На Божественной Литургии в храме было многолюдно. В день памяти святых Космы и Дамиана разделить радость престольного праздника с прихожанами храма приехали жители села Пасегово, села Стрижи и паломники из города Кирова.
Службу возглавил благочинный Кирово-Чепецкого округа иерей Михаил Казаковцев. Ему сослужили клирик храма святых Космы и Дамиана протоиерей Виктор Пересторонин, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы посёлка Нижнеивкино иерей Алексей Адамов, иерей Дионисий Шубин. Перед причастием с проповедью к верующим обратился иерей Алексей Адамов.
По окончании Литургии священнослужители и все присутствующие в храме прошли крестным ходом к реке Шиям и на источник, где отец Михаил отслужил водосвятный молебен и совершил чин освящения воды, после чего окропил всех святой водой.
Источник в Трёхречье появился раньше, чем был построен храм. Он пробивается из земли на месте явления иконы Божией Матери, и первоначально был освящён в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Паломники набрали воды в источнике, после чего крестный ход продолжил путь в сторону храма. В завершении крестного хода для всех была организована трапеза.
В продолжении поездки в Трёхречье вятские паломники познакомились с историей села и храма. Начиналось всё с деревни Рушмаки, которая располагалась по берегам местной реки Шиям. Интересно, что с таким названием было две деревни, но располагались они по разным берегам реки: с одной стороны были Рушмаки-I, а с другой — Рушмаки-II.
В Рушмаках-II около 350 метров от нынешнего села Трёхречье, находилась деревянная часовня во имя Космы и Дамиана. Время её постройки неизвестно, но известно, что строили по указу Консистории от 22 октября 1742 года.
В 1900 году было основано село Трёхречное, которое называлось так потому, что находилось в низине, окаймлённой тремя речками. Жители занимались земледелием и различными ремёслами: валяным, кузнечным, шорным и чеботарным (сапожным), некоторые занимались производством кирпича.
В 1902— 1903 годах в селе Трёхречном построили деревянную церковь. 4 сентября 1905 года она была освящена малым чином в честь явления иконы бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. С 1906 года в селе находилась церковно-приходская школа.
В 1916 году по проекту архитектора И. А .Чарушина в Трёхречье была построена новая каменная церковь. Сам проект был выполнен ещё в 1901 году, о чём свидетельствует дело из Государственного архива Кировской области «По отношению вятского епархиального архиерея о рассмотрении проекта и смет на местные материалы для постройки каменной церкви, причтовых домов и церковно-приходской школы в селе Трёхречном при деревне Рушмаках Вятского уезда».
Каменная церковь св.Космы и Дамиана была освящена в 1916 году, приписана к селу Пасегово и входила в первый благочиннический округ Вятского уезда. Тогда же стали совершаться и крестные ходы в часовню и на кладезь при часовне для освящения воды.
Репрессии 1937 года не обошли стороной служителей храма в Трёхречье. По делу «Истинно православной церкви» с обвинительной формулировкой в создании контрреволюционной организации был арестован и 13 октября расстрелян священник Павел Бондал. 14 октября 1937 года был расстрелян отец Леонид Кедров, который служил псаломщиком. Оба священника были реабилитированы 20 сентября 1989 года.
По словам жителей села Трёхречье в 1959-1958 годах приход храма был очень большой. Со всей округи, порой за 10 километров, шли в храм верующие. В 1960-х годах настоятелем храма в Трёхречье был отец Николай Пересторонин. Церковь закрыли в 1961 году. Как это происходило, описал Борис Талантов в статье «Сергеевщина или приспособленчество к атеизму». После закрытия церкви колокола висели ещё долго, но иконостас увезли, а остальное сломали.
Храм стали использовать под школьный спортзал, а позднее под склад минеральных удобрений. Священника выжили из села: лишили прописки, забрали дом, построенный на средства верующих, в котором он жил с семьёй, детей выгнали из школы. Самой матушке тоже угрожали, что отправят в тюрьму, а детей – в детдом. Отец Николай был вынужден уехать в Киров, стал чтецом в Серафимовском храме, а когда его лишили прописки и в Кирове, то работал в Трёхречье слесарем в совхозе, пока не вернулся к служению священника, но уже в Троицком храме села Зыково Нолинского района.
Когда в Трёхречье снимали кресты с храма, то никто из местных жителей не согласился принимать в этом участие. Как часто случалось в те времена, когда закрывались и разрушались храмы, уходила жизнь из сёл и деревень, менялась духовная жизнь людей. Всё чаще, оставляя свои дома, люди уезжали с родных мест. Так случилось и в Трёхречье.
В конце 1990-х храм возвратили Вятской епархии, и по благословению архиепископа Хрисанфа были начаты восстановительные работы. Первое богослужение в восстанавливаемой церкви св. Космы и Домиана состоялось в престольный праздник – 14 июля 1998 года. Летом 2000 года храм преобразился: были восстановлены окна и двери, отремонтирована крыша над алтарём, 14 июля 2001 года состоялась торжественная церемония освящения крестов над храмом. Среди присутствующих на службе в те дни были сыновья отца Леонида Кедрова: Николай и Александр
Со временем в храме появился иконостас, алтарь с престолом, плиткой выложили амвон, отремонтировали палатки, сложили новые печи, очистили территорию, появилась церковная ограда. Сейчас в храме есть электричество и отопление. Все сделано руками рабочих, прихожан и самих священников. Появились благотворители, помогающие в восстановлении храма.
У храма св.Космы и Дамиана села Трёхречье есть три брата-близнеца, построенные также по проекту архитектора Чарушина. Один – это храм св.Архангела Михаила в селе Русском, другой в селе Вяз и третий в Ижевске. Красавец храм св. Космы и Домиана поражает всех своим изяществом и архитектурной легкостью. В его стенах вновь мерцают свечи, звучат церковные песнопения.
По пути из села Трёхречье вятские паломники заехали в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение села Пасегово, который так же восстанавливается, благоукрашается и в котором совершаются Богослужения.
В этот праздничный день паломники возвращались домой в хорошем настроении и с благодарностью Господу. Радостно, что в Трехречье и Пасегово восстановлена молитвенная жизнь, возрождаются храмы и наполняются людьми. По словам св. Феофана Затворника: «Ведение верующего во храм, есть введение в дух молитвенный. Если хочешь возгреть молитву, чаще ходи в храм, дома так не помолишься». Храм — это не просто здание, храм — это дом Божий, где человек духовно спасается. Дай Бог, чтобы как можно больше храмов возрождалось на нашей Вятской земле.
Фотиния Вотинцева.














