Он был выше страха

9 ноября в храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин отпевания протоиерея Михаила Васильева, настоятеля церкви вмц. Варвары и прп. Илии Муромца — Патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения в посёлке Власихе Московской области. 6 ноября отец Михаил погиб при исполнении пастырских обязанностей в зоне Специальной военной операции на исконно русских землях Новороссии. Более двадцати лет он духовно окормлял бойцов Воздушно-десантных войск, а затем военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения. Батюшка прошёл все «горячие точки», под огнём крестил и исповедовал, спасал раненых. За мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга, протоиерей Михаил Васильев посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

Перед началом чина отпевания Предстоятель Русской Церкви произнёс слово, посвящённое памяти почившего отца Михаила: «Мы провожаем в последний земной путь священника, который как бы разделил своё сердце на две части: одну посвятил Церкви и был верен ей даже до смерти, а вторую часть отдал Вооружённым силам и был верен своей любви к ним тоже до смерти. Он считал, что жизнь военнослужащих должна быть проникнута не только дисциплиной, необходимой для исполнения воинского долга, но также христианской верой, потому что подвиг требует отдачи души, сердца своего, мыслей своих. Отец Михаил именно так воспитывал тех военных, которые обращались к нему как к священнику.

Свои слова он доказал и самой жизнью, и смертью своей. Чтобы нести священническое служение в Вооружённых силах, каждому пастырю необходимо осознать, что в любой момент, оставаясь рядом с теми, кто защищает Родину, он может лишиться жизни. Вот почему особое отношение в Церкви к тем военнослужащим, которые сегодня плечом к плечу защищают Родину, и к тем священникам, которые находятся вместе с ними. Отец Михаил многое успел сделать. Все его деяния были одновременно посвящены и Церкви, и Отечеству. А ведь это сочетание любви к Родине и к Церкви является идеалом, который батюшка воплотил в своей жизни».

* * *

Михаил Владимирович Васильев родился 19 мая 1971 года в семье офицера. «Сколько себя помню, меня всегда окружали военные, — вспоминал отец Михаил. — Жили мы в Ненецком автономном округе в военном городке, так что я с детства очень хорошо представлял себе, что такое армия». Молодой человек окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, где была военная кафедра, а затем аспирантуру, но решил стать священником. Рукоположили Васильева в 1998 году. Позднее он окончил Высшие курсы Академии Генерального штаба Вооружённых сил России.

Протоиерея Михаила называли «десантным батюшкой». Он обращался к своей пастве в беретах весьма своеобразно: «Десанты» — с ударением на первом слоге. Шутками и всерьёз, молитвой и собственным примером он вселял веру и мужество в других. Считается, что в окопах атеистов не бывает, потому и к священникам там отношение особое. Сам о себе отец Михаил говорил так: «Мы, армейские батюшки, в рекламе, как молоко, не нуждаемся». И всё же надо сказать…

Однажды ему позвонил командир десантного разведбата и попросил приехать на аэродром. ЧП! У молодого солдата в первом в его жизни прыжке не раскрылся основной парашют, но сработал запасной, и боец приземлился благополучно. Несмотря на счастливый финал, другие бойцы жутко нервничали и наотрез отказывались идти на следующие прыжки. Поняв ситуацию, отец Михаил прочитал молитву, окропил разведбатовцев и парашюты святой водой, дал бойцам приложиться к иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», а затем тоже надел парашют и выпрыгнул из самолёта вторым, сразу после командира. И все молодые бойцы прыгнули следом.

«У меня нет никакого желания совершать подвиги. Я пацифист, не хочу войны — достаточно её повидал. Это всегда больно и грязно. Но мне просто нужно ехать со своей паствой, чтобы её поддержать. Служение военного священника от обычного приходского отличается тем, что мы отправляемся туда, куда, выполняя приказ, идёт наша паства. Первый раз это было Косово, Босния, потом Чечня и так далее, — говорил отец Михаил. — В Косове, кстати, мы вместе с журналистами из программы «Взгляд» снимали фильм о разрушенных святынях. Ездили по церквям и забирали, что осталось от албанцев: книги, облачения, антиминсы — и привозили местному архиерею в монастырь. Всё это делали, конечно, вместе с военными.

Однажды мы заехали в один старинный взорванный храм, собрали что было и стали уходить. Вдруг кто-то увидел, что возвращаться к технике мы должны по минному полю, которое вначале просто не заметили! Командир поворачивается ко мне и говорит: «Ну что, батюшка, иди первым». Я его прекрасно понимаю: они «встряли» из-за меня, мне и выводить их. Тем более, если подорвусь я, ему не придётся объясняться перед начальством. Всё правильно сделал, молодец — армейская смекалка сработала. Логика простая: если священник пройдёт — Бог на нашей стороне, не пройдёт — поп неправильный, поэтому Господь ему не помог. Значит, и не нужен им такой. «Сломался — несите другого». Это была такая проверка на прочность. Надеюсь, я её прошёл».

Отец Михаил участвовал в знаменитом броске в Приштину, сидя на броне БТРа. Он падал в сбитом ичкерийскими террористами вертолёте. Полсотни командировок во все горячие точки, и везде батюшка вселял мужество в сердца солдат, не позволял им ожесточиться душою. «Надо, чтобы человек, тем более в погонах, оставался человеком. Нельзя дать ему оскотиниться, даже если обстановка вынуждает, — считал протоиерей Михаил Васильев. — Помню, когда служил в Чеченской Республике, приходилось объяснять, что нельзя пытать пленных боевиков. Сегодня выполнишь задачу такими методами, а завтра у тебя жизнь пойдёт наперекосяк. Если враг сопротивляется — выполни свой долг, останови его силой оружия, но издеваться нельзя — это мерзость пред Богом. Этому учил ещё Суворов…

Перед лицом вечности на войне всегда есть о чём поговорить. Обычно разговариваем о любви и смысле жизни, причём о любви к Богу чаще, чем о любви к женщине. И это понятно. Даже если вроде всё в штатном режиме, редко кто из ребят, выпрыгивая из самолёта с парашютом за спиной, не скажет: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» А дальше моя задача как священника помочь этому порыву души оформиться во что-то более глубокое и осознанное. Я объясняю, что духовная жизнь — это сложнее, чем преодоление страха смерти, хотя часто с этого всё и начинается. Помню, как в Арктике крестил военных. Это было на острове Котельный, где мы установили большой крест в память о первых арктических учениях. Инициативу креститься с ходу почти никто не проявляет. Сначала — личный разговор. И если военнослужащий увидит во мне в первую очередь человека, а не присланного откуда-то сверху по разнарядке «непонятного попа», то и желание прийти в Церковь у него появится».

«Когда ты идёшь на войну (на неё же ходят не убивать, а умирать), ты уже переступаешь через всё, что тебе дорого, расстаёшься с этим навсегда, — говорил отец Михаил. — Однажды нас накрыла реактивная система залпового огня. И вот под обстрелом я оказался в компании двух человек: один — некрещёный бурят, а другой — старообрядец. Земля вокруг ходит ходуном, летят палки, клочья земли. Мы в ужасе жмёмся друг к другу. Понимаем: всё, это конец. Неизвестно, когда наступит смерть, но чувствуем, что она близко. Я начинаю исповедовать свои грехи, и вдруг они подхватывают и тоже каются. Было очень страшно, поэтому исповедоваться было легко… Я боюсь смерти, но с годами всё меньше. Чувства притупляются, и просто устаёшь бояться. Когда попадаешь под обстрел первый раз, кажется, что все пули летят в тебя. А потом понимаешь, что человек — живучее существо, и чтобы тебя убили, должно много чего совпасть. Ну а если и убьют за правое дело — слава Богу!»

Александр Мещеряков, журнал «Фома»

«Положивший душу свою за други своя» протоиерей Михаил Васильев явил пример бесстрашного служения Церкви и Родине, по-настоящему отеческого отношения к своим духовным чадам — русским воинам, которых батюшка много лет духовно окормлял не только в тылу, но и на передовой. Мы можем оказать молитвенную и материальную помощь семье отца Михаила — его супруге и шестерым детям. Средства можно перевести на карту матушки Марии Васильевны: 4276 3800 4025 9660.

На фото:

— Протоиерей Михаил Васильев;

— В Арктике;

— На передовой;

— На отпевании отца Михаила.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться