Жертвенность и любовь

Предлагаем вниманию читателей проповедь предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, произнесённую 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, на Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в Москве.

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — безумие. И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия». А ведь так оно и есть. Что такое крест? Символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении его жизнь? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что Крест принёс не только страдания, но через них — спасение? Потому что на Кресте были явлены величайшие человеческие чувства в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигнуть того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаём, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это главные добродетели, которые оправдывают нас пред Богом и через которые человек искупляет свои грехи. Мы знаем, что Голгофская Жертва была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Отрицающий значение жертвенности может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что она приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Сегодняшний день помогает нам понять, что, когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими своё время, материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца — тогда мы обретаем великий Божий дар: мы становимся ближе к Господу. Бог прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение земной жизни? Нашим искуплением здесь и является жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая всё наше историческое Отечество — и Россию, и Украину — наши воины жертвуют здоровьем и жизнью, важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу». Тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши духовные очи, чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Бог всегда открывается самым неожиданным образом и даёт возможность проявить свою любовь, чтобы через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную. Ещё раз хочу сказать, что сегодня мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее ныне на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдёт эта напасть, что она не подорвёт тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и что прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живёт в России и на Украине, к тем, кто живёт в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году — и этого достаточно. А другие говорят, что в пост надо сходить в церковь, причаститься — и хватит. Третьи говорят, что достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи не правы!

Воскресный день даётся нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Господу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдёт — тот глубоко ошибается. «День седьмой — Господу Богу твоему», — говорит заповедь Божия, а это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьёй, испросить у Господа прощения за то, что в этот день на богослужение не пришёл. Всё это, мои дорогие, сейчас так важно!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в церкви, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, у многих голова закружилась в желании погубить Русь, её самобытность, её независимость, её свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных и близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси. И да поможет нам Господь!

Ещё раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, в которое следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, взглянуть иначе на многое из того, на что мы ещё вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить моё состояние как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом молиться о прекращении междоусобной брани, делать всё для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, молиться о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодёжь, от того, чтобы жизнь людей пресеклась в этой брани.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и святые отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву Лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь их душа сегодня тоже скорбит и страдает по поводу того, что происходит. Будем надеяться, что общими усилиями — без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси — мы будем двигаться по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви и единомыслии. Аминь.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться