Вернётся ли Казанская икона?

Наш постоянный автор Наталья Чернова-Дресвянникова из г. Казани прислала в редакцию «Вятского епархиального вестника» статью, посвящённую торжественному событию, важному не только для Татарстана, но и для всей православной России: 21 июля, в праздник явления Казанского образа Божией Матери в 1579 году, состоялось освящение храма в честь этой иконы, возрождённого из руин по историческим образцам на месте обретения чудотворного образа.

Страшное святотатство

Последнее случилось в самом начале прошлого века, 29 июня 1904 года. Насельницы Богородицкого женского монастыря, войдя утром в Казанский собор, увидели жуткую картину: множество икон старинного письма были разбиты и разбросаны по полу, золотые оклады, жемчуг и драгоценные камни похищены. Самое чудовищное — бесследно исчезла Казанская икона, всероссийская святыня, в честь которой был построен и храм, и сама обитель! Полиция, занимавшаяся розыском преступников, быстро напала на след святотатцев и арестовала их, но образ так и не был найден! Православных охватил ужас: видимо, это плохое предзнаменование, грядут тяжкие испытания для России. События, последовавшие вскоре, показали, как они были правы: Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война, голод, эпидемии, десятилетия безбожной власти принесли бесчисленные страдания, скорби и смерти! «За грехи наши, — говорили старики, — а икона ушла от людей, чтобы не попасть в скверные руки». Но Заступница усердная не оставила Россию Своим предстательством пред Богом, иначе нельзя объяснить нашу Победу в Великой Отечественной войне.

С Казанской иконы в разное время было сделано множество точных списков, прославившихся чудотворениями. Одним из них была икона, переданная в 2005 году папой Римским в Казань. Сама же святыня, если похитители всё-таки её не уничтожили, до сих пор не вернулась к людям, видимо, пока не время, не заслужили такой милости… Об этом думалось по дороге на улицу Большая Красная, где рядом с возрождённой ранее Крестовоздвиженской церковью обретает свои прежние очертания Казанская Богородицкая обитель. Накануне прочитала программу торжеств: они начинались всенощным бдением 20 июля. В сам праздник — ранняя служба в Благовещенском храме Казанского кремля, откуда верующие крестным ходом прошли до возрождённого храма. В торжествах приняли участие представители власти светской и церковной, духовенство не только из Татарстана, но и других российских регионов. Божественную литургию после чина великого освящения двух престолов воссозданного собора, главного в честь Казанской иконы Божией Матери и левого в честь благоверного князя Александра Невского, возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но не о высоком статусе праздника думалось, а о том, что Казанская — любимая икона многих россиян, и для каждого она своя, родная. Благоговейно почиталось и место её обретения — Богородицкий монастырь. В памяти стали всплывать рассказы о нём, услышанные мною в разное время от разных людей.

Дары монастырю

Казань, как и другие старинные города, выросшие на месте пересечения торговых путей, исторически была окружена слободами. В одной из них — Козьей — в детстве и молодости жила с семьёй бабушка Мария. Их дом с большим огородом находился прямо напротив Богородицкой обители через речку Казанку. Слобода соединялась с центром города мостом. За ним под Кремлём на большой площади устраивался рынок, особенно раздольный в сезон урожая. Мария ходила туда ещё с матерью, а потом и самостоятельно. Продавала излишки с огорода: капусту, картофель, огурчики. «Особенно хорошо у нас росли тыквы, — вспоминала она, — крупные, ровные и сладкие на вкус. Всё, что оставалось в конце торгового дня, относили в монастырь. Он, большой, красивый, возвышался над домами, так что издалека видно. Монахини славились как искуснейшие белошвейки: нигде такой тонкой работы, как у них, не встретишь. Вышитые изделия продавали и на то только и жили, поэтому с большой благодарностью сёстры принимали наши дары — они им хорошим подспорьем были».

От бабушки Марии я узнала и негласные правила, действовавшие тогда на казанских рынках: во время подготовки к большим религиозным праздникам цены на мясо, масло и другие скоромные продукты не росли, а, наоборот, падали; с наступлением поста извлекать большую прибыль, пользуясь повышенным спросом на постное, считалось грехом. Тому, кто поднимал цену, говорили: «Креста на тебе нет!».

Табачная пыль

Моей бабушке Антонине Николаевне посоветовали сходить за табачной пылью — мол, средство отличное от вредителей в саду — на табачную фабрику на месте бывшего Богородицкого монастыря. Она там раньше не бывала, отправилась туда и вернулась с мешочком сильно пахнущего порошка. Я тогда училась в школе, но как сейчас помню её рассказ о своих впечатлениях: «Из проходной послали меня в один из цехов, тот, что внизу в самом начале улицы. Везде грязь, вонючие нечистоты и воздух такой пыльный, что невозможно дышать. Как там люди работают?». Бабушка родилась ещё до революции 1917 года и поэтому в обезображенных производственных помещениях сразу же распознала церковную архитектуру, и, будучи совсем нерелигиозной, тем не менее ужаснулась: какое кощунство над святыней!

Таинственное место

После окончания школы я работала в Доме ребёнка, который находился в историческом здании детского приюта, выстроенного на пожертвования богатых граждан на берегу Казанки. После работы любила прогуляться по соседним улочкам: среди красивых каменных и деревянных домов затейливой архитектуры, спрятанных в буйной зелени деревьев и дикого винограда, так сладко мечталось. На спуске к Кремлю настроение менялось. Любоваться здесь, откровенно говоря, было нечем: с одной стороны «гиляровские» трущобы, с другой — ряд безликих пятиэтажных «хрущёвок». Но внутри них виднелись руины чего-то старинного и, по-видимому, прежде величественного. Впечатляюще выглядела и старинная водонапорная башня. Что было здесь на месте руин и неустроенности? Спросить об этом кого-то из местных даже в голову не приходило. Всё в городе тогда дышало славной былинной стариной, и прошлое этого угрюмого места представлялось мне таким же таинственным.

Восстановить невозможно

В начале 2000-х годов экскурсоводы, знакомившие гостей города с Кремлём, на вопрос о месте обретения Казанского образа Богородицы показывали рукой на восстанавливаемый храм святой Параскевы Пятницы (там моя бабушка когда-то разжилась мешочком табачной пыли), добавляя: «За этой церковью повыше стоял монастырь, где прежде нашли икону. Восстановить его вряд ли возможно: и территория обители, и само место обретения застроено жилыми домами». Но в 2016 году именно здесь начались археологические изыскания, а затем и строительство Казанского собора, возведённого в 1798–1808 годах и взорванного в 1932 году. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947–2020) задумал действительно богоугодное дело, поэтому при деятельной поддержке власти и благотворителей все сложные работы проходили успешно, возникавшие проблемы решались быстро. Кстати, на месте обретения всероссийской святыни были обнаружены фрагменты стен и сводов Пещерного храма Казанского собора. Через пять лет строительство церкви, воссозданной на историческом фундаменте, завершилось, но ещё продолжаются работы по окончательному приведению Богородицкого монастыря в первозданный вид.

Символ духовного возрождения

В день освящения Казанского храма вход на богослужение был разрешён лишь по спецпропускам, но по правую и левую сторону собора установили огромные экраны, на которых шла видеотрансляция службы. Порадовало внимание к религиозному событию федеральной и республиканской власти. Как отметила председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, этот день навсегда войдёт в историю Русской Православной Церкви и Отечества как настоящее торжество веры, а возрождённый собор в честь Казанской иконы Божией Матери станет местом паломничества верующих со всего православного мира и «одним из символов духовного возрождения России». Но меня больше интересовало отношение к этому событию простых людей, тех, кто стоял рядом со мной и молился. Их переживания не войдут в пресс-релизы, но они очень важны.

Вот, например, что рассказала женщина лет шестидесяти: «Раньше этот праздник в Казани не проводили так торжественно, как сейчас, с многочисленным духовенством на службах, с крестным ходом. Но моя мама Ольга всегда особо его почитала, может, потому, что вслед за ним приходил день памяти равноапостольной княгини Ольги. Мама четыре дня с 21 по 24 июля праздновала: ходила в храм, посещала родных и знакомых, бывала на дорогих сердцу могилках. Сколько помню её, она всегда молилась и мечтала дожить до того дня, когда восстановят Богородицкий монастырь. Почему-то в этом не сомневалась».

Другая паломница Татьяна рассказала следующее: «На самый первый крестный ход, когда из Ватикана вернули чудотворный список Казанской иконы, я идти не хотела: очень сильно разболелась нога, думала, и шагу не сделаю. Но после окончания службы не смогла просто уйти домой, такое ликование охватило душу, что я пошла со всеми, а боль в ноге совершенно исчезла! С тех пор ни одного крестного хода не пропустила. Казанская икона со мной и в горе, и в радости. Столько помощи от Богородицы получила, что и не вспомнить всё. Недавно, например, со мной произошло настоящее чудо. Мы с дочерью так сильно поссорились, что четыре года не общались. Молилась пред Казанским образом, и вот дочь позвонила мне, со слезами просила прощения…».

Нетленные мощи

Удивительную историю из своего детства рассказала Елена, женщина с палочкой, сидевшая на скамейке в монастырском дворе: «Сюда уже после того, как церковь разрушили, переехала из деревни моя бабушка с семьёй. Тут же родилась моя мама. Представляете, храм взорвали в 1932-м, а моя мама родилась в 1936 году 4 ноября, в осенний праздник Казанской иконы, в одной из келий монастыря, где семье дали квартиру. Высота потолка была шесть метров 60 сантиметров! Прожила мама здесь всю жизнь и умерла в 1983 году 21 июля, в другой праздник в честь Казанского образа! И она, и бабушка всегда были верующими, Казанская икона у нас в комнате висела. Да и многие соседи в Бога верили, понимали, что жизнь не складывается потому, что живут они в осквернённом святом месте. На «Табачке» почти все жильцы коммуналки работали, и судьбы практически ни у кого не сложились. И у бабушки жизнь не получилась, и у мамы, да и у меня тоже. Так и умирали в слезах…».

Елена, указывая на территорию обители, объясняла мне, что из себя представлял двор её детства: «После разрушения осталась только часть храма. В ней и в том монастырском здании с зелёной крышей разместили табачную фабрику. На основном месте, где стояла церковь, сделали проходную, а в кельях устроили коммуналку. Наши окна выходили прямо на храм, но его не было, и мы смотрели на фабрику да на сараи. Тут же выстроили конюшни, общественный туалет. В начале 1980-х сараи с конюшнями сломали из-за ветхости и… огородили всё место. Оказалось, когда стали копать, то обнаружили много человеческих костей. Наверное, рабочие наткнулись на монастырское кладбище и среди останков обнаружили нетленные мощи! Срочно был вызван наряд милиционеров, которые никого не подпускали к раскопкам, но всё же особенно любопытным удавалось кое-что рассмотреть.

Я тогда ещё подростком была, но сегодня понимаю, что, возможно, это мощи одной из послушниц обители или благотворительниц. Я увидела её! Она так сохранилась, словно умерла совсем недавно: тело не разложилось, только высохло немного. Нетленным оказались и её длинное платье и парчовая отделка по низу, которая переливалась на солнце золотыми искрами, и даже чулки! Куда её увезли вместе с другими косточками праведников, неизвестно до сих пор.

В 2001 году коммуналку расселили. Нам с дочерью дали квартиру в новом районе города, но уезжать не хотелось: всё детство тут прошло, юность, да и духовная сила здесь ощущалась, не отпускала». Не смогла прижиться на новом месте и тётя Елены. Прожив девять лет в квартире со всеми удобствами, она тосковала по своей коммуналке, каждый день плакала, вспоминая её, и молилась Богородице, прося Царицу Небесную помочь вернуться туда. Мечтала о том, что Казанский собор восстановят и что тётя будет молиться в нём пред святой иконой. Умерла она в 2010 году. Перед смертью просила родных, чтобы привезли её в родной двор попрощаться, и семья выполнила последнюю волю покойной: по дороге на кладбище завезли гроб сюда, вынесли из катафалка, подождали, «пока попрощается»…

Великая благодать посетила Россию с явлением чудотворной Казанской иконы. О её почитании говорит тот факт, что храмы в честь неё строили и в Казани, и в Москве, и в Петербурге, и в Вятке, по всему Отечеству. Великая скорбь посетила нашу землю, когда святыня была утрачена, когда варварски разрушили монастырь на месте её обретения. Но вот восстановлен Казанский собор. Может, Господь и Богородица пошлют нам ещё одну милость — вновь явят пропавшую столетие назад Казанскую икону? Дай-то Бог…

Наталья Чернова-Дресвянникова
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

На иллюстрациях:

— Список Казанской иконы, возвращённый из Ватикана в 2005 году;

— Список Казанской иконы, возвращённый из Ватикана в 2005 году 2;

— Раскопки на месте обретения Казанской иконы, 2016 г.;

— На освящении Казанского храма;

— Крестный ход из Кремля с Казанским образом;

— Воссозданный Казанский собор.

Поделиться