Чудо себяисправления

В одном из первых номеров «Вятских епархиальных ведомостей», которые начали издаваться в 1863 году, упоминается книга вологодского протоиерея Василия Нордова (1797–1883) «Беседы на Божественную литургию и блаженства евангельские», увидевшая свет в 1855 году. Имя отца Василия было хорошо известно во многих епархиях обширной Российской империи, в том числе и в Вятской, благодаря его проповедническим трудам. Вятские епископы в начале ХХ века в своих отчётах неоднократно упоминали о том, что сельское духовенство зачастую пользовалось проповедями протоиерея Василия Нордова, прочитывая их прихожанам за богослужением.

Священник Василий Нордов, сын бедного устюжского причетника Ивана Телятьева, в Вологодском духовном училище получил фамилию Нордов. Благодаря своим дарованиям и великому трудолюбию Василий поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1822 году со степенью кандидата богословия, и был назначен ректором Никольского духовного училища. Через два года отца Василия перевели в Вологду, где в 1830 году он был возведён в сан протоиерея. Через три года получил назначение на должность ректора духовного училища в Великом Устюге. В 1841 году отец Василий стал настоятелем кафедрального собора г. Вологды, а на следующий год — ректором здешнего духовного училища. У вологжан Нордов пользовался громадным уважением. Рассказывали, что святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, недолго бывший епископом Вологодским, так отзывался о батюшке: «Это бриллиант Севера». Интересен тот факт, что Нордов приходился дальним родственником вятскому священномученику Николаю Заварину.

В разные годы напечатаны 12 книг с церковными поучениями, проповедями и сочинениями духовного содержания протоиерея Василия Нордова. В 1883 году вышло в свет двухтомное издание «Сеятель благочестия» с портретом и проповедями батюшки. Предлагаем вашему вниманию одну из них — «Себяисправление — это чудо».

«Господь наш Иисус Христос, когда был на земле, творил бесчисленные чудеса. Этому удивляться нечего: Он есть истинный Бог, Который имеет власть над всей природой и потому творит, «елика хощет». А вот что удивительно: такую же или подобную власть имеют люди, такие же или подобные чудеса творят последователи Христовы. Действительно, Господь Иисус Христос даровал ученикам Своим власть творить знамения и чудеса и такую же благодать и силу обещал всем верующим: «Веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит». Так было и доныне бывает. Не говоря уже о Матери Божией, Которая есть Владычица мира, все истинные последователи Христовы: апостолы, мученики, пастыри церковные, пустынные подвижники и юродивые — были чудотворцами. Трудно перечислить святых Божиих угодников, которых Церковь ежедневно вспоминает, а чудесам, от них совершившимся, нет числа. Такое обилие благодати находится в Церкви Христовой! Столько Божественной силы передал Спаситель Своим угодникам, чтобы прославить их веру и засвидетельствовать к ним Своё Божественное благоволение!

Знаете ли, братья, что после этого хочу я сказать? Ведь и все мы можем быть чудотворцами. Вас поразили эти слова? Вы готовы счесть их нескромными, дерзновенными? Не спешите, позвольте мне продолжить речь. Само собой разумеется, что не такими чудотворцами, каких прославляет Святая Церковь. Хотя мы тоже верующие, но ещё грешники, а чудотворцы — святые Божии, которые христианской жизнью, украшенной всеми добродетелями, благоугодили Богу и за высокие благочестивые подвиги удостоились от Него особенной благодати и милости. Нет, такими чудотворцами мы пока быть не можем. Об этом никто из нас не дерзнёт и помыслить. Такое чудотворение даже не зависит от воли человека: оно есть дар Божий, дар особенной благодати Его, изливающейся на святых, благоугодивших Ему.

Есть, братья, другой род чудотворения, всем нам возможный, даже заповеданный. Это чудо — обновление, перемена нас самих, жизни плотской на духовную, порочной на добродетельную, греховной на чистую и святую. «Да разве, — скажете, — это чудо?». Чудо, братья, истинное чудо. Ведь таковым обыкновенно называют то, что выше законов природы, сил и способностей человека. А здесь не то же ли самое? Не выше ли своей растленной природы ставит себя человек, когда начинает жить вопреки своим естественным наклонностям и страстям? Например, ему хочется есть, а он постится; ему хочется спать или быть в покое, а он встаёт на молитву; ему хочется жить праздно, а он принимает на себя труд; ему хочется развлечений и увеселений, а он остаётся при своих делах и обязанностях; ему хочется воспользоваться чужим, а он отдаёт и своё; ему хочется уязвить чем-либо своего врага, а он ему благотворит! Разве не дивно переменить себя, отказать греховным желаниям, оставить порочные навыки и во всём подчинить себя правилам благочестия и добродетели?

А вот что говорил Бог через пророка Своего иудеям: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). То есть, чтобы из злого сделаться добрым, из порочного — благодетельным и благочестивым, необходимо переменить свою природу. Что же после этого себяисправление, как не чудо? Чудо всегда производит в нас благоговейное удивление. Не то же ли и здесь? Кто не удивится, если увидит человека совсем другим? Прежде тот был вольнодумец и даже отступник от веры — ныне искренно верующий; раньше невнимательный к Церкви и беспечный — ныне ревностный молитвенник; прежде невоздержный чревоугодник — ныне строгий постник; раньше плотской и чувственный — ныне целомудренный и непорочный; прежде пьяница — ныне воздержный и трезвенный; раньше дерзкий и буйный — ныне скромный и степенный; прежде надменный и гордый — ныне тихий и смиренный; раньше скупой и жестокий — ныне щедрый и милосердный; прежде праздный и ленивый — ныне трудолюбивый и деятельный; раньше любитель рассеянности, увеселений и забав — ныне уединённый, внимательный к себе и попечительный о своих обязанностях.

По всему видно, братья, что себяисправление есть чудо. Вы опять удивитесь, если я скажу, что оно для нас важнее всех других чудес. К этому мы призваны: совлечение ветхого человека и облечение в нового — наш христианский долг. Без иных чудес мы можем спастись, а без этого — нет. И святые сделались таковыми не иначе, как через перемену жизни, явив чудо себяисправления, победив свои страсти и очистив себя от всякой скверны плоти и духа. А без исправления себя к чему послужат действительные чудеса, если только они возможны? Иуда был апостол и чудотворец, а где он теперь? Несмотря на своё апостольство и дар чудотворений, он погиб, потому что не был чудотворцем в себе самом, не победил и не истребил в себе пагубной страсти сребролюбия. И не один Иуда так несчастен. Спаситель говорил: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22–23). Напротив, отчего мытари, разбойники и блудницы сделались святыми и ныне в Царствии Небесном? Оттого что показали в себе чудо себяисправления, переменили свою жизнь, оставили грехи и посвятили себя Богу и спасению своих душ.

Не к ослаблению достоинства чудес, совершаемых святыми, и не к уменьшению славы чудотворцев говорю это (да не будет!), а для показания достоинства и силы себяисправления, которое каждому христианину необходимо, и Спасителем нашим всем Его последователям заповедано. Ведь и здесь действует та же благодать и сила Божия, которая является в видимых чудесах, совершаемых святыми. Один и тот же Премудрый и Всемогущий Бог чудеса творит святыми Его и грешников делает праведниками. Как ни один святой без воли и силы Божией не может творить дел, превышающих законы природы, так и ни один грешник без благодати и помощи Божией не может победить силу греха, восторжествовать над растленной своей природой и сделаться другим, новым, чистым и непорочным. Со стороны человека требуется только искреннее желание, решительное намерение, усердная молитва к Богу и деятельное исполнение воли Божией и христианских обязанностей.

О, если бы больше было между христианами таких чудотворцев! Как бы это было приятно Богу, какая радость была бы на Небе у Ангелов! Ведь там радуются и об одном грешнике кающемся. Что же было бы, если бы много было таковых кающихся, оставляющих грехи, изменяющих худую и порочную жизнь на благочестивую. О, если бы и нам, братья, быть победителями греха и, укрепляясь благодатью Божией, совершающейся в немощах наших, показать в себе чудо себяисправления! О, если бы и нам порадовать Небо своим христианским, благочестивым и добродетельным житием! Помолимся об этом Спасителю нашему Богу, пришедшему призвать грешников на покаяние и взыскать, и спасти погибших».

Подготовили насельницы Владимирского монастыря в Пиксуре
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться