16 сентября 2022 года заместитель руководителя епархиального воинского отдела Владимир Помаскин провел беседу с кадетами школы № 48 города Кирова.
Беседа проходила в помещении библиотеки им. А.С. Пушкина. Владимир Помаскин рассказал школьникам об истории 102-го Вятского пехотного полка, который ведет свой путь с 1803 года, от двух морских батальонов. В ходе беседы были показаны слайды об интересных страницах этой военной части, о её солдатах и офицерах, участниках нескольких войн.
История 102-го Вятского полка неразрывно связана с русской православной церковью. Про русских воинов говорили – сильные духом. А кто занимался их духовным воспитанием в те времена? Это, прежде всего полковые священники, бывшие при каждом полку (а на флоте при корабле первого ранга).
История донесла до нас имена нескольких священнослужителей 102-го Вятского пехотного полка. Это Корнилий Куксевич, участник Отечественной войны 1812 года и Василий Константинович Шумовский. А священник Димитрий Иоаннович Любавский значится в списках награжденных Золотым Наперстным Георгиевским крестом за Первую мировую войну.
Согласно Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года для белого духовенства (в том числе и военного) были установлены следующие награды: скуфья, камилавка, золотой наперсный крест, выдаваемый от Святейшего Синода. Следует заметить, что награды давались в упомянутой последовательности: священник, не имевший скуфьи, не мог быть награжден камилавкой; не имевший камилавки, не мог быть представлен к награждению наперсным крестом. Ордена давались, как правило, после того, как священник получал все вышеупомянутые награды, за исключением особых случаев.
Золотой Наперсный крест на Георгиевской ленте являлся высокой наградой для лиц духовного звания. Ею отмечали священнослужителей, совершивших подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни. Крестом награждали только за отличие под огнем неприятеля, и поэтому его мог получить любой священнослужитель, вне зависимости от полученных ранее духовных или светских наград. Крест жаловался Государем Императором, по согласованию со Святейшим Синодом, и выдавался из Кабинета Его Величества.
Вот как учил священников окормлять солдат протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский (с 1911 по 1916 гг.): «Говори, батюшка, как отец с детьми, говори просто, без риторских прикрас, говори, как говорят близкие люди, говори обо всем, о чем благовременно поговорить…»
Георгий Шавельский считал армию школой жизни: «Российское воинство и флот есть обширная школа, где получают образование сотни тысяч русских людей, которые разносят его по всей России, и долг пастырей воспитать преданных сынов Церкви и Отечества».
В ходе разговора школьники узнали больше по истории своего края, его славных земляках, что безусловно расширит их кругозор и поможет лучше понимать учебник по истории, который проходят в школе.
Владимир Помаскин сделал анонс одной из будущих бесед – рассказал о военных музыкальных сигналах горна и дал прослушать некоторые из них, такие как «Сбор», «Тревога», «В атаку». На эту интересную тему позже состоится отдельная беседа. С преподавателем школы договорились о новых встречах с кадетами.
Епархиальный воинский отдел

