Вот уже почти полтора столетия, улыбаясь, взирают они со своей высоты на проходящих мимо людей. Это последние вятские львы. Можно предположить, что появились они при купце Якове Прозорове: не случайно же его дом в Слободском тоже украшен этими сказочными зверями. Теперь улыбка у них довольная: совсем недавно их отреставрировали и вновь вознесли на ворота Областного музея истории народного образования, что находится в Вятке на улице Московской 33, рядом с православной гимназией.
Само здание, как и флигель рядом, первоначально принадлежали купцу И.В. Хохрякову, деду художника Николая Хохрякова, затем родственникам-наследникам Праздниковым. У последних в конце 1860 – начале 1870-х годов собирался гимназический кружок, где молодёжь изучала модных тогда Писарева, Добролюбова, Чернышевского. В 1875 году владельцем усадьбы стал известнейший вятский, затем петербургский купец Я.А. Прозоров, и уже после него дом перешёл городскому училищу. Несомненно, тогда начался самый яркий период в жизни этого дома, который в своде памятников истории и культуры Вятки обозначен, как «здание бывшего Вятского городского училища». Здесь четыре года обучался самый известный его выпускник Саша Гриневский, или Александр Грин.
После непривычной для Вятки августовской жары в залах музея прохладно. Высокие потолки, большие светлые окна и какая-то очень тёплая обстановка. На первом этаже расположилась небольшая художественная выставка. Широкая лестница ведёт на второй этаж, где представлены экспонаты музея. Вот зал истории образования в Вятке: фотографии первых учебных заведений, первых учителей и наставников, воспитанников. Под стеклом — аттестаты, похвальные листы, школьная форма воспитанницы Вятского епархиального женского училища. А вот и фотография этого учебного заведения.
Епархиальные женские училища появились в России в середине XIX века, в них обучались дочери духовенства. Вятское епархиальное училище открылось 8 сентября 1863 года. Первое его название — Вятское училище девиц духовного звания. Для него была куплена усадьба на углу улиц Кукарской и Вознесенской (ныне Красноармейской и Ленина) с каменным двухэтажным домом. Впоследствии его значительно расширили благодаря западной и южной пристройкам. Училище имело свою домовую церковь. Это здание известно нынешним жителям Вятки, как бывший педагогический институт; сейчас это один из корпусов Вятского государственного университета. В 1880 году Я.А. Прозоров передал епархиальному училищу свой особняк, построенный рядом, на другой стороне улицы Вознесенской. В «красном замке», как называли здание в народе, сейчас располагается филиал Московского финансово-юридического университета.
В 1863 году в первый класс поступило 40 воспитанниц, из них 34 жили в общежитии училища. Из этих последних 17 были казённокоштными, то есть содержались за счёт училища, получая бесплатно жильё, питание, одежду и учебники. Другие, своекоштные, содержались за счёт родителей, которые вносили определённую плату за обучение своих дочерей. Были ещё приходящие воспитанницы, которые жили не в общежитии, а в городе — в домах родителей, родственников или на съёмных квартирах.
В епархиальном училище девушки получали хорошее образование. Там преподавались Закон Божий, чистописание, русский и церковнославянский языки, история русской литературы, гражданская история, география, арифметика, геометрия, физика, педагогика, дидактика, пение и рукоделие. Выпускницам училища предоставлялось право работать домашними наставницами и учительницами.
В Вятском епархиальном училище получали образование мои родственницы из так называемой понинской веточки в родословной Покрышкиных. Её основателем был священник Димитрий Покрышкин 1842 года рождения, служивший в селе Понино Глазовского уезда Вятской губернии. По его стопам пошёл единственный сын Иван (1869–1916), с успехом окончивший Вятскую духовную семинарию. У отца Иоанна было девять детей: пять дочерей и четыре сына. Несмотря на отдалённость села Понино от городской цивилизации, все они обучались музыке (играли на рояле, виолончели, скрипке и балалайке), очень много читали, рисовали, занимались фотографией, устраивали домашние спектакли. Священник Иоанн Покрышкин стал инициатором строительства в селе школы, достаточно большой по тем временам. На одном старинном фото он держит план строительства школьного здания.
Две его дочери Елена и Валентина окончили Вятское епархиальное училище. Сын Вячеслав после духовного училища поступил в семинарию. Несмотря на то, что революция прошлась огненным колесом по семейству, уже при советской власти почти все дети отца Иоанна получили высшее образование, стали врачами, учителями, библиотекарями и музыкантами… Сохранились фотографии дочерей Елены и Валентины, учениц Вятского епархиального училища. Однажды в письме к отцу Иоанну они просили его разрешения на участие в рождественском спектакле. Благословение было получено, и среди старых фото есть снимок, где участники того спектакля — в костюмах народов России: тут и украинцы, и кавказцы, и русский старик с бородой и балалайкой.
В следующих залах музея истории народного образования на стендах под стеклом выставлены такие экспонаты, как учебные пособия, простейшие (на современный взгляд) школьные приборы, тетрадки и журналы с оценками «отл», «хор» и «удовл». А вот и класс: деревянные парты, чёрная доска и на полочке столбики мела. Да, так всё и было: и парты с откидными крышками и углублениями для ручек и чернильниц-непроливашек, и тряпочные перочистки, и скромный учительский стол с простым деревянным стулом, и большая карта мира на стене!
Директор музея Светлана Михайловна Бушмелева сказала: «Нашему поколению кажется, что это было совсем недавно, а вот для детей, приходящих сюда, — это история. Поэтому с таким интересом они смотрят на ученические ручки с железными пёрышками, на кажущиеся громоздкими парты, на все атрибуты школьной жизни дореволюционного и советского периодов». Важно сохранять и показывать их современным детям, рассказывать о том, как раньше жили и учились в России, в частности, в нашей Вятке. Это наша история, её надо беречь. И радует, что у замечательного музея истории народного образования — большие планы. А на старой школьной доске крупными буквами выведено мелом: «Здравствуй, школа!».



