Вологды, чтобы на экскурсии узнать об её истории, а также побывать в Горне-Успенской женской обители. Годом основания Вологды официально считается 1147-й. Эта версия основана на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» 1666 года, повествующей о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им Троицкого монастыря. Однако многие историки и археологи считают, что город основан в 1264 году, когда он впервые упоминается в письменных источниках. Место для него было выбрано весьма удачно. Окрестные леса и болота надёжно охраняли от нашествия неприятелей, а река Вологда (с финно-угорского — река с белой, то есть чистой водой) обеспечивала рыбой и служила главной «дорогой» для торговли с другими городами, в первую очередь с Белозерском и Новгородом Великим.

Иван IV Грозный ценил Вологду не столько за торговое, сколько за её оборонное значение: она со своим Кремлём, мощной фортификацией того времени, надёжно прикрывала пути к Москве с севера. Царь Иван Грозный сыграл большую роль в развитии города. Благодаря ему на высоком берегу реки был возведён величественный Софийский собор, главная достопримечательность Вологды вот уже четыре с половиной столетия. Во времена смуты начала XVII века вологжане принимали участие в освободительной борьбе Минина и Пожарского. В 1612 году в первый и в последний раз в своей истории город подвергся нападению интервентов. Польские и литовские отряды захватили и сожгли Вологду, подвергнув местных жителей насилию и казням.

При Петре Великом город становится одной из главных военных баз страны. Здесь хранилось техническое и военное снаряжение для строящихся кораблей, возводились суда для доставки припасов в Архангельск. От стен вологодского Кремля начинался поход на Нюхчу, Повенец и Орешек, закончившийся победой русской армии над шведами. С основанием Санкт-Петербурга и открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды замедлилось, на несколько десятилетий прекратилось каменное строительство.

Некоторое оживление наступило при Екатерине II, которая в 1780 году сделала Вологду центром наместничества, впоследствии переименованного в губернию. Хаотичная средневековая застройка сменялась новыми прямоугольными кварталами. Началось строительство Гостиного двора, был возведён Каменный мост и первые общественные здания. На рубеже XVIII–XIX веков построено немало каменных храмов. Не остались безучастны вологжане к судьбе страны во время нашествия Наполеона. Всем известно имя героя Отечественной войны 1812 года, знаменитого русского поэта, прозаика и публициста Константина Николаевича Батюшкова, погребённого в Спасо-Прилуцком монастыре. В 1987 году благодарные земляки установили ему на Соборной горке памятник.

В середине XIX века Вологда активно благоукрашалась: было построено несколько мостов, началось мощение площадей и улиц. В городе открылись гимназии и училища, медицинские учреждения и театр. Экономика заметно оживилась с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль – Вологда. В конце XIX века железная дорога связала город с Архангельском, а в 1905 году — с Санкт-Петербургом и Вяткой. Вологда оказалась в центре пересечения транспортных путей и занимала важное место во внутренней торговле Российской империи.

Город постепенно становился промышленным центром Северо-Запада России. Здесь открылись кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики, паровозное депо. Были построены электростанция, водопровод и телефонная станция. Развивались и традиционные народные промыслы, прежде всего кружевоплетение. Вологодские кружева славились не только в России, но и за границей. В 1876 году Н.В. Верещагин, брат известного художника-баталиста, нашёл способ приготовления особого сливочного масла с приятным ореховым вкусом. Многочисленные маслодельческие артели и кооперативы снабжали знаменитым вологодским маслом не только Российскую империю, но и европейские страны.

Революцию 1917 года город пережил относительно спокойно. Советская власть фактически установилась только в июне–июле 1918 года с приездом комиссара М.С. Кедрова, с чьим именем связывают первые политические репрессии. В 1930-е годы здесь, как и по всей стране, проходила индустриализация, было построено несколько новых заводов. Во время Великой Отечественной войны в Вологде ввели военное положение, а промышленные предприятия перешли на военное производство. Кроме того, город превратился в один из крупнейших эвакуационных пунктов (преимущественно для жителей блокадного Ленинграда) и госпитальный центр. За всю войну на Вологду не упало ни одной бомбы, хотя немецкие лётчики предпринимали неоднократные попытки прорваться к городу. 1990-е годы для Вологды, как и для всей России, выдались весьма трудными. Несмотря на это, городу удалось сохранить свой экономический и научный потенциал.

Монастырь на горе

Пройдя вдоль реки Вологды, мы подошли к Горне-Успенской женской обители. Монастырь получил своё название по местности, где располагался (когда-то она называлась горой), и соборной церкви Успения Божией Матери. Точная дата его основания неизвестна, так как архив обители был уничтожен во время сильного пожара в 1792 году. Первое упоминание об Успенском Горнем монастыре встречается в челобитной, поданной в 1613 году вологодскому архиепископу. Согласно этому документу обитель основана старицей Домникией в 1590 году. Первым каменным зданием монастыря являлся одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 1692–1699 годах был возведён храм Успения Божией Матери с колокольней и тёплым приделом в честь преподобного Сергия Радонежского. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам обитель обнесли в конце XVIII века.

В 1869 году игуменья Севастиана приняла на полное монастырское попечение десять сироток, тем самым положив начало приюту. Шесть лет девочки изучали чтение, письмо, Закон Божий, Священную и отечественную историю, русский язык, географию, арифметику и пение, занимались рукоделием. В 1888 году приютское училище было преобразовано в епархиальное женское училище. Его выпускницы получали аттестат домашней учительницы и чаще всего преподавали в церковно-приходских школах.

В 1918 году Успенский Горний монастырь был закрыт, но Успенский храм действовал до 1924 года. В советский период на территории обители располагались пересыльная тюрьма НКВД, а также воинская часть. Каменная ограда была разрушена. В 1995 году началось восстановление Успенской церкви. Через 20 лет Священный Синод постановил вновь открыть здесь женский монастырь. В настоящее время это тихая вологодская обитель постепенно возрождается.

Хорошее впечатление произвела на нас доброжелательность вологжан, их любовь к родному городу. Кстати, на звание того самого дома с резным палисадом из песни претендуют сразу несколько зданий. В одном из них мы побывали. Там находится магазин сувениров. А покидали мы этот тихий и красивый город с чувством, который очень точно смогла выразить в своём стихотворении матушка Ксения Филимонова:

Не забудется, не рассеется

Монастырская тишина.

Новогоднее стынет деревце,

Светит бархатная луна.

За высокими скрылась стенами

Храмов древняя красота.

Убегают ручьями пенными

Равнодушие, пустота.

От молитвы суровых иноков

И торжественно, и светло.

А под утро внезапно вымокнет

Снега белое полотно.

И не будет уже так холодно,

Если прошлое — лёгкий дым.

Расцветает на сердце Вологда

Палисадником расписным.

На фото:

— Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь;

— Соборная горка в Вологде;

— В Горне-Успенской обители;

— Икона прп. Димитрия Прилуцкого.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться