Троицын день

Как-то особо умели радоваться в старину благому дню. Святое чувствовали сердцем, душой. На богомолье шли за многие вёрсты. 12 июня в 2022 году Церковь отмечала великий двунадесятый праздник — день Святой Троицы или Сошествие Святого Духа на апостолов. К этому времени природа набирает силу и красоту. Храмы на Троицу украшают зелёными берёзками и цветами. Всё напоминает о том, как оживает, обновляется человеческая душа, когда её касается Божия благодать.

Живописно описание праздника в повествовании И.С. Шмелёва «Богомолье». Рассказ Ивана Сергеевича автобиографичен. Маленький мальчик Ваня отправляется в Троице-Сергиеву Лавру: «Погода разгулялась, синее небо видно. Воздух после дождя благоуханный, свежий. От мокрого можжевельника пахнет душистым ладаном. Весёлые луговинки полны цветов, самая-то пора расцвета — июнь месяц. В мокрой траве на солнце золотятся крупные бубенцы, никлые от дождя, пушистые; потрясёшь над ухом — брызгают, звенят. Стоят по лесным лужайкам, как тонкие восковые свечки, ночнушки-любки, будто дымком курятся — ладанный аромат от них…».

Встревоженная душа ребёнка не солжёт, она всё примечает, всему радуется: «Встречные говорят: «Вон на горку надо подняться — как на ладоньке вся Лавра!». Невесело так плетутся: домой-то идти не хочется. Мы-то идём на радость, а они уж отрадовались. Что же, пожили три денька, святостью подышали, надо и другим дать место. Сидят под ёлками, крестики, пояски разбирают, хлебца от преподобного Сергия вкушают — ломтем на дорожку благословил. Спрашиваем: «Ну как, хорошо у Троицы, народу много?». «Уж так-то, — говорят, — хорошо… и надо бы лучше, да некуда».

Праздник Троицы в народе называли «зелёными святками». В эти светлые дни девушки надевали самые лучшие наряды, сшитые для троичных гуляний. Деревни звенели песнями, молодёжь водила хороводы. Берёзка становилась центром народного гуляния, её украшали лентами, платками, цветами, воспевали песни о ней:

Александровска берёза, берёза

Среди саду стояла, стояла.

Она листьями шумела, шумела,

Золотым венком веяла, веяла.

Стоящий в кругу пляшет, а запев песни ускоряется:

Гули-гули, голубок, гули, сизенький, сизокрыленький!

Ты куда, голубь, пошёл? Куда сизый полетел?

Я ко девице, ко красавице, кая лучше всех,

Кая вежливее и бережливее.

Без белил она бела, без румян хороша.

Та невеста моя, поцелуй скорей меня.

Издавна в народе был известен обряд кумления. «Кумиться» — значит, сближаться, становиться роднее. Главной частью обряда является свивание кумильного венка: с помощью ярких лент соединяются несколько ветвей берёзы в виде кольца. Во время танца девушки сходятся и расходятся, кружатся, постепенно сближаясь.

Венчик ли, мой веночек, ой-да, мой веночек!

Белорозовый мой цветочек, ой-да, мой цветочек!

На кого этот веночек наложити, ой-да, наложити?

Наложу этот веночек на головку, что на белую на лебёдку,

Что на красную на сестрицу, ой-да, на сестрицу.

Девушка выбирает «дружинку», наложивши на голову венок, выводит её в круг, а песня поётся ускоренно:

Что кума с кумою сокумились,

Среди горницы становились,

Золотым кольцом переменились.

Ходили, гуляли в зелёном садочке,

Уж рвали и брали аленьки цветочки,

Аленьки цветочки завивать веночки.

Завивать, надевать, за то три раза целовать.

По обычаю трижды целовались через кумильный венок, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобою не браниться, вечно дружиться». При этом желали здоровья, семейного благополучия, хорошего мужа и детей. В завершении обряда кумы дарили друг дружке гостинцы, передавая их сквозь веночек.

В каждой деревне пели на свой лад. Рябовские старожилы помнили, что одной из первых звучала песня «А мы просо сеяли»:

А мы прятки прятали, прятали.

Ой, дид-ладо, прятали, прятали.

А мы просо сеяли, сеяли.

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

А мы просо вытопчем, вытопчем.

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем…

А что же вам надобно, надобно?

А нам надо девицу, девицу.

О девице слова нет, слова нет.

Выбрали непряху, неткаху,

Не щи варея, не блины печея.

Пироги пекла — таракана толкла.

В старину любили пошутить, повеселиться. Рябовские жители вспоминали, как однажды на свадьбе крёстного жениха из деревни Зайцы угостили щавелем, а гостям из деревни Жаворонки вынесли блюдо с конопляным семенем. Звенела на рябовских угорах и «Песня про бобра»:

Как на той на речке купался бобёр,

Купался, купался, не выкупывался.

На берег сошёл, отряхивался,

Отряхивался, оглядывался:

Не идёт ли кто, не несёт ли что.

Миленький идёт, жёрдочку несёт.

Звучали песни и на вятских угорах. Украшенная цветами и травами одежда подчёркивала единение человека с природой.

Со вьюном я хожу, с золотым я хожу.

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю золотой положить.

Положу я вьюн, положу золотой

Я со плечика на плечико.

Я со левого на правое плечо.

Я ко девице иду-иду, поцелую да назад пойду.

Народные гуляния разнообразили жизнь человека, кроме того, это была своеобразная школа воспитания для молодёжи, вступающей во взрослую жизнь. Известно, что на каждый праздник приходились разные песни и игры, и всё это запоминалось, крепилось год от года в памяти молодых. Так крестьянская община готовила их к семейной жизни.

От звезды заря занималася.

По заре девки разыгралися,

Разыгралися, расплясалися.

Меня бателко домой кликает,

Домой кликает, замуж выдаёт.

Во замуж, замуж за крестьянина.

Я крестьянина всей душой люблю.

Я гулять пойду во зелёный сад.

Я цветков нарву, я венков навью.

Природа перед праздником Троицы оживает. На Вятке расцветает черёмуховый рай: земля в цвету, что невеста к венцу. Троица — один из самых почитаемых в народе праздников. В это время люди возвращаются в родные места, чтобы молитвенно почтить ушедших предков, вспомнить давние обычаи и наши традиции. И на душе становится светло.

Мария Синцова
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться