Церковь посреди леса

Не так давно нам удалось посетить затерянное в вятских лесах урочище Анкушино в Юрьянском районе. Когда-то здесь кипела жизнь, люди растили хлеб и детей. Село было центром большого прихода с населением более трёх с половиной тысяч человек, проживавшим в 47 деревнях. Анкушино стояло на бойком просёлке, и на зимние ярмарки и в праздники сюда приезжало много народа из сёл Загарье, Совье, Бобино, даже из Вятки и Слободского. Теперь здесь на многие километры простирается царство природы, а о былой жизни напоминают разве что высокие тополя, одиноко стоящие на местах бывших деревень Фили Трубицы, Стефана Маркова, Платоновской и многих других.

В последние годы сохранившийся в Анкушино храм в честь Воздвижения Креста Господня привлекает многочисленных посетителей, хотя добраться до этого места не просто, но всё-таки можно. Дорога до Анкушино начинается в нескольких километрах после деревни Ложкари. Надо сказать, что лесной путь до храма длиной около пяти километров даже в сухую летнюю погоду преодолеет не каждый внедорожник, поэтому при желании эти километры можно преодолеть пешком, а зимой — на лыжах, любуясь красотой вятской природы, вслушиваясь в таинственную лесную тишину.

Когда мы спустились с трассы, показались тополя, которые тянулись вдоль дороги почти на километр. На этом месте прежде располагалась деревня Кильмезь, первое упоминание о которой относится к 1700-м годам. Она стояла здесь несколько веков, но не пережила хрущёвских реформ, властной чиновничьей рукой была вычеркнута из списка населённых пунктов, признана неперспективной. Вот и закончилась бывшая улица, и снова дорога уходит в лес, а за ним раньше находилась деревенька Веденицы. В 1950 году в ней оставалась всего одна семья, а сейчас на этом месте — молодые сосенки…

Следующая часть пути до самого Анкушино снова пролегала через лес. Вот показался указатель на старое кладбище: бывшие жители окрестных селений до сих пор посещают могилы своих предков. Среди густого ельника здесь упокоилось не одно поколение анкушинских прихожан. На старом погосте можно увидеть поросшие мхом надгробия XIX века и самодельные кресты середины прошлого столетия. Лесная чаща закончилась неожиданно, и взору открылся вид на возвышающийся Крестовоздвиженский храм. Несмотря на то, что он со всех сторон окружён густым лесом, вплотную к церкви за все эти годы деревья так и не подступили.

Анкушино имеет давнюю историю и впервые упоминается в 1781 году в приходских документах села Загарья. В конце XVIII века на Анкушинском починке жили всего десять человек. В 1860 году резолюцией вятского епископа Агафангела (Соловьёва) было дозволено в «селении Анкушинском открыть село Крестовоздвиженское с одним священником и двумя причетниками на первый раз». Вблизи Анкушино протекали три ключа, поэтому в будущем село стали именовать Трёхключинским. Вначале здесь был устроен деревянный молитвенный дом, который в скором времени перестроили в церковь в честь Воздвижения Креста Господня.

В 1879 году анкушинские прихожане приступили к возведению каменного храма в архитектурном стиле эклектика. Кладка здания была закончена в 1884 году, затем приступили к внутренней отделке, и через два года новая церковь была освящена. В последующие годы храм неоднократно расширялся. В 1896 году справа пристроили придел, освящённый во имя Святой Троицы. Левый придел посвящён святителю Василию Великому, а центральный — Воздвижению Креста Господня. До сих пор на колоннах внутри храма сохранились надписи, сделанные в память о днях освящения эти приделов.

Как и многие вятские церкви, Крестовоздвиженский храм был закрыт накануне Великой Отечественной войны, но в 1940-х годах верующим удалось добиться разрешения на его открытие и возобновление богослужений. Ради этого особо потрудилась Анисья Афанасьевна Копанева. Во время хрущёвской антирелигиозной кампании церковь вновь закрыли, на этот раз уже навсегда. А вскоре опустело и село, хотя ещё в 1950 году в Анкушино насчитывалось 105 домов и проживало 183 человека. Словно немногочисленные свидетели былой жизни где-то в зарослях притаились полусгнившие срубы деревенских изб и бань, на пути нам попались мельничный жёрнов, колесо от брички, чугунок…

Рядом с храмом до сих пор растёт старый кедр, под раскидистой кроной которого находится каменное надгробие в виде аналоя с крестом и Евангелием — «Последний дар дорогому отцу от любящих жены и детей». Здесь покоится настоятель Крестовоздвиженской церкви священник Пётр Замятин, служивший в ней с конца XIX века и скончавшийся 27 августа 1920 года. Был он не стар, всего 49 лет, да, видно, не выдержало сердце пастыря всего, что пришлось перенести от безбожной власти в первые годы после революции. Незадолго до смерти, 25 января 1920 года, батюшка был приговорён к пяти годам лишения свободы якобы «за контрреволюционную агитацию». По амнистии срок снизили до двух лет, но здоровье было уже потеряно, и летом отец Пётр отошёл ко Господу.

По воспоминаниям анкушинских старожилов, кедры были посажены каким-то священником, возможно, именно Замятиным. Раньше их было три, росли они в церковной ограде, которой сейчас уже нет, да и кедр остался один.

Храм села Анкушино почти полностью сохранил свой внешний вид: остались целыми купол и колокольня, увенчанные крестами, уцелела железная кровля, а под церковными сводами до сих пор можно увидеть удивительно яркие, словно живые росписи, сделанные неизвестными вятскими мастерами. Апсиду южного алтаря украшает образ Спасителя, апсиду центрального — образ Божией Матери, в которых без труда просматриваются мотивы васнецовской росписи киевского Владимирского собора, которые часто использовали иконописцы для украшения вятских храмов. Скорее всего, именно удалённость Крестовоздвиженской церкви от населённых пунктов и спасла его от рук вандалов, которые всё-таки в разные годы оставили свои «автографы» на образах равноапостольной княгини Ольги, преподобного Зосимы Соловецкого, преподобномученицы Евдокии и других святых. Ещё одним страшным свидетельством бездуховного прошлого является вид расстрелянного креста над куполом храма. Не побоялся лихой человек поднять ружьё на святое распятие, но крест выстоял, остались лишь следы от картечи на его основании…

Уже несколько лет добровольцы из Вятской епархии на свои личные средства, за счёт немногочисленных пожертвований от таких же неравнодушных людей стараются сохранить от разрушения анкушинский храм. Были заделаны дыры в кровле, из церкви убрали огромное количество обломков кирпича, разного мусора и даже навоза, который лежал здесь ещё с середины прошлого века: после закрытия храма в него загоняли коров. Изредка здесь совершаются богослужения, и тогда Крестовоздвиженская церковь снова оживает. Удивительно, но, когда заходишь под её своды, а внутреннее пространство храма открыто всем ветрам, ощущается аромат ладана и свечей.

Кто-то скажет, что незачем сохранять эту церковь посреди леса, где и дороги нет, и люди не живут. Но, может быть, пока мы заботимся о наших святынях, хотя бы с сердечным сокрушением воздыхаем о порушенных храмах, Господь терпит нас…

Евгений Горев
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Поделиться