Под куполом звездного неба

Очень люблю смотреть на ночное небо. Быстро нахожу «ковшик» Большой Медведицы, а вот с Малой Медведицей почему-то возникают проблемы. И Полярную звезду не всегда могу отыскать, но все равно люблю подолгу рассматривать звездное небо. В какой-то момент начинаешь ясно ощущать, что за этой безграничной красотой и величием стоит Тот, Кто по-отечески заботится о нас и всем творении. Когда же появляется луна и таинственно освещает все вокруг, можно идти по знакомым дорожкам, не боясь оступиться. Вот и в один из великопостных вечеров, возвращаясь со службы, увидела маленький серпик зарождающейся луны, и мне вдруг подумалось, что она, как путеводная звезда, пройдет свой небесный путь Святой Четыредесятницы, чтобы в преддверии Пасхи уступить место Солнцу Правды — воскресшему Христу.

На моей полочке с иконами среди других святынь хранится привезенный с горы Синай в Египте камешек с изображением ветвей Неопалимой купины, напоминающий о чудесном библейском событии, когда Господь явился пророку Моисею в горящем, но не сгорающем терновом кусте. Что удивительно, на какое бы количество частей ни расколоть такой камешек, все равно можно увидеть изображение этих веточек. Когда я смотрю на эту святыню, то мне вспоминается ночное синайское небо. Кто бывал в южных странах, знает, что оно там другое, не как у нас, а серп луны — как лодочка. На всю жизнь запомнила мое первое восхождение на гору Синай, где Господь вручил Моисею скрижали с заповедями Божиими, в тихом лунном свете под куполом звездного неба…

Поднимаются на гору всегда ночью. В другую нашу поездку с паломнической службой «С Вятки» при восхождении луны не было, так что пришлось освещать дорогу фонариками. После этого всякий раз, готовясь к поездке в Египет, заглядывала в лунный календарь, чтобы нам попасть на Синай, когда ночное светило вместе с нами будет восходить на гору, освещая наш путь. А когда присядешь на камешек отдохнуть и посмотришь на небо, кажется, протяни только руку и достанешь до звезды! Наши паломники после посещения Афона единодушно утверждали, что там не менее удивительное ночное небо, просто сплошной ковер из звезд. И под ним, когда все вокруг замирает, монахи в святых храмах в ночной тиши возносят к Богу свои молитвы.

Всегда говорить правду

Великий пост — это своего рода ночное покаянное восхождение к свету Воскресения Христова. Кто-то боится этого времени, когда нужно с терпением преодолевать трудности борьбы с нашими грехами. Другие с радостью ждут, потому что приходит время, поглубже заглянув в свою душу, провести в ней генеральную уборку, очистить ее от мусора страстей и ненужных привязанностей, мешающих нам видеть светлый Лик Христа. Но с чего начать, с чем бороться в первую очередь? Для себя решила, что прежде всего с гордостью, многословием и осуждением. А еще нужно всегда говорить правду.

Почему-то Великим постом мне вспоминаются три случая из моей жизни. Когда я была маленькой и гостила у бабушки, мне очень хотелось погладить птичку, которая жила в клетке. Однажды, когда никого не было рядом, я тихонько открыла дверку и схватила пташку в руки. Конечно, ей стало страшно, она начала вырываться, и на моих ладошках остались лишь перья от ее хвостика. Испугавшись наказания, я бросила их в клетку и быстро убежала из комнаты. Когда обнаружилось, что птичка осталась без хвостика, взрослые первым делом спросили меня, не я ли это сделала. Всхлипывая, ответила, что она сама себе оторвала хвостик. Какими бы добрыми словами меня ни увещевали, обещая, что не накажут, если скажу правду, я все равно стояла на своем и так и не созналась. Горечь от той неправды время от времени вспоминается.

Другой случай произошел со мной, когда я только начала воцерковляться. Как-то купила на рынке сумку, принесла ее домой, а внутри оказалась водолазка. Вернуть бы ее, но я решила, что Господь послал мне ее в подарок. Не знаю как, но через некоторое время продавец нашел меня и стал спрашивать, не было ли в сумке какой одежды. Я солгала. С тех пор водолазка стала жечь мою совесть, но признаться и вернуть вещь было стыдно из-за гордости. Нашла в себе силы лишь покаяться на исповеди в этом грехе и отдать водолазку нищему у храма.

Третий случай произошел на Святой Земле. Часть наших паломников, оплатив экскурсию по Галилейскому морю, получили не то, что нам обещали, потому очень расстроились. Тогда мы с гидом решили свозить нашу группу в ювелирный магазин, где даже при одной покупке для всей группы могли сделать небольшие презенты. Действительно, в подарок нам вручили пакет с крестиками из разных недрагоценных камней. И вот я говорю гиду: «Давай подарим их только тем, кто платил за экскурсию по Галилейскому озеру, поддержим их морально. А тем, кто тогда сэкономил, скажем, что крестиков на всех не хватило». Он мне ответил: «Нет, я не могу сказать неправду». И вот эту ложь я взяла на себя. Хотя вечером мы решили с принимающей стороной вопрос о некачественной экскурсии, и на следующий день всей нашей группе предоставили бесплатное путешествие по красивейшему Галилейскому морю, но твердый ответ гида о невозможности для него солгать не давал мне покоя…

Думаю, что у каждого в жизни были случаи большой и малой неправды, «лжи во спасение». Гложет она нашу совесть, и нужно найти в себе силы в этом повиниться пред Богом и, если есть возможность, пред людьми, а в будущем стараться жить по слову Христа: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Так жили настоящие христиане — святые, в том числе и подвижники Египта, о которых мне хочется рассказать в этой статье.

Основатель монашества

В этой стране с ярким солнцем, с теплым Красным морем, с бескрайними пустынями и величественными горами живет древнехристианский народ с поистине детской верой — копты. На руке каждого из них обязательно есть татуировка в виде креста, чтобы никто не мог сорвать его с груди, если бы он был на веревочке. Коптская православная церковь относится к так называемым дохалкидонским церквям, не принявшим постановления IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 год) и последующих Соборов, а потому не имеющих евхаристического общения с Вселенским Православием. Но, посещая коптские монастыри и храмы, где пребывают мощи наших общих древних святых, видишь, как копты в зачастую враждебном по отношению к ним внешнем мире хранят свою искреннюю и живую веру, как много молятся. И посты они соблюдают очень строго. Если у копта есть небольшой ресторанчик, то в постные дни там вы найдете только соответствующую пищу. А еще они очень любят дарить подарки, если узнают, что вы православный.

Основателем христианского монашества считают преподобного Антония Великого, хотя он и не был первым отшельником. Святой Антоний родился в 251 году в благородной египетской семье. В двадцатилетнем возрасте он после смерти родителей раздал имение бедным и предался уединению и духовным подвигам. Нередко проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, а бывало, что и один раз в четверо суток. Пищей ему служил хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле. Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом, зарабатывая себе на пропитание. Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний поселился в гробнице, где провёл 15 лет, а затем удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет. У него появились первые ученики, селившиеся в местных горах и желавшие принять монашество, и прп. Антоний принял над ними духовное руководство.

В 313 году святой подвижник ушел еще дальше в Аравийскую пустыню, ближе к Красному морю, где положил основание монастырю, носящему имя преподобного. Здесь святой Антоний провел оставшиеся годы своей жизни до блаженной кончины в 356 году. Он запретил ученикам раскрывать место своего погребения, однако при императоре Юстиниане в VI веке византийцы отыскали мощи прп. Антония, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке их переправили во Францию. Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония покоятся на территории его монастыря под самым древним храмом.

Первая обитель

Однажды мы с вятскими паломниками посетили этот монастырь. Сначала, прежде чем солнце достигнет зенита, мы побывали в келье преподобного Антония. Пещера, где он провел последние 40 лет жизни, находится в горах над обителью на высоте 276 метров. Туда ведет крутая тропа-лестница из 1158 ступеней. Подъем по ней более трудный, чем на гору Синай. Путь к келье-пещере святого Антония «длинный, как молитва преподобного». Так писал архимандрит Порфирий (Успенский), основатель Русской духовной миссии в Иерусалиме, посетивший этот монастырь в 1850 году. Мы шли не торопясь, с отдыхом на специально устроенных для этого площадках. А вокруг — бесконечная пустыня с кое-где встречающимися небольшими оазисами. Вход в келью преподобного представляет собой узкую щель длиной около десяти метров, по которой может пройти, точнее, протиснуться только один человек, иначе не разминуться. Пещера маленькая, два на семь метров, при этом ширина пола не более метра. Внутри темно. Вплотную у стены — каменный престол, вокруг которого можно пройти лишь на коленях…

После посещения пещеры мы, спустившись с горы, заходим в монастырь через ворота в высоких стенах, построенных при императоре Юстиниане. Из-за опасности набегов разбойников-бедуинов ворот прежде не было. Отец Порфирий (Успенский) описывал, как его поднимали на стены по веревке, а продукты и вещи — в корзине. Нас встретил архимандрит Рувайс Антоний. Нужно сказать, что все насельники монастыря при постриге получают второе имя в честь преподобного Антония. Абуна (по-арабски — отец) Рувайс прожил в обители тридцать пять лет. На голове у монаха — черный куколь-капюшон с красными крестами: 12 крестов вышиты в честь апостолов, посередине крест в честь Иисуса Христа. В обители преподобного Антония сейчас числятся 120 монахов, но некоторые из них служат за границей: в Европе, в Америке, на Святой Земле. Отец Рувайс в свое время нес послушание в Соединенных Штатах. Среди иноков есть двенадцать врачей, которые, кроме самих монахов, бесплатно лечат всех, кому нужна помощь.

«Человек состоит из тела, души и духа, — поделился с нами своими мыслями абуна Рувайс. — Каждому необходимо ежедневно какое-то время быть наедине с собой, со своей душой, наедине с Богом. Большинство проблем у нас из-за того, что мы далеки от Господа. Христиане — это друзья Христовы, поэтому должны жить не так, как обычные люди, а подражая святым». Кроме татуировки в виде креста, многие копты наносят еще изображение какого-либо угодника Божия, например, преподобного Антония Великого. Абуна Рувайс мастерски нарисовал шариковой ручкой на запястье протоиерея Андрея Рассанова, сопровождавшего нашу группу, изображение святого Антония. Затем нам показали трапезную — длинный стол для братии, где из камня высечена подставка для Библии, которую читают во время трапезы. Одно из главных сокровищ монастыря — источник вкусной воды, которая, протекая по желобам, отстаивается в каменных цистернах, выдолбленных в скале. А еще в обители есть голубятня: на Востоке голубей разводят для еды. Монахи на территории монастыря мяса не едят, но за его пределами это им позволяется.

Наконец мы попадаем в храм святого Антония. Это самая старая церковь обители, построенная еще в IV веке. Здесь сохранились изумительные росписи XII–XIII веков. Монахи полагают, что некоторые из священных изображений относятся к VII–VIII векам. Перед входом в храм снимаем обувь, так принято в коптских обителях и церквях в воспоминание явления Господа Моисею в пламени Неопалимой купины, когда Бог сказал пророку: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Пол в храме первого христианского монастыря устлан коврами, так что ногам легко и приятно.

Пространство в коптской церкви делится на алтарную и еще три части, отделенные решетчатыми перегородками или невысокими барьерами. В алтарь ведут только одни врата, мы бы сказали, царские. В приходских коптских храмах стоят скамьи или стулья для богомольцев, в обителях такого нет. В ближайшей к алтарю части стоят те, кто будет причащаться на Литургии, в средней — кто причащаться не будет, а в самой дальней от алтаря — те, кто не может причащаться из-за епитимии. Копты-миряне приобщаются Тела и Крови Христа не реже, чем раз в 40 дней. Во время богослужения используются некоторые музыкальные инструменты: тарелочки и треугольник. Службы ведутся на арабском и коптском языках, причем на последнем уже никто не разговаривает, так что он остался только языком богослужения. В Коптской церкви служат Литургии святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского.

В единении с Богом

После осмотра монастыря прп. Антония мы отправились в обитель святого Павла, где подвизаются около ста монахов. Инок-экскурсовод на английском языке рассказал нам житие преподобного Павла Фивейского, прожившего в уединении в пещере 91 год. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, укрывался от холода и зноя одеждой из пальмовых листьев. Незадолго до кончины прп. Павла состоялась его встреча со святым Антонием, по Промыслу Божию посетившим отшельника и похоронившим его. На территории монастыря нам запомнилась пальма с редкой формой ствола: ее ветви тянутся вверх подобно воздетым рукам священника во время Херувимской песни. В больших глиняных кувшинах хранится питьевая вода, так она остается свежей и прохладной. В обители тоже есть источник, но он дает намного меньше воды, чем в монастыре прп. Антония, и в ней ощущается привкус соли: отсюда намного ближе до Красного моря, самого соленого в мире.

Вход в алтарную часть коптских церквей закрыт завесой, на которой обычно бывает изображения Спасителя, Богородицы или кого-то из святых. Глядя на иконы, можно наблюдать смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом образы, выполненные в византийском стиле, в традиции западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, отличающиеся своеобразным примитивизмом, напоминающие детские рисунки. Мы спросили монаха, как часто причащается братия. Он посмотрел на нас несколько удивленно и ответил: «Каждый день». И добавил, что, если кто из монахов не причастится, то в этот день он питается только хлебом и водой… Признаюсь, коптские монастыри в пустыне произвели на нас сильное впечатление.

Еще хочется рассказать об основанной прп. Макарием Великим обители Абу-Макар в Нитрийской пустыни. Этот монастырь является резиденцией коптского патриарха, которого избирают из иноков именно этой обители. Монастырь с высокими каменными стенами напоминает древний замок, хотя его бо́льшая часть была заново отстроена уже в XX веке. В 1960-х годах здесь жили всего 12 насельников, а в настоящее время их уже более ста. Вместе с братией на монастырских полях работают почти 800 трудников. Продукты поставляются на городские рынки, а вырученные средства идут на восстановление обители и помощь неимущим. В монастыре хранятся глава апостола Марка, часть мощей Иоанна Предтечи и мощи основателя обители преподобного Макария Великого, преданного ученика и последователя святого Антония.

Чуть дальше старинного храма — кельи древних подвижников. Они состоят из двух тесных комнат, в каждой из которых могли поместиться только два человека, причем высота, ширина и длина комнат одинаковая — два метра. Голые стены, полочка для книг и больше ничего. К древним кельям примыкает самое старое строение монастыря — башня для укрытия от врагов, построенная в V веке. Она не раз спасала жизни инокам при нападении бедуинов и мусульманских завоевателей. Внутри башни есть все необходимое, чтобы выдержать оборону в течение полугода: колодец с водой, небольшой храм, пекарня и склад для продуктов. Единственный вход расположен на уровне третьего этажа. К нему вел мост, который убирался внутрь при нападении врагов.

Монастырским храмам более тысячи лет. Сохранились фрески и резной иконостас XI века. За территорией обители прямо в песке вырыты кельи-землянки, в которых до сих пор живут иноки. Когда-то здесь находилась пещера самого прп. Макария Великого. Кроме того, в семи–десяти километрах от обители есть так называемые дальние кельи, куда монахи уходят на несколько месяцев для уединенных молитв. Инок, приобретая духовный опыт, должен ждать десять лет, чтобы стать отшельником. После этого он испрашивает разрешения занять одну из пещер или роет ее сам, а затем в подвижнических трудах стремится подражать прп. Макарию, который около 60 лет провел в мертвой пустыне, пребывая в постоянной беседе с Богом. Свой духовный опыт он передал в многочисленных творениях: 50 бесед и семь подвижнических слов стали драгоценным наследием духовной мудрости святого Макария Великого.

Основная мысль его творений заключается в том, что высшее благо и главная цель для человека — единение души с Богом. Земная жизнь со всеми ее трудами имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в ней сродство с Небесным Отечеством. Идеи египетского отшельничества, точнее, скитничества, заложенные в IV веке святым Макарием Великим, в XV веке развил на Руси преподобный Нил Сорский, поборник аскетизма и родоначальник русского скитничества. И в настоящее время существуют скиты при монастырях в России, самые известные — в Оптиной пустыне и на Валааме.

Несущий Христа на плечах

Запомнилась история, услышанная нами в монастыре Анба-Бишой, основанном в IV веке преподобным Псоем Египетским (Бишоем). Как рассказывает его житие, Христос являлся ему 14 раз! Однажды святой Псой увидел усталого странника с разбитыми ногами и омыл их. После этого гость стал невидимым, а явившийся Ангел возвестил, что это был Спаситель. Тогда в благодарность за явленную милость послужить Христу преподобный выпил воду, которой омывал ноги Сына Божия.

Однажды ученики святого Псоя попросили показать им Христа. Господь указал молившемуся подвижнику, что нужно сделать: «Если они хотят увидеть Меня, то пусть поднимутся на гору в отдаленном пустынном месте, а ты следуй за ними». По дороге им повстречался старый калека, который захотел пойти с ними. Но ученики отказали ему, заявив, что тот недостоин видеть Христа. Следом шел святой Псой. Он сжалился над стариком и понес его на своих плечах. Когда на горе ученики дождались преподобного, то увидели, что на плечах их учителя — Сам Христос. На вопрос, где преподобный встретил Спасителя, святой Псой ответил: «Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем». Поэтому часто преподобного изображают на иконах несущим Христа на плечах.

Нетленные мощи прп. Псоя хранятся в храме V века, который находится в центре обители. Рядом с церковью есть колодец глубиной 12 метров. По преданию, кочевники в V веке убили 49 насельников обители святого Макария и омыли в этом колодце свои сабли. С тех пор он называется Колодцем мучеников.

Мы посетили и другие древние египетские монастыри, например, Дейр-Суриани и Эль-Барамос с их удивительной историей и святынями. Вообще Египет дал православному миру столько великих подвижников, чьи имена заслуженно украшают духовную сокровищницу Православной Церкви, что не справедливо считать эту страну только хорошим местом для отдыха на море и для знакомства с древней цивилизацией. Было бы замечательно во время Великого поста почитать жития египетских святых, их поучения, хотя бы более глубоко вникнуть в слова молитв прп. Макария в утреннем и вечернем правиле. А если мы, учитывая нашу меру, будем подражать их вере, смирению, терпению и любви, то под звездным небом пасхальной ночи будем ждать рассвет Воскресения с бо́льшей радостью, чем ждут восхождения солнца паломники, поднявшиеся на гору Синай, где с первыми лучами сердце наполняется ликованием и становится понятным возглас священника во время богослужения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!».

Подготовила Надежда Шаповал

Поделиться