Семьдесят пятое Крещение

В селе Старый Бурец Малмыжского района есть такая традиция: в праздник Крещения Господня после ночной службы и водосвятия во Владимирской церкви прихожане поздравляют батюшку с днём рождения. Протоиерей Анатолий Дряблов родился 19 января 1947 года, и в нынешнее Крещение ему исполнилось 75 лет.

Для того чтобы поучаствовать в праздничной службе и поздравить настоятеля старо-бурецкого храма, в село, что расположилось примерно на середине пути от Вятских Полян до Малмыжа, съехались духовные чада священника не только из этих городов, близлежащих сёл и деревень, но и из Татарстана и Марий Эл. Трогательно было наблюдать очередь «на поздравление». Никто из прихожан не обладает особым красноречием, но сколько душевной теплоты и искренности в их простых словах: «Родной наш… любимый… наставил… утешил…». И вот в руках у настоятеля храма уже нет места для букетов цветов, а подарки складываются прямо на пол у его ног: от телевизора до связанных вручную носков — все одинаково дороги, потому что от души.

В трапезной всех ждут накрытые, словно скатерти-самобранки, столы. Здесь бутербродики, салаты и закуски… Над этим потрудились Надежда Соловьёва, Елена Кискеева и другие марьи-искусницы под руководством Агафьи Смирновой. Все слушали её наставления, выполняли указания, ведь у Агафьи Лазаревны редкий талант придумывать оригинальные рецепты блюд из обычных продуктов, создавать настоящие шедевры кулинарного искусства! Приятно после трудов и совместной молитвы посидеть вместе с добрым батюшкой за праздничным столом в трапезной старинного храма, где от печи исходит живое тепло, а в низенькое окно с кованной ажурной решёткой робко заглядывает рассвет. Очень хочется продлить это время, но, увы, отец Анатолий засобирался: его ждут в Большом Китяке, другом малмыжском селе, которое батюшка тоже духовно окормляет.

* * *

Большой Китяк можно назвать уникальным селом: почти все его жители одинаково хорошо владеют марийским, удмуртским, татарским и русским языками, пользуясь ими в повседневной жизни. Этому можно найти объяснение в истории села да и всего Малмыжского района. Краеведы говорят, что первыми на эту землю пришли удмурты, потом марийцы, затем край находился в подданстве Казанского ханства, завоёванного позже русским царём. В прежние времена большая деревянная церковь украшала зажиточный Большой Китяк, жители которого занимались не только сельским хозяйством, но и различными ремёслами. Ежегодно здесь проходила большая ярмарка, и сельчане не скупились на щедрые пожертвования, так что храм был заботливо обихожен и богато украшен. В советские годы главные его ценности были разграблены или уничтожены, а церковное здание превращено в клуб…

Перестроечная разруха катком прошлась по Большому Китяку: колхоз развалился, производство знаменитой некогда китякской хлебо-булочной и колбасной продукции прекратилось. Молодёжь потянулась в города. В совершенную негодность пришёл и клуб. Его отдали верующим, которые, обсуждая вопрос восстановления церкви, пришли к неутешительному выводу: не под силу малочисленному и бедному сельскому приходу ремонтировать и содержать большой и обветшалый храм. Решили его разобрать, а довольствоваться небольшой деревянной церковью. Но зато с какой любовью и усердием возводили её китякцы: брёвнышки подогнаны плотненько, маковки над ярко-голубой кровлей тянутся к небу, а сводчатые окна богато украшены ажурной резьбой. Внутри храм похож на уютную горенку, всё деревянное и резное. Сколько сил и нервов потратил отец Анатолий на всякого рода согласования, поиски материалов и исполнителей. Конечно, без помощников, таких как Александр Григорьевич Демьянов, было не обойтись. В 2010 году митрополит Вятский и Слободской Хрисанф освятил новую Зосимо-Савватиевскую церковь, которая стала духовным сердцем Большого Китяка. Сюда со своими радостями и горестями приходят жители села и обретают мир и утешение.

И здесь сложилась традиция после водосвятного молебна поздравлять своего настоятеля с днём рождения. Почётную грамоту юбиляру привёз заместитель главы администрации Малмыжского района Василий Владимирович Мерзляков. «Продовольственную корзину» преподнёс местный фермер Николай Михайлович Воробьёв. Директор больше-китякской общеобразовательной школы Светлана Фёдоровна Смирнова вместе с прекрасным букетом роз передала батюшке слова признательности от всего педагогического коллектива. От районной Думы в Большой Китяк приехал депутат Валерий Кузьмич Бажанов. Столь представительный визит — доказательство того, что отца Анатолия, этого рассудительного, доброжелательного, мудрого пастыря, уважают не только в церковной среде. Благодаря таким религиозным деятелям крепнет межнациональный и межконфессиональный мир на малмыжской земле, продолжаются традиции добрососедства. Примерно так говорили в своих обращениях к батюшке гости. После каждого поздравления горка подарков справа от царских врат подрастала. Отца Анатолия особенно впечатлила корзина с цветами и фруктами. «Надо же, как интересно придумано, — изумился батюшка. — Я понять не могу, что это за зелёные и оранжевые цветы. Оказывается, это яблоки с мандаринами наколоты на палочки». Но корзина ему больше понравилась, чем её содержимое: большая, добротная, долго ещё послужит в хозяйстве.

А прихожане уже хлопочут над праздничным столом: женщины расставляют домашние соленья и маринады, пироги, выпеченный в соседней татарской деревне чак-чак и настоящие марийские блины, приготовленные в русской печи. Воспользовавшись моментом, спрашиваю трёх прихожанок, присевших на скамью у церковной лавки: «Юбилей настоятеля лично для вас что значит?». «Радость! — не задумываясь отвечает одна, — он мне как родной отец: и наставит, и поможет, и утешит». «Мы с самой первой встречи с нашим батюшкой почувствовали в нём близкого человека, — подхватывает другая. — Здоровье его часто подводит, но он никогда не жалуется и, как бы плохо себя ни чувствовал, ни одной службы не отменил. Мы, наверное, не всегда достойны такого духовного отца, сетуем о своих проблемах и болячках, но всё-таки стараемся хоть немного на него походить».

«Вы не только в храме, но и в селе об отце Анатолии услышите только добрые слова», — поддержал разговор мужчина с явной военной выправкой. Так и есть: Владимир Савватиевич Майоров — полковник запаса, глава администрации Больше-Китякского сельского поселения и прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви. «Меня ещё маленького бабушка в малмыжский храм водила, — добавил он. — Помню, пешком шли несколько километров, в церкви ночевали, а утром меня крестили. Когда в армию провожали, в одежду зашили православный крестик. Так он со мною и «служил». Не знаю, как объяснить, но всегда чувствовал, что за меня кто-то молится.

Правда, глубоко верующим стал только на афганской войне, пришлось воевать там два с половиной года. Много случаев было, когда помощь приходила «ниоткуда». Вот, например, ехал наш полк на БТРах по горной и пустынной дороге. Кто мог догадаться, что она заминирована? Взрывы раздались и спереди, и сзади: душманы рассчитали так, чтобы каждая машина по очереди подорвалась. И наш БТР на воздух взлетел. Многие погибли, а меня только ранило. Чудом жив остался. Благодарю Бога за дарованную мне вторую жизнь. Сейчас помогаю чем могу храму. Отца Анатолия считаю настоящим молитвенником. Благословение его сильное, много раз в этом убеждался. Например, долго не решался участвовать в выборах главы сельской администрации. Пришёл посоветоваться к батюшке, он благословил, и меня выбрали!».

* * *

Когда-то мне показали фотографию, сделанную в начале 1990-х годов во время крестного хода вокруг Богоявленского храма в городе Малмыже. Служил тогда там священник Борис Бабушкин. Какой он ещё молодой идёт во главе хода! А парень в модном пальто, что несёт за батюшкой хоругви, кто это? Беседуя с протоиереем Анатолием, я вспомнила ту фотографию. «Да, таким я когда-то был, — кивнул головой мой собеседник, — сугубо мирским молодым человеком, который в храм изредка заходил. А потом здоровья не стало, зато к Богу потянуло».

Очень мне хотелось подольше поговорить по душам с отцом Анатолием, но чувство неловкости не позволяло. Ведь вчерашний день начался для него ранней службой. Потом готовили храм к празднику, вечернее богослужение, а затем ночная Литургия с водосвятием. Отдыхать ушёл лишь утром и то через несколько часов отправился в Большой Китяк. А по возвращении в Старый Бурец батюшку снова ждут службы и требы, и это на больных ногах! Так что, получается, я украла у него драгоценные часы отдыха. Но уж очень хотелось, чтобы как можно больше людей узнали об этом искреннем сельском пастыре, который верой и правдой служит Богу и людям. Задаю несколько вопросов и быстро записываю ответы. Осмыслю их позже по дороге домой…

Что вспоминается сегодня батюшке? Что огорчает и радует его? Однажды маленький Толя нашёл дома старую потрёпанную книжку с необычными картинками и буквами. «Это Евангелие», — объяснила бабушка Мавра, сестра деда. Церковно-славянские тексты дополняли красивые иллюстрации, и старушка с малышом с увлечением рассматривали их, а потом делились впечатлениями. Маврины рассказы о Боге, Матери Божией и святых захватили детское воображение. Первое своё посещение храма, это было на Пасху, маленький Толя тоже запомнил на всю жизнь. Было как в сказке: всё сияло золотом, благоухало и переливалось неземными красками! Церковь заменила мальчику рано ушедшую в мир иной маму. Только в храме становилось спокойно и радостно, словно в материнских объятиях.

В 1960-е годы церковь закрыли, Анатолий уехал из Старого Бурца в город. Там однажды попал в больницу, где врачи поставили страшный диагноз. Казалось, дни были сочтены, но случилось чудо: неизлечимо больной вышел из лечебницы на своих ногах. Тяжкий недуг ещё не раз проявлялся приступами сильной боли, но Господь давал силы, Божья Матерь утешала. 10 октября 1995 года особо запомнилось отцу Анатолию: он впервые вошёл в малмыжскую церковь не как простой прихожанин, а в качестве нового чтеца Богоявленского храма. А потом Дряблова рукоположили в диакона, а через два года — в сан священника и определили быть настоятелем церкви в Старом Бурце. Так он вернулся в родное село под покров матушки-церкви.

«Время было непростое, — вспоминал отец Анатолий, — священников не хватало, поэтому зачастую рукополагали без семинарского образования. Люди тянулись к вере, но восстанавливать поруганные, осквернённые храмы приходилось практически с нуля, ценой невероятных физических и душевных усилий. Чего стоило, например, раздобыть цемент или кирпич, договориться о доставке, не имея средств! Одновременно приходилось священствовать и учиться». С особой сердечной теплотой говорил батюшка о своих помощниках, прежних и нынешних. В истории старо-бурецкого прихода Анна Гурьяновна Панкратова навсегда останется как первая просфорница. Она помнила церковные службы ещё до закрытия храма в 1960-х годах, и её помощь молодому священнику, пытавшемуся возродить приходскую жизнь, была бесценна.

Анна Андреевна и Иван Семёнович Сысоевы сумели пронести свою веру в Бога через всё советское время, многое за неё претерпели: Анну Андреевну «за связь с религией» не раз вызывали «на ковёр» к начальству. А как болели душой за приход Марина Владимирова и Зоя Тимофеевна Ступины! С радостью выполняли любую тяжёлую работу: и полы мыли, и дрова рубили, и кирпичи при ремонте храма носили. Увы, многих уже нет с нами… 97 лет исполнится в этом году монахине Марии, которая сейчас живёт в монастыре в Вятских Полянах. Её забота о храме в Старом Бурце творила чудеса. Однажды молодую берёзку, что растёт рядом с храмом, объела коза. Деревце погибало, но матушка Мария так за ним ухаживала, что берёзка выжила и сегодня весёлым шумом роскошной кроны встречает прихожан, идущих на службу. Поддерживали отца Анатолия в его начинаниях протоиерей Алексий Сухих, благочинный Вятско-Полянского округа, и протоиерей Борис Бабушкин.

На мой вопрос, можно ли считать жизненным успехом всё, что сделал отец Анатолий, те слова признательности ему, которые я услышала в старо-бурецкой и китякской церквях, батюшка ответил: «Не дай Бог возгордиться! Я просто живу нуждами прихожан, они моя семья. Настоятель должен заботиться о храме и о своих духовных чадах как о самом дорогом в жизни. Люди, обращаясь к священнику, прежде всего желают получить от него утешение в бедах, совет в трудной ситуации, молитвенную поддержку. Нужно принять на себя их скорби, пропустить через своё сердце их боль, горячо помолиться Господу, и тогда слово будет врачевать душу, укреплять веру и приводить к Богу».

На фото:
— Протоиерей Анатолий Дряблов;
— Храм прпп. Зосимы и Савватия в Большом Китяке;
— Владимирская церковь в Старом Бурце;
Отец Анатолий с прихожанами.

Наталья Чернова-Дресвянникова
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться