День в Городце

Когда я слышу о Городце, самом древнем городе Нижегородской области, ровеснике Москвы, невольно перед глазами возникает знаменитая городецкая роспись, отличающаяся от жостовской, гжели и хохломы. Интересная цветовая гамма, необычные сюжеты… В своё время даже купила замечательную городецкую шкатулку с изображением двух барышень за чаепитием. Очень давно мечтала побывать в этом городе, и вот моя мечта осуществилась в ноябре, когда подходило к завершению наше путешествие на теплоходе по Волге. Да, ноябрь — это не месяц май: небо заволакивают тяжёлые тучи, дует холодный ветер, но радость от встречи с древним городом и его святынями восполняет всё сторицею.

Крепость на берегу Волги

Наш теплоход «Лебединое озеро» не торопясь проходит шлюзы Горьковского водохранилища и причаливает к пристани Городца, пережившему за свою историю как периоды расцвета и славы, так и упадка и забвения. Он был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, суровых старообрядцев и предприимчивых купцов. В краеведческой литературе встречается мнение об основании Городца князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Однако большинство учёных относит его основание к времени княжения Андрея Боголюбского. История Городца отсчитывается с 1171 года, когда он был упомянут как крепость в Лаврентьевской летописи в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию. Боевые речные суда, стоявшие в заливах под городом на высоком берегу Волги, закрывали булгарам путь по реке вглубь русских земель.

Уникальным памятником древности в Городце являются три линии укреплений XII–XIII веков. Строительство крепости началось с возведения валов на Княжьей горе, возвышенном плато на левом берегу Волги. Городецкие валы по высоте уступали лишь киевским. Крепостной ров с остро заточенным частоколом на дне имел глубину около пяти метров. В 1238 году Городец разделил трагическую участь Владимирской Руси: он был разорён войсками Батыя. С этого события начинается история одной из главных святынь России — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Она хранилась в Городце, а после сожжения его врагами, по одному из преданий, чудесным образом перенеслась в Кострому, где и была вновь обретена.

История Городца также связана с именем благоверного князя Александра Невского. В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, князь занемог и в Городце умер. В конце XIII века город стал центром удельного княжества одного из сыновей Александра Невского — Андрея Городецкого, который, к сожалению, вошёл в истории как инициатор долгих и жестоких усобиц. Зимой 1293–1294 года он привёл на Русь большое ордынское войско, с помощью которого отнял у старшего брата великокняжеский престол. Со смертью князя Андрея Городец быстро потерял былое политическое значение.

Новый этап в истории города в середине XIV века связан с именем князя Городецкого и Суздальско-Нижегородского Бориса Константиновича, честолюбивого и энергичного политика, непримиримого соперника возвышавшейся Москвы. Однако рост её могущества не удалось остановить ни Борису, ни его потомкам. На рубеже XIV–XV веков Городец был заметен не только в политической, но и в культурной жизни Руси. Отсюда вышел выдающийся мастер иконописи старец Прохор, который вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым участвовал в росписи Благовещенского собора московского Кремля.

Одно из последних упоминаний в летописях о Городце относится к 1408 году, когда войско хана Едигея «пойдоша к Городцу и взяша его, огнём пожгоша весь». От этого страшного нашествия Городец не смог оправиться. Несмотря на былую славу, он потерял статус города и стал селом, которым в разные годы владели Ксения Годунова, князь Лобанов-Ростовский, Григорий и Владимир Орловы, а в XIX веке часть Городца принадлежала графу Панину. В 1722 году Пётр I, совершая путешествие в Астрахань, посетил Городец и его Феодоровский монастырь. В XVII–XVIII веках Нижний Новгород, Балахна и Городец являлись центрами судостроения, а городецкие плотники особенно славились своим искусством, поэтому царь Пётр привлекал их к строительству военных кораблей, участвовавших в походе на Азов.

Расцвет Городца пришёлся на вторую половину XIX и начало XX века — эпоху бурного развития «русского капитализма». Село разбогатело на судостроении, судоходстве и торговле хлебом. Процветала мукомольная промышленность, здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы. На деньги купцов были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, театр и библиотека, добровольная пожарная дружина. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась знаменитая сюжетная роспись на прялках. Облик Городца значительно изменился. На волжской набережной на высоком берегу и улице Купеческой стояли богатые дома, а вдоль реки вытянулась улица Большая с торговыми рядами, лавками и магазинами.

В 1933 году Городец получил статус уездного города, однако социалистические преобразования сломали прежний хозяйственный уклад, и купеческий Городец ушёл в прошлое. К сожалению, большая его часть, что располагается вдоль реки, в настоящее время имеет несколько неприглядный вид. А вот недавно обустроенная набережная с красивыми деревянными домами, сейчас являющаяся пешеходной улицей, очень симпатична. У каждого домика хочется остановиться и разглядеть витиеватые узоры наличников. Во многих окнах сохранились стёкла с неровной поверхностью. Подходишь к такому окошку, и сразу вспоминаются уроки географии, когда мы разглядывали слюду. Во многих домиках сейчас располагаются музеи или сувенирные лавки, где каждый путешественник может что-то приобрести на память: сувенир с городецкой росписью, золотошвейную накидку или знаменитые городецкие пряники, которые до настоящего времени изготавливают по старинным рецептам.

На этой пешеходной улице установлен памятник благоверному князю Александру Невскому, покровителю города. В юбилейный год 800-летия со дня рождения святого князя в Городце проводилось множество тематических мероприятий. В центральной части города на красивой площади установлены памятники воинам Великой Отечественной войны, пограничникам, а также учительнице Матрёне Вольской, участнице партизанского движения, которая в 1942 году вывела с оккупированной немцами территории более трёх тысяч детей.

Духовное сердце Городца

Главной духовной доминантой города является Феодоровский мужской монастырь. Его основание в 1154 году приписывают великому князю Юрию Долгорукому. Обитель трижды подвергалась разорению: в 1238 году она была сожжена войском хана Батыя, в 1408-м опустошена ханом Едигеем, а затем разрушена в советское время. На рубеже XIV–XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца — сподвижник Феофана Грека и Андрея Рублёва. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского святой Павел Обнорский, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь. В 1804 году в обители принял постриг, а затем 14 лет был наместником преподобный Тимон Надеевский, ученик старца Серафима Саровского. В XIX веке в Феодоровском монастыре подвизался известный церковный миссионер и учёный-востоковед архимандрит Пётр (Каменский), который здесь же и похоронен.

В 1927 году безбожная власть закрыла обитель. В одном из корпусов бывших келий расположилась районная колхозная школа, а колокольня стала использоваться под водонапорную башню. Размещение в Феодоровском монастыре Трудовой коммуны правонарушителей негативно отразилось на его состоянии. В конце 1940-х годов храмы обители были взорваны. Кирпич от разрушенных монастырских построек пошёл на строительные нужды. Слава Богу, что сохранилась главная святыня монастыря — чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери, который сейчас находится в музее.

Именно в этой обители принял перед смертью схиму благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. Наверно, его молитвами монастырь трижды возрождался из небытия. В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшей город Феодоровской обители, напоминали только памятник на набережной Волги, дореволюционные пожелтевшие фотографии и рисунок монастыря на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее. Обращение к памяти святого Александра Невского и возрождение Феодоровской обители началось по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, который сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви.

Настоятелем Феодоровского монастыря стал игумен Августин (Анисимов). Имея большой опыт миссионерской работы, батюшка хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель должна стать центром миссионерской и просветительской работы и что в этом деле может помочь интеллигенция. Отцу Августину удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным темам. Обладая широким кругозором и обширными знаниями, отец Августин, ныне епископ Городецкий и Ветлужский, выступал перед коллективами местных предприятий, читал лекции в музеях и библиотеках, собирая большие аудитории. Он говорил о смысле жизни человека, причинах семейных проблем и демографии, воспитании детей, патриотизме и, конечно, вере, приводя в пример святого князя Александра Невского…

Уже на следующий год, 12 сентября, Феодоровский монастырь был освящён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В обители создан православный миссионерский центр, в который входят музей, научно-исследовательский кабинет, экскурсионная служба, выставочная галерея, кинозал и библиотека с читальным залом. Монастырь ведёт активную работу с домами престарелых, детскими интернатами, воинскими частями и образовательными учреждениями. Время нашего пребывания в Городце было ограничено, но именно нашей экскурсионной группе повезло попасть в монастырский собор в честь Феодоровской иконы на воскресное богослужение. Служба уже закончилась, и владыка Августин проникновенно говорил проповедь. Помолившись, мы поставили свечи у почитаемого списка Феодоровской иконы Божией Матери.

Никола-ключ

В этот день наш ждало удивительное путешествие на Никола-ключ, который находится в лесу в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. По преданию, в этом месте когда-то было явление Николая Чудотворца. Святой источник бьёт в специально сооружённой часовне и под крытым навесом между часовней и купальней. Из всей нашей группы в этот ноябрьский день только мы с супругом решили окунуться в благодатных водах, но доброе дело не обходится без искушения. Утром прошёл небольшой дождик, и я второпях так подскользнулась на деревянных тротуарах, что, как сказал потом супруг, «был такой грохот». Несмотря на ободранное колено и разбитую руку, всё же окунулась несколько раз в святой воде. Она показалась такой тёплой и ласковой, что выходить не хотелось, а после купели чувствовалась духовная радость!

Экскурсовод нам рассказала, что над ключом ещё в стародавние времена была срублена часовенка, куда в праздники Иоанна Предтечи крестным ходом из соседнего села Богомолова приносили чудотворную икону Иоанна Крестителя. Делалось это по давней традиции, но без разрешения духовных губернских властей, а потому священник Спасской церкви Городца в 1798 году извещал нижегородского епископа, что «в стоящей близ села Богомолова какой-то часовне на ключе приезжающие люди через богомоловских священников поют молебны, а в пристроенном к ней амбарчике купаются». На это незамедлительно пришла резолюция: «Дабы не подать повода к неудовольствию народному и поелику в сей часовне отправляется молебствие через правильных священников, то оставить её до тех пор, пока сама сгниёт, вновь же строить воспретить. Ежели при сей часовне происходит что непристойное и оскорбляющее благонравие, то за сим должны следить господа капитаны-исправники, коим округи вверены».

Спешно проведённое полицией следствие показало, что чудотворная икона Иоанна Предтечи явилась людям на ключах у деревни Белоглазово в 1710-х годах, и именно по этой причине ещё «во времена царствования Петра Великого выстроена с купальницею часовня». Какого-либо «криминала» в совершении на белоглазовских ключах народных молебнов не оказалось, хотя духовные власти смущали проводимые в ночь на праздник Рождества Иоанна Предтечи народные купания, похожие на языческие купальнические вечера. О подобных «празднествах» ещё в 1636 году с тревогой писали в Москву нижегородские священники: «На праздник Иоанна Предтечи по сёлам и по деревням кладут огни по полям и играют, и через те огни скачут жёнки и девки, и так творят от Рождества Иоанна Предтечи до Петрова дня». Именно так, кострами, плясками, плетением венков и языческими обрядами, встречали ночь на Ивана Купалу белоглазовцы даже спустя века. Наверное, поэтому по попущению Божию на Никола-ключе в ночь с 7 на 8 июля 2007 года из-за неосторожного обращения с огнём сгорела часовня. Через некоторое время была построена новая, в которой сейчас находится множество икон, и каждый приезжающий на источник может здесь благоговейно помолиться.

Когда мы возвращались на теплоход после замечательной экскурсии, неожиданно пошёл холодный дождь и поднялся сильный ветер. Нам даже пришлось некоторое время ждать, пока теплоход пришвартуется к причалу, так как была сильная волна. На «Лебедином озере» наш ждали горячий чай, а потом вкусный обед и тёплые каюты. До прихода в Нижний Новгород оставалось несколько часов, и мы посетили литературную гостиную, где артисты с нашего теплохода читали стихи Некрасова, Есенина, Заболоцкого и других поэтов. Нижний Новгород встретил нас солнечной погодой, и вскоре мы уже мчались на поезде в Вятку и под стук колёс вспоминали удивительный Городец на берегу Волги, который сохраняет древние традиции и особо чтит память благоверного князя Александра Невского. Помечтали и о том, что, дай Бог, когда-нибудь в Вятке будет возрождён Александро-Невский собор, который, несомненно, станет украшением нашего города.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться